Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 7 глава
Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия — всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика — это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения. Как мы видели, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике. Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политического действия. Вместе с тем политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включает в себя все отраженное социальное бытие. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.
Определение политического сознания через категорию «отражение» отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имманентным свойством всякого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными же-"" ланиями и произвольными решениями.
Социальны* Как и сознание в целом, политическое Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.
Социально-классовые Политика есть область отношений всех Такие черты в значительной мере присущи и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам. Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества оказывают экономически доминирующие социальные силы, которые располагают максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества. Вместе с тем политическое сознание, отражая объективные интересы нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам. Между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX в. перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы.
Уровни Политическое сознание системно по Обыденный уровень политического сознания — это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особен- „ ностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и неси-стематизированностью представлений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом «здравом смысле», служит достаточно надеж- ным ориентиром в происходящих политических событиях. Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное состояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образовательными, возрастными и другими особенностями социальных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества. Рассматривая этот уровень политического сознания, следует предостеречь от традиционно необоснованного негативного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием предопределяются важные решения. Серьезный политик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, будучи исторически первичным способом идеального отражения действительности, служит источником накопления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания — воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и складывающихся в нем отношений. Дополняясь за счет других способов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой информацией, структурно усложняется, но при этом остается самим собой, поскольку его функции не берет на себя ни один ни другой уровень сознания.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение. Под таковым понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, заключающее в себе их отношение к проблемам, важным для "общественно-политической жизни. Общественное мнение не идентично совокупности различных мнений, высказываемых лицами или группами, из которых состоит общество. Простая сумма частных мнений есть конгломерат всевозможных взглядов по различным вопросам политики. Общественное мнение — конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных или немногих совпадающих суждений в определенных условиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо чтобы оно имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди. Оценивая роль общественного мнения в политической жизни, необходимо иметь в виду, что как форма сознания оно есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности. Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы и опытного подтверждения складывающихся представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом средств массовой информации на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте. Кстати, предубеждения имеют чрезвычайно широкое распространение в политической жизни. Их отличительной чертой является то, что они не обосновываются рационально, а рассматриваются их жертвами как неоспоримая истина.
Однако, несмотря на это свойство общественного мнения, Обыденное политическое сознание иногда отождествляют И с массовым сознанием. Это не совсем верно. Понятия «обы- | денное сознание» и «массовое сознание» выражают различные грани общественного сознания, и, как таковые, они различаются по своим носителям и содержанию. Обыденное политическое сознание имеет конкретных постоянных носителей — индивиды, социальные группы и общности — и характеризуется относительно устойчивыми чертами. В структуре политического сознания, носителем которого является общество, народ как целое, также присутствует обыденный уровень. Специфика же собственно массового сознания, его содержание и функциональные свойства обусловлены особой природой его носителя — массы. В литературе термином «масса» принято обозначать возникшее по тем или иным обстоятельствам неопределенное в количествеяном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Очевидно, что масса есть особая общность, не тождественная ни народу, ни социальной группе, ни классу. Такая общность также вырабатывает свои представления об окружающей ее социальной действительности, и потому она выступает носителем специфической формы общественного сознания — массового. Функциональная роль массового сознания состоит в обеспечении возможности данной совокупности людей ориентироваться в тех конкретных жизненных ситуациях, в которых она действует. Массовое сознание проявляется в сферах производства, потребления, досуга, спорта, политики и т. д. Оно имеет место ровно столько, сколько существует то социальное образование, которое порождает данный тип сознания. Иногда такое сознание составляет доминирующий компонент представлений и «классических» групп общества. С содержательной точки зрения, в массовом сознании отражаются знания, представления, нормы и ценности, разделяемые; возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов. Оно является результатом совместного восприятия в процессе непосредственного и опосредованного общения людей информации о происходящих (мнимых илк действительных) событиях, процессах, явлениях социально-политической жизни. Большинство исследователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают ча наличиг в нем таких черт, как неустойки вость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в режиме подсознания. Вообще же природа и свойства массового сознания плохо поддаются фиксации и описанию. Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень политического сознания — это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни политического сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они не тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психологические черты, как чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Психологический компонент политического сознания особенно сильно проявляется в периоды политической нестабильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития. Теоретический уровень политического сознания — это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система идей и представлений, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное " представление о закономерных существенных связях и отношениях социально-политической действительности. Содержание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин. О понятиях и категориях как элементах политологического знания речь шла в первом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение политических теорий, учений, концепций и доктрин. Теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) в широком смысле слова — это комплекс идей, понятий и принципов, объясняющих какой-либо класс явлений. В более узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной области реальности. Соответственно и политическая теория выступает как наиболее целостное, в высокой степени достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих политической действительности. Развитая политическая теория (наука) — это не просто механическая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логическую зависимость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать политологию как научную и учебную дисциплину. Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действительности. Например, политическая концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо политического явления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос общественной жизни. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла в политической деятельности. Социально-политическое учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений социально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (например, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.). Политическая доктрина (лат. doktrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина нередко служит средством борьбы за власть, интеграции членов политического движения. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догматизма (откуда выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство»). Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и законов научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической концепции или политической доктрины. Этот процесс осуществляется и посредством представлений обыденного сознания. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политических явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. систематизированная сумма социально значимых идей и представлений, может явиться мобилизующим факторов серьезных политических действий. Политическая Мы уже знаем, что в содержательном Термин идеология (от греч. idea — мысль, замысел и logos — слово, понятие) ввел французский ученый Дестют де Траси (1754—1830). В самом широком смысле им обозначается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также со- держатся цели (программы) социальной деятельности, направленной за закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений [96. С. 206]. Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл. Это — относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений — индивиды, социальные группы, классы, нации, общество — осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий общественной группы (например, социального слоя, класса, нации) состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которой, данная идеология обслуживает. Непременным компонентом политической идеологии является исторически и социологически обоснованная политическая программа. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как «документ», «источник», содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к поведению своих сторонников, благодаря чему идеология распространяет свое воздействие не только на щнтеллек-туальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии по уровням, направлениям, принципам, средствам и методам действия. Следует отметить, что в обыденном употреблении термину «политическая идеология» зачастую придается иронический смысл. Начало этой традиции положил в свое время Наполеон, который назвал своих политических противников «идеологами», обвиняя их в том, что под маской радужных идей они скрывают свои истинные интересы. И ныне многие люди понимают идеологию как ложные, иллюзорные представления, противоречащие здравому смыслу, реальным потребностям жизни. Это связано с тем, что в политике нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопросов общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это обстоятельство никак не упраздняет роли идеологии в политической жизни. Это место никогда не бывает вакантным, и сегодня оно тоже заполняется новыми политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, и потому у некоторой части граждан создается иллюзия отсутствия таковой. Таким образом, политическая идеология является одним ниями о том, какой она должна быть. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с теми или иными интересами социальных групп. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны. Данной особенностью социально-политических представлений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто перечислить все социально-политические идеи, теории, концепции и доктрины, которые существовали в прошлом или присутствуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический идеал общественного устройства, социально-политические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, революционной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины, которые будут рассматриваться в последующих темах курса. Все они в той или иной мере отражают интересы определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и конфронтируют друг с другом. Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями, совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, которые однозначно трактуются представителями различных теоретических школ. Любая социально-политическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных знаний. Однако каждая конкретная идейно-политическая конструкция из множества имеющихся научных истин включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той группы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности какой-либо одной социально-политической теории и ненаучности других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания отвечают интересам носителей данной совокупности взглядов и идей. Таким образом, в содержании любой социально-полити- 8 Зак. 140 ческой теории, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, политических позиций и устремлений. В силу этого социально-политические теории выступают в качестве существенного элемента политического процесса. Они выполняют в нем две функции: познавательную и мобилизующую. Первую из этих функций политические идеи и представления выполняют в той мере, в какой они характеризуют социальную действительность так, как она есть. Одновременно, намечая общие направления развития общества, формулируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Однако обе эти функции социально-политических теорий не следует переоценивать. Поскольку все социально-политические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политической действительности они имеют тенденцию к ее искажению. Что касается их мобилизующей функции, то важно помнить, что недостаточно выдвинуть пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главнейшая проблема всегда — реализуемость этих идей, объективная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные идеи и систематизирующие их теории, концепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действи-* тельность. В конечном счете в истории реализовывались те идеи, которые выражали жизненные потребности реальной социальной силы, подлинные общественные нужды. Типы политического Понятие «тип политического сознания» занимаемых различными субъектами общественных отношений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, реальный уровень и характер их политического сознания. Нет иного способа выявления особенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения. Все многообразие идейно-политических убеждений и позиций людей можно классифицировать по различным основаниям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания, В литературе чаще всего встречается типологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных социальных групп присущи специфические черты; по приверженности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; по характеру отношения различных групп к институтам государственной власти; по предрасположенности людей к тому или иному способу деятельности в области политики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типо-логизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|