Глава 7. Психологическая
I I Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией Важное значение в развитии пространственных представлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности. Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «Почтовый ящик», различные разрезные картинки (чайник, который разбился и его необходимо склеить), рисование самолетов за облаками, игра в кубики. «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объемных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку объясняют, как с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком». Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти. Для младших школьников можно предложить игру «Определи и назови фигуры» — наложение геометрических фигур. Для детей более старшего возраста используют изографы, например: Одним из обязательных условий ориентации в пространстве является слуховое восприятие. Вместе с тем развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематичес-
Глава 7 кого слуха является необходимым условием успешного обучения детей грамоте. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию дифференцированного слухового восприятия. В упражнениях на слуховое внимание можно использовать различные звучащие игрушки, музыкальные инструменты. Использование различных музыкальных инструментов воспитывает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста человеческих голосов. На занятиях по развитию фонематического слуха даются упражнения на различение звуков, слогов и слов на слух. Подбираются слова более контрастные но звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной сходной но звучанию фонемой. Можно предложить ребенку задание придумать слова на определенный звук в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха можно провести игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза — коса, миска — мишка, бочка — почка, точка — дочка, мол—моль и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. На втором этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие. С этой же целью используют подвижные игры, например «Угадай, чей голос? », «Угадай, откуда голос? ». Многие дети с дизартрией испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Особенно дети затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с дизартрией часто отмечаются нарушения схемы тела.
На начальных этапах обучения в школе выясняется, что и другие пространственные представления, такие, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми плохо усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают I Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям. Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах ДЦП. Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки таких детей к школе. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные приемы и упражнения. На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела. На втором этапе — формируют пространственные представления на листе бумаги, в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. На третьем этапе — учат ориентации в пространстве, тренируют в перемещении ребенка в пространстве игровой или классной комнаты, в спортивном зале или на музыкальных занятиях. Первый этап. Для развития у ребенка представлений о схеме тела могут быть использованы такие упражнения. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено... » Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о правой и левой руке. При тяжелой, двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д. ). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами (кинестетическое восприятие). При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. Далее эти упражнения проводятся на кукле. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица,
Глава 7 глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле. На втором этапе учатся ориентироваться на листе бумаги, на картине, по рисунку. Педагог сначала обучает основным понятиям: правый верхний угол листа, левый нижний угол листа, нижний правый угол листа, середина листа и т. п. Постепенно ребенка обучают ориентироваться на занятии рисования на бумаге, рисованию изображения на доске и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует. Третий этап. Путем специальных упражнений ребенка обучают ориентироваться в пространстве. Эти упражнения также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. После этого ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. Далее проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям. Переходят к схемам игровой площадки группы детского сада, кукольной комнаты, игровой комнаты или класса, далее схема пути из дома до детского сада или школы.
Развитие кинестетического восприятия требует кропотливого запоминания и выполнения новой схемы двигательного действия, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. С этой целью используются следующие упражнения для пальцев рук, предложенные в книге для родителей М. В. Ипполитовой, Р. Д. Бабенковой, Е. М. Мастю-ковой: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Репка», «Петушок», Уточка, лебедь и колобок» и т. д. При этом сначала они выполняются под контролем зрения, лучше всего перед зеркалом, а после такие упражнения ребенок выполняет за ширмой или экраном. Большое значение в воспитании ребенка с дизартрией имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией и трудовой деятельностью. Учеными доказано, что игра ребенка является социальной по своему происхождению, развивается под влиянием окружающих взрослых как форма усвоения общественного опыта и имеет чрезвычайно важное значение для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Практический опыт игры детей с дизартрией крайне беден и отличается стереотипизацией, проявлением ригидности. Ребенок может, например, изо дня в день катать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему посадить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, становится творческой. Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка. Важно с дошкольного возраста уделять большое внимание развитию элементарных психических функций. В педагогической психологии и педагогике этот процесс называется сенсорным воспитанием ребенка. На первых этапах формирования высшая психическая функция представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем действия свертываются и становятся автоматизированными умственными действиями. Формирование устной речи у детей с дизартрией существенно оптимизируется при адекватном сенсорном воспитании, так как сенсорные и речевые нейрофизиологические зоны находятся в одном (левом для правшей) полушарии мозга и оказывают положительное влияние друг на друга.
7. 13. Развитие интонационной выразительности речи Интонация играет большую роль в выразительности речи. Она усиливает значение слова, придает высказыванию заданный смысл. Выразительность речи зависит также от звучности голоса, четкости дикции, темпа и ритма речи. У детей с дизартрией голос обычно недостаточно модулирован, интонации плохо развиваются. Глава 7 Работа над голосом предполагает: • развитие силы и динамического диапазона голоса; • формирование навыков рациональной голосоподачи и • развитие мелодических характеристик голоса. При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов. Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения (Г. В. Бабина и др., 1997). Перед логопедом ставится задача обучить смене высоты голоса, придавания ему различной эмоциональной выразительности. Работа начинается с проговаривания гласных звуков, затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний, фраз. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах: Н. П. Вербовая и др., 1977, Э. М. Чарели, 1991 и др. Примерные тексты для отработки интонации вопросительной, восклицательной и повествовательной, рекомендуемые для младших школьников. Текст 1. Сорока и Медведь Спрашивает Сорока Медведя: — Почему тебя, Миша, медведем зовут? Глухаря — понят — Глупая ты птица! Медведь — значит медоед. Мед я ем, (По Н. Сладкову). Текст 2. Лисица и тетерев Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит: — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала (По Л. Толстому). ______ Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией_________________ Текст 3. Лис и Еж Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул в яму с водой. Ежу пришлось раскрыться, поплыл он к берегу. А Лис тут как тут. Только Ежа и видели. (По В. Бианки). 7. 14. Методика каллиграфотерапии Издавна в методе обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т. е. письмо под счет. Обучение письму по системе Д. Б. Эль-конина основано на приеме этого ритмизированного письма. Каллиграфотерапия — это поэтапное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических навыков. Для школьников с дизартрией используется ритмизированное письмо в сопровождении ритмичной музыкой на завершающих этапах психокоррекции. Тактированное письмо позволяет добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекцион-ный прием предназначен для совершенствования графомотор-ного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы, а также для совершенствования скорости письма у подростков с нарушениями письменной речи. Коррекционная программа проводится в 3 этапа. Первый этап включает выполнение следующих упражнений: 1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных 2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных Второй этап включает следующие упражнения: 1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных слов через прозрачную кальку. Слова соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением: мак, рак, сок, мох; роза, ваза, Лиза, киса; кошка, мошка, вилка, пилка; кулак, пирог, носок, висок; платок, крючок, значок, скачок; пироги, сапоги, молоко, хорошо; винтовка, картошка, задвижка, коврижка.
Глава 7 2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных словосочетаний через прозрачную кальку. Третий этап включает следующие упражнения: 1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных 2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных 3. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных На основании разработанных положений составлена тетрадь для коррекции графомоторных навыков, которая предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Речевой материал представлен в тетради по принципу возрастающей сложности: буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи, микротексты. Подобранный таким образом материал позволяет логопеду работать с учетом индивидуальных особенностей школьника. Логопед может на этом речевом материале автоматизировать графический навык письма только определенной буквы, этой буквы в слоге, слове, предложении и т. д. Графическая система письменных букв в тетради построена на основе зрительных элементов с учетом динамики их двигательного воспроизведения при написании букв (Д. Б. Эльконин). В первую очередь отрабатывается написание тех букв, в которых полностью совпадают зрительные и двигательные элементы. Это заглавные Г, О, П, Р, Т, Э и строчные г, е, ё, о, с, ь, э. Затем — буквы с частично совпадающими двигательными и зрительными элементами, что происходит за счет удлинения конца элемента в буквах: А, Е, Ё, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Яя или удлинения его начала: А, б, ж, к, н, п, р, т, ю; и буквы, в написании которых объединение двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс происходит при условии плавного перехода от одного элемента к другому: Б, Вв, Д, е, ё, Кк, Н, Ю, Яя. Ритмизация процесса письма способствует совершенствованию темпа письма, автоматизации графического навыка письма, вырабатывает навык скорописи. Ритмизация навыка письма начинается с тактирования элементов букв, потом тактируются буквы, затем слоги, слова. I
Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией Фрагмент тетради для каллиграфотерапии
Глава 7 Материал для написания слов подобран с учетом слоговой структуры и ритмического рисунка слова, что позволяет учащимся удерживать определенный ритм в процессе прочтения и написания, создает определенное эмоциональное настроение. Предложения представляют собой материал, содержащий слова-омонимы. Это позволяет направить внимание учащихся на значение правильного ударения в словах. Стихи, предложенные для написания в тетради представляют собой рифмующиеся четверостишья. Микротексты представляют собой материал, способствующий работе над интонацией и логическим ударением. Техника работы с микротекстами и стихами. В начале текст прочитывается логопедом или психологом. Учащиеся определяют основное содержание и интонационную направленность текста. Затем микротекст читает учащийся. После этого приступает к тактированному письму данного текста. Коррекционная работа по совершенствованию графо-моторных навыков у учащихся с дизартрией и трудностями формирования навыка письма может быть совмещена с другими видами индивидуальной работы над речевыми расстройствами. Для этого из тетради для коррекции графомо-торных навыков письма выбирается материал, необходимый индивидуально для данного ребенка. Могут быть использованы следующие виды коррекционной работы: • автоматизация поставленных звуков в устной речи и на • работа над звукобуквенным анализом слов; • уточнение или формирование обобщающих понятий 7. 15. Развитие звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Тренируя слуховое восприятие, ребенок учится внимательно слушать речь другого человека и самого себя, улавливать разницу между дефектным и нормальным звукопроизношением. При дизартрии нарушение речевых кинестезии вызывает отклонения в формировании I I Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией фонематического восприятия, которые могут носить вторичный характер. Нередко у детей с дизартрией наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В процессе развития речи и ее звукопроизносительной стороны сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы этих элементов устной речи находятся в тесной взаимосвязи. У части детей с дизартрией бывает снижен слух, особенно на звуки высокой частоты. Отсутствие четкого слухового восприятия речи способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов. Формирование звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы. Последовательность постановки и коррекция звуков логопедом выбирается индивидуально. В первую очередь для коррекции выбираются те фонемы, которые в тех или иных звукосочетаниях произносятся правильно, а также те звуки, реализация которых является наиболее простой в артикуля-торном плане. В случаях значительного нарушения тонуса мышц и выраженного нарушения звукопроизношения, необходимо выявить любые возможности ребенка в произнесении звука. Учитывая индивидуальные возможности мышечного тонуса, логопед может использовать патологическое положение языка или губ. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стремится вызвать изолированный звук, затем его автоматизирует в слогах словах и позже во фразовой речи. Особенности нарушения тонуса языка нередко определяют последовательность постановки звуков речи, например, при спастичном кончике языка в первую очередь, чаще всего, легче и быстрее ставятся шипящие звуки. Это объясняется тем, что спастичный кончик языка направлен вверх, и логопеду остается при выработке артикуляторной позы звука «ш» добиться с помощью артикуляционной гимнастики широкого кончика языка. Затем можно переходить к постановке звука. Общим правилом является то, что при работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные Глава 7 возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные
Содержание и методы логопедической работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития, интеллекта. Методика формирования устной речи у детей с дизарт На первом этапе обучения работа по формированию устной речи начинается с развития понимания речи. Активная речь развивается с помощью звукоподражаний, слоговых подражательных комплексов, однословных предложений, как исходного пункта развития детской речи в норме. Второй этап обучения связан с расширением объема понимания чужой речи, обучением ребенка строить двухсловные предложения с глаголами разного наклонения, заучивание отдельных обиходных словосочетаний. Третий этап обучения направлен на развитие грамматической стороны речи. Начинается этот этап с развития понимания речи по различению грамматических форм слов, затем обучения предложению типа: именительный падеж существительного + согласованный глагол, и следующее: обучают детей производить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных. Обучение строить предложение, состоящее из 3—5 слов. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Четвертый этап — формирование простейших навыков связной речи. На этом этапе начинается развитие речевого Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией дыхания при условии сформированности грудо-брюшного типа дыхания. Пятый этап обучения связан с построением сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, а следовательно, с дальнейшим обучением словоизменения и согласования. Дальнейший этап коррекционной работы связан с подготовкой детей с дизартрией к обучению в школе. Как и на предыдущих этапах обучения, подготовка детей к школе проводится на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, а также на групповых занятиях воспитателя. Основной задачей в программе на этом этапе является формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также общей психологической готовности к обучению в школе. Дети с дизартрией имеют специфические особенности развития двигательной сферы, затрудняющие формирование навыков письма и чтения. Так, в пальцах рук наблюдается нарушение точности, быстроты, координированности движений, нарушение двигательной памяти и ритмичности в переключении движений. У них отмечаются определенные нарушения восприятия и оценки ритма, что затрудняет перешифровку слуховых модальностей в двигательные и зрительные. На формирование первичных умений письма и чтения влияет снижение самоанализа и самоконтроля за собственным произношением. Формирование предпосылок к усвоению умений письма и чтения у дошкольников связано, в первую очередь, с развитием темпоритмических характеристик моторной сферы (особенно рук и артикуляций), затем нормализация оптико-пространственного гно-зиса, развитие слухового внимания, слухоречевой памяти и фонематического восприятия, специальная подготовка мелкой моторики руки к процессу письма. Упражнения включают изолированные движения пальцев рук и кисти, «письмо» указательным пальцем на песке и в воздухе, обучение правильному удержанию карандаша, обучение контролю зрением за движением руки при рисовании и письме, автоматизация движения руки слева направо, обучение детей штриховке и обводке, раскрашивание по трафарету асимметричных фигур. В программу подготовки к школе входит формирование элементарных математических представлений. Обучение проводится с опорой на двигательные, зрительные и осязатель- Глава 7 ные ощущения и восприятия расположенных в пространстве предметов. Дети усваивают понятия больше-меньше, уменьшить-увеличить, прибавить-отнять, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, дальше-ближе. Дети обучаются сравнению предметов по выделенным выше признакам. В этот период вводятся приемы, направленные на усвоение элементарных математических представлений. В программу дошкольной подготовки к обучению грамоте включено обучение полному звуковому анализу звучащей речи. Ознакомление с буквами и их написанием, звукобук-венным анализом слов, что способствует предупреждению дисграфии. ГЛАВА 8 Психологическая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|