Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 6 глава





ются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд на власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.

Следовательно, по своей природе этот двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически — это постоянная коалиция, монополизировавшая политическую власть. Стабильность и господство этого неформального партийного блока обеспечиваются всеобъемлющей его под­держкой со стороны правящего в США класса, порядком финансирования выборов, силой традиций политической жизни. Весь этот сложный механизм тщательно отлажен и потому никогда не дает сбоев. Вот уже почти полтора столетия (Демократическая партия оформилась в 1828 г., Республиканская — в 1854 г.) власть в США поочередно удерживают в своих руках республиканцы и демократы, и нет никаких шансов, что кто-то нарушит их дуумвират.

Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило, принцип однопартийности, под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (даже не количество находящихся на легальном положении), а законодательное закрепление за одной из разрешенных пар­тий формального статуса правящей. На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки по­литики руководства государства. Некоторые авторитарные режимы допускают деятельность двух и более определенных партий при одновременном запрете всех других. Но и в этом случае деятельность разрешенных партий существенно ограничивается. В политической жизни они играют второ­степенную роль, поскольку не имеют возможности оказы­вать реального влияния на государство.

Тоталитарному режиму также свойственна своя партий­ная система. Здесь действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. Однако в от­личие от авторитарного режима эта партия стоит над го­сударством, осуществляет в обществе доминирующую роль. Аппарат партии, как правило, срастается с аппаратом го­сударства, что ведет к утрате различий между партийной


и государственной деятельностью. Возникновению подобных систем, как правило, предшествует кризис демократических методов осуществления власти. В настоящее время такие системы сходят с политической арены как дискредитиро­вавшие себя в глазах мирового сообщества и общественного мнения тех стран, где они существовали.

Формированиепартийных систем в странах бывшего СССР

История политических партий, разви­тия партийной системы в СССР и воз­никших после его распада суверенных государств имеет весьма противоречи­вый характер. С правовой точки зре­ния, до Февральской революции 1917 г. в России много­партийной системы не существовало. Официально были разрешены и зарегистрированы лишь проправительственные организации — помещичьи, черносотенные и партия «ок­тябристов». Даже либералы — «кадеты», сторонники кон­ституционной монархии, — не смогли добиться такого разрешения и действовали полулегально. Принадлежность же к партиям эсеров, меньшевиков, большевиков, анархи­стов и к некоторым другим была уголовно наказуема. Только после свержения самодержавия все эти партии смогли дей­ствовать легально, стали появляться другие. В 1917 г. в России насчитывалось в общей сложности более 50 полити­ческих партий. Сохранявшаяся некоторое время после Ок­тябрьской революции многопартийность сменилась однопартийным политическим режимом, который просущест­вовал несколько десятилетий. Этому способствовали многие факторы: особенности истории России, неразвитость демо­кратических институтов в дооктябрьский период, борьба боль* шевиков и других партий за власть в Советах, контрреволюция и иностранная военная интервенция и другое.

В настоящее время государства, входившие в состав СССР, вступили в новый этап своей истории, характери­зующийся усложнением социальной структуры общества и усилением дифференциации политических сил. Это находит свое выражение и в формировании партийных систем. Ныне на политической арене суверенных республик действует в общей сложности несколько сотен партий и тысячи полит-клубов и организаций местного значения. Они представляют практически весь современный политический спектр. Осо-


бенностью данного этапа формирования многопартийности является то, что отдельные партии или их объединения быстро приобретают широкую популярность, а затем столь же быстро ее теряют. Это означает, что процесс становления партийных систем находится лишь в начальной стадии, ведущие политические партии далеко еще не сформирова­лись и не утвердились.

На Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объедине­ния. Действующие в настоящее время партии представляют, скорее, конгломерат разнородных по своим названиям идей­но-политических группировок, а не систему политических объединений; которой были бы представлены реальные со­циальные силы. Значительная часть из них возникла не как следствие политической консолидации социально-эко­номических сил, а как результат организационного объе­динения приверженцев определенных идейно-политических воззрений. Многие из так называемых партий с трудом смогли преодолеть необходимый для регистрации численный барьер в 500 человек. В сущности, почти все зарегистри­рованные в качестве партий объединения в лучшем случае являются протопартиями, а не вполне сформировавшимися политическими партиями в собственном смысле этого по­нятия.

Вообще же следует иметь в виду, что формирование партийной системы — это длительный процесс, который будет осуществляться на протяжении десятилетий. Он со­пряжен с социальной дифференциацией общества, с фор­мированием у основных социальных групп и общества в целом демократических типов политического дознания и политической культуры. Несомненно, что для стабильности политической жизни, эффективного развития общества наи­более предпочтительными являются варианты политической системы, в которой доминировали бы две или три партии. Для многонациональных государств обилие политических партий вообще не желательно, так как оно стимулирует сепаратизм, ведет к разрушению целостности этих стран.


7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 7.1. Понятие, функции и разновидности общественных объединений

Понятия: объединение, организация и движение

Общественное объединение — это до­бровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов. Общественными объединениями призна­ются политические партии, массовые движения, професси­ональные союзы, женские, ветеранские организации, общества инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физ-культурно-спортивные и иные добровольные общества, фон­ды, ассоциации, другие формирования граждан. Таким образом, общественным объединением является всякое до­бровольное формирование граждан. В качестве конкретных форм таковых рассматриваются партии, организации, сою­зы, общества, ассоциации, движения, фонды.

Очевидно, что все перечисленные формы объединения граждан не являются однопорядковыми с той или иной точки зрения. Законодательство, как правило, устанавли­вает критерии различия между политической партией, про­фессиональным союзом и массовым общественным дви­жением. В частности, в организационном отношении только для профессиональных союзов устанавливается индивиду­альное членство, партии же, как правило, имеют фикси­рованное членство, а массовые общественные движения не имеют такового. Предполагается, что с точки зрения член^ ства и своей внутренней организации все другие обществен­ные объединения могут строиться по различным прин­ципам.

Общественной организацией называется добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организаци­онную структуру снизу доверху, фиксированное индивиду­альное или коллективное членство. Массовым общественным движением называется совместная деятель­ность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной струк­туры и фиксированного членства. С нашей точки зрения,


эти два понятия вбирают в себя все разнообразие конкрет­ных форм объединений граждан.

Общественные объединения в зависи-э11||11Шк:!1:Я1:;:;; мости от целей своей деятельности имеют различное значение в полити­ческой жизни общества. Одни из них для реализации своих целей стремятся влиять на полити­ческие отношения, другие — нет. Поэтому все общественные организации и движения можно подразделить на имеющие политические черты и не имеющие таковых.

Политический характер носят те общественные объеди­нения, которые пытаются изменить существующие полити­ческие условия или закрепить их путем оказания влияния на институты власти либо же путем борьбы за власть. Общественные объединения, которые не создавались в ка­честве политической партии, но в последующем вступают в борьбу за власть, тем самым фактически превращаются в политические партии. Следовательно, политическая фун­кция общественных объединений, не являющихся полити­ческими партиями, состоит не в борьбе за завоевание власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. Соответственно, общественно-политическими организациями можно считать только те из многочисленных объединений и групп по интересам, которые оказывают более или менее постоянное давление на центры власти. В западной политологии их так и называют — группы давления или группы интересов.

Общественные объединения политического характера, т. е. стремящиеся влиять на правящую группу, могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние поли­тических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в сред­ствах массовой информации, сбор подписей под соответст­вующими требованиями, забастовки, неповиновение указам правительства, пикеты, митинги, шествия и другие.

Типичными способами воздействия общественных объе-


динений (групп давления) на органы власти являются: 1) непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров административного аппа­рата; 2) участие членов организации в работе парламент­ских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных «приятель­ских» контактов с членами парламента, правительства, чи­новниками государственного аппарата.

Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (от англ, lobby — кулуары). Суть ее состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики — лоббисты — стремятся оказать на­жим на законодателей с целью отстоять выгодный опре­деленным группам законопроект. Зачастую они не гну­шаются для достижения цели никакими средствами: под­купом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

Лоббизм наиболее характерен для политической жизни США. Однако здесь лоббизм — это не только закулисный подкуп, который тоже широко практикуется, но и система подготовки и принятия законопроектов и властно-распоря­дительных актов с участием в качестве экспертов и кон­сультантов служащих промышленных корпораций и фирм, юристов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, функционе­ров профсоюзных и других общественных организаций. Хотя данная форма оказания влияния на органы власти регла­ментируется и находится под финансовым контролем в соответствии с законом, все же сама природа лоббизма как? политического явления исключает возможность его полного контроля.

Неполитический характер, следовательно, имеет дея­тельность тех общественных объединений, которые не уча­ствуют в борьбе за власть, не ставят своей целью изме­нить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе и не стремятся оказывать какое-либо давление на правительство. Видимо, критерии наличия или отсутствия политических черт в деятельно­сти различных общественных объединений являются весь-


ма условными. Однако рассматривать в качестве компонен­тов политической системы общества можно только те из них, деятельность которых имеет явно политический ха­рактер.

Политические права Для того, чтобы общественные объе-
общественных динения могли играть сколько-нибудь
объединений видную роль в политической жизни,
они должны обладать соответствующи­
ми правами. В законодательстве принята норма, согласно
которой права таких объединений закрепляются в их ус­
тавах. Последние не должны противоречить действующему
законодательству и регистрируются в установленном по­
рядке. Следовательно, общественное объединение фактиче­
ски вправе само определять свои права, в том числе и
политические, которые вступают в силу после регистрации
устава. Это означает, что государство признает любые об­
щественные объединения граждан, преследующие самые
различные социальные цели и интересы, не противоречащие
действующему законодательству.

Кроме того, законодательство оговаривает ряд "конкрет­ных политических прав, необходимых общественным объ­единениям для выполнения своих функций. К таковым, в частности, относятся: возможность учреждать собственные и пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации; представление и защита законных интересов своих членов в государственных, хо­зяйственных и общественных органах и организациях; бес­препятственное получение и распространение имеющей отношение к их деятельности информации. Общественные объединения имеют также право на производственную и хозяйственную деятельность. Доходы от предприятий об­щественных объединений не могут перераспределяться меж­ду членами объединений и используются только для выполнения уставных задач. Общественные объединения, целями которых являются укрепление мира, развитие меж­дународного сотрудничества, а также иные виды гумани­тарной деятельности, могут пользоваться и определенными налоговыми льготами.

Законодательство каждой страны не допускает деятель­ности общественных объединений, цели которых несовме-


стимы с интересами общества, моральными нормами и об­щечеловеческими ценностями. В частности, запрещается создание общественных объединений, имеющих целью или в качестве метода ее достижения свержение правительства или насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расо­вой, национальной и религиозной розни.

Разновидности Демократизация политической жизни
общественных сопровождается формированием меха-
о ъединени низмов гражданского общества — по­
явлением самых разнообразных по
своему характеру объединений граждан, ростом их соци­
ально-политической активности. Энергичность, инициатива,
самостоятельность в решении вопросов — эти черты все в
большей мере становятся характерными в деятельности об­
щественных объединений.

Самой массовой общественной организацией являются профсоюзы, объединяющие на добровольных началах тру­дящихся, связанных общими интересами по роду деятель­ности как в производственных, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

В условиях перехода к рыночным экономическим отно­шениям, приватизации государственных предприятий зна­чение профсоюзов в отстаивании законных интересов и прав трудящихся резко возрастает. Как известно, в бывшем СССР руководство профсоюзов долгое время играло пас­сивную роль в социально-экономической политике, явля­лось, по существу, придатком администрации предприятий. •* Теперь в условиях суверенной Беларуси положение резко меняется. Профсоюзы повсеместно заявили о себе твердой позицией при заключении коллективных договоров, рядом мощных забастовок, существенно повлиявших не только на социально-экономические отношения, но и на политический процесс в обществе. В настоящее время они ищут адекват­ные новым условиям формы своей деятельности.

Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творче­ских, культурно-просветительских и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов, отражающих экономические,


социально-духовные и политические интересы различных слоев общества. Выполняя свои функции, эти организации вносят большой вклад в развитие структур гражданского общества, придают социальной и политической жизни на­сыщенность и динамику. В последние годы наряду с ранее существовавшими обществами возникли новые — союзы кооператоров, научно-промышленные ассоциации, кресть­янские союзы, различные фонды. Некоторые из них стре­мятся активно влиять на принятие политических решений, затрагивающих сферу их интересов.

Особенностью наших дней стал бурный рост самодея­тельных объединений и неформальных групп молодежи, женщин, организаций других социально-демографических слоев населения. Надо отметить, что в молодежной среде идут сложные процессы, связанные с осмыслением и нашей истории, и современных социально-экономических, полити­ческих и духовных реалий, и с поиском своего места и роли в современном обществе. Эти процессы привели фак­тически к самороспуску существовавшей несколько десяти­летий массовой общественно-политической организации мо­лодежи — комсомола — и возникновению ряда молодежных организаций различной политической направленности, в том числе национальной-патриотической и коммунистиче­ской. Думается, что эти изменения в молодежной среде далеко еще не вошли в свою стабильную стадию.

Все более заметную роль в социально-политической жиз­ни играют массовые демократические движения. Они преследуют самые разнообразные общественные цели: ис­ключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества народов, пред­отвращение экологической катастрофы, сохранение куль­турного наследия и т. д.

Новым фактором нашей общественно-политической жиз­ни выступает возрождающееся рабочее движе­ние. Пока оно находится в стадии формирования, фор­мулирования социально-экономической и политической программ, поиска организационных форм и методов по­литического действия. Но, и это уже видно сегодня, оно, в сущности, становится важнейшей реальной силой демок­ратии. Только при наличии мощного сознательного рабочего


движения возможен демократический путь общественного развития. Поэтому для будущего нашего общества прин­ципиальное значение имеет то, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие рабочего движения. Обнадеживающим фактором является то, что до сих пор наиболее мощными, наиболее популярными оказались те общественно-полити­ческие организации рабочих, которые поддерживают ут­верждение в обществе управляемых социально ориентированных рыночных отношений.

В политической жизни суверенных государств, состав­лявших СССР, еще недавно значительную роль играли народные движения и фронты. Они вышли на политическую арену как массовые политические движения в поддержку процесса демократизации общества. С самого начала в их деятельности доминирующее место занимали проблемы национального возрождения народов, обретения ими экономической самостоятельности и госу­дарственной независимости. Их деятельность весьма суще­ственно повлияла на развитие политической обстановки. В настоящее время эти движения, как правило, эволюциони­руют и оформляются в качестве политических партий на­ционально-демократической направленности.

Несомненно, к общественным объединениям следует от­нести и религиозные (к онфессиональ-н ы е) организации, общества и группы. В одних странах бывшего СССР наиболее значительными и многочисленны­ми из них являются структуры Русской Православной цер­кви, в других — общины мусульман. Помимо них» действуют также буддистские, иудаистские, католические, протестантские и иные церкви, общины и секты. И хотя главной целью их деятельности является регулирование духовной жизни верующих, политическая роль религиозных объединений также является значительной. Анализу соци­ально-политических доктрин основных религиозных тече­ний современности — католицизма, православия и исла­ма — в учебнике отводится специальная тема.

Кроме организаций, признающих правовые нормы госу­дарства, могут возникать и такие общественные объедине­ния, цели которых идут вразрез с официальным пониманием принципов конституционного строя, существующего режима


и гражданских прав. Таким организациям государство от­казывает в признании, и они считаются нелегальными. Одни из них терпимо относятся к существующему обще­ственно-политическому порядку, правовым нормам, другие становятся в непримиримую оппозицию к правительству, вступают на путь борьбы с ним. И те и другие имеются в различных странах, в том числе и на территории бывшего СССР.

7.2. Нелегальные вооруженные формирования и группы

Партизанские Выше отмечалось, что законодательст-
отряды во не допускает деятельности обще­
ственных объединений, которые стре­
мятся достичь своих целей с помощью применения средств
насилия. Однако запрет негосударственных вооруженных
формирований вовсе не означает, что таковые не возникают
в реальной жизни. Напротив, физическое насилие в по­
литических целях со стороны оппозиционных правительству
социальных групп не такое уж редкое явление в жизни
различных государств., К нему прибегают те или иные
политические группы, как правило, в тех случаях, когда
они полагают, что легальный путь к власти им закрыт и
когда они обладают материальными и организационными
возможностями для вооруженной борьбы. Как правило, на­
силие со стороны оппозиционных вооруженных формиро­
ваний применяется при посредстве части населения.

Наиболее распространенной формой вооруженных обще­ственных групп являются партизанские, повстанческие от­ряды. Они представляют собой небольшие вооруженные подразделения, которые при подчинении общему командо­ванию составляют своеобразную армию, ведущую борьбу против регулярных вооруженных сил. Партизанские фор­мирования возникают, как правило, в местностях, где на­селение открыто выражает свое недовольство политикой правительства. Такие территории являются базовыми для партизанского движения. Здесь могут создаваться так на­зываемые «освобожденные зоны», в которых командованием вооруженных отрядов осуществляется политический и ад­министративный контроль.


Партизанская война рассматривается ее руководителями как длительный ряд столкновений с правительственными вооруженными формированиями с целью их деморализации, изматывания сил и последующего окончательного разгрома. Исход такой войны бывает разный. В одних случаях по­встанческие отряды могут быть разгромлены регулярными войсками. В других — война завершается победой оппози­ционных сил, под контроль которых переходит вся терри­тория страны. Например, партизанская война была основ­ным средством в целом ряде революционных процессов текущего столетия (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир), которые завершились разгромом регулярных вооруженных армий. Случается, партизанское движение, не добившись конечной победы, в течение длительного времени контролирует не­которую часть территории страны. Наконец, в ряде случаев после переговоров с официальными властями партизанские отряды или разоружаются, или в значительной своей массе вливаются в регулярные вооруженные силы.

Террористические группы

Еще одной формой вооруженного на­силия в политических целях является терроризм (от лат. terror — страх, ужас). Это движение не широких масс, а небольших, но тщательно организо­ванных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насиль­ственные акты против отдельных граждан, главным образом, официальных лиц, а также разрушение материальных объ­ектов: убийства, захват заложников, взрывы в обществен­ных помещениях, на улицах, в аэропортах, вокзалах и т. д. Основной целью террористического насилия является подрыв авторитета правительства путем нагнетания среди населения атмосферы страха. Одновременно с этим пресле­дуется цель обеспечения террористической группе широкой рекламы и придания ей политической значимости. Этот метод политической борьбы использовался и используется группами самой разной идеологической направленности. Однако нередко террористы свои акции сопровождают и вполне конкретными политическими требованиями.

В отличие от партизанской борьбы, развертывающейся в сельской местности, терроризм — это, по преимуществу,


городское явление. Чем крупнее город, тем террористам легче скрываться. Понятно, что в определенных условиях деятельность таких групп может встречать сочувствие среди различных общественных кругов. Известно, например, ка­кой положительный общественный резонанс вызывали дей­ствия террористов-народовольцев в России. Население оказывало им содействие, когда необходимо было скрыться, а суды оправдывали участников террористических акций. Сила террористических групп заключается главным образом в тайне проведения операций. Поэтому основным оружием в борьбе против таких групп является проникновение в их организации, что далеко не просто.

Согласно выводам специалистов, современный терроризм имеет тенденцию к интернационализации. Террористы раз­личных национальных организаций поддерживают систе­матические контакты, оказывают друг другу разного рода услуги, обмениваются опытом, предоставляют необходимую информацию, оружие, убежище. Они проводят совместные тренировки, а иногда и осуществляют операции смешан­ными бригадами, в задачу которых нередко входит причи­нение ущерба иностранному государству, рассматриваемому как враждебное.

* В соответствии с указанной особенностью некоторые со­временные террористические формирования за рубежом яв­ляют собой не типичные для сравнительно еще недавнего времени группки заговорщиков и фанатов, а разветвленные организации с внутренним разделением труда, мастерскими, складами, типографиями, лабораториями, убежищами, гос­питалями, доходными предприятиями. Они используют пе­редовой военный опыт, новейшее легкое вооружение, современный транспорт и радиосвязь. Такие формирования превращают захваты банков, рэкет, взятие заложников с целью получения выкупа в постоянно функционирующую отрасль высокодоходного бизнеса. Они внедряют своих лю­дей в различные звенья государственного аппарата, про­мышленного и финансового мира.

Государство Неверным было бы полагать, что не-
и проблема легальные вооруженные отряды всегда
терроризма создаются только враждебными прави­
тельству политическими группировками. Правительство са-


мо иногда поощряет возникновение подобных военизиро­ванных формирований, считая репрессивные действия офи­циальных силовых структур недостаточными. Такие объ­единения выступают в качестве «вооруженной руки» близ­ких к правительству влиятельных политических кругов, которые финансируют их и манипулируют ими в своих интересах через спецслужбы государства. Правящая по­литическая группа, предоставляя такого рода «самодеятель­ным» вооруженным отрядам свободу действий, пытается использовать их в качестве инструмента борьбы со своими политическими противниками. Главнач их задача состоит в осуществлении репрессивных действий, за которые офи­циальные власти формально не отвечают. Таким образом, подобные общественные формирования также выполняют функцию силового давления, но не на правящую группу, а на оппозиционные организации.

Возникновение на территории государства каких бы то ни было нелегальных вооруженных групп является признаком или кризисных явлений в общественном развитии, или не­демократизма политической системы, или утраты правящей группой авторитета, легитимности своего господства. Как от­мечал Макс Вебер, государство, чтобы быть таковым, должно охранять свою монополию на насилие и распоряжение ору­жием. Там, где оно отказывается от этой тяжелой обязанности, право на насилие захватывают другие негосударственные структуры. Выполняя эту свою обязанность, государство вправе использовать оружие. Но при этом было бы ошибочным ограничиваться только ответными репрессивными мерами. В свое время французский писатель В. Гюго высказал блестящую мысль: «Право избирать отменяет право вос­ставать». Поэтому главным путем преодоления физиче-" ского насилия как политического средства является создание предпосылок для сотрудничества всех политических сил, т. е. развитие демократических принципов общественной жизни, осуществление назревших социально-экономических реформ.

Завершая рассмотрение данной проблемы, подчеркнем, что растущее разнообразие и активность общественных объ­единений и движений отражают глубинные процессы об­щественной жизни, существенно влияют на перегруп­пировку политических сил, создают новый социально-по­литический фон.


8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

8.1. Политическое сознание

Понятие «политическое сознание»

Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки поня­тия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень ду­ховной активности человека как социального субъекта. Раз­личные философские направления по-разному рас­сматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалисти-ческое учение исходит из того, что невозможно анализи­ровать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизо­ванной материи — мозга — и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социоло­гической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия, интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...