Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 10 глава
П 2) реформы и контрреформы. Инновации, реализуемые путем реформ, не уничтожают основ власти господствующих слоев, а образуют лишь уступку с их стороны. Реформы осуществляются «сверху» с использованием легальных средств (например, частичная национализация или, напротив, приватизация собственности), хотя при этом не исключаются и меры принуждения; П 3) политические перевороты — государственный или «дворцовый» переворот, путч, военный заговор. Действия такого типа приводят к изменениям отношений только внутри самой власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения. Политические перевороты осуществляются, ка» правило, путем использования непосредственного политического насилия. Видимо, можно рассматривать приведенную типологию политических действий как базисную, так как она построена с учетом существенных особенностей данного вида общественных отношений. Другие систематизации будут иметь по отношению к ней дополняющее значение, так как они учитывают менее существенные, хотя также интересные с аналитической точки зрения особенности действий субъектов политики. Обратимся теперь к типологии политических действий, построенной с учетом особенностей субъект-субъектного взаимодействия. Авторы подобных систематизации исходят из того, что политические действия сосредоточиваются вокруг системы власти, и потому они стремятся указать, от кого исходят и на кого направлены соответствующие действия. С этой точки зрения можно выделить три основных типа политических действий: 1) осуществляемые в рамках самого механизма власти, связанные с обеспечением функционирования политических институтов (формирование органов власти и управления, руководящих структур партийных и общественных организаций, обеспечение их работы, отбор кадров, разработка программ и т. д.); 2) осуществляемые правящей группой в отношении «среды» (принятие и выполнение политико-управленческих решений, завоевание поддержки в обществе); 3) действия, направленные от социального окружения к структурам власти (формирование и изменение отношений политического представительства, контроль за деятельностью политических институтов, выражение социальных интересов и т. д.).
Для нормальной организации общественно-политической жизни важны все три указанных типа политических действий. Но, пожалуй, наиболее существенное значение для жизнедеятельности общества имеют действия, осуществляемые правящей группой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и в первую очередь государства по отношению к различным элементам общественного организма. Напомним, что эта деятельность называется внутренней и внешней политикой государства. Правящая группа осуществляет ее прежде всего в интересах своих социальных слоев. Вместе с тем задачей внутренней и внешней политики является регулирование процессов, происходящих в различных областях социальной хжизни, с целью обеспечения целостности и независимости государства, успешного функционирования и развития общества. Далее кратко рассмотрим наиболее характерные черты политических действий, связанных с теми или иными особенностями их организации и осуществления. Повторяем, дать их сколько-нибудь исчерпывающий перечень невозможно. Прежде всего политические действия можно подразделить на позитивные и негативные. Предназначение первых заключается в том, чтобы осуществлять определенные политические акции с целью получения желаемого, нужного результата, вторых же — в том, чтобы ничего не предпринимать и тем самым позволить произойти определенным политическим событиям. Как известно, конкретные следствия имеют не только осуществляемые действия, но и бездействие. Политическая позиция, выражающаяся в бездействии, получила название «абстен-ционизм» (от лат. abstentio — воздержание, отказ). Однако в политике не бывает невинного воздержания, абстенцио-нистская позиция имеет, как правило, намеренный характер. Смысл ее состоит в том, чтобы из действий других социальных субъектов извлечь для себя определенную политическую выгоду.
Политические действия могут быть рациональными и иррациональными. В первом случае субъекты действия имеют четкие представления о своих целях, условиях, средствах и методах их осуществления, способны эффективно их применять. Однако абсолютно рациональных действий практически не бывает, они всегда несут в себе элемент неопределенности. Что касается иррациональных действий, то они связаны, как правило, с политическими иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам. Разумеется, такие действия приводят скорее всего к неудачам. Однако иррациональные действия тоже не есть исключение в политике. Реальная политическая жизнь состоит из сочетания в различных пропорциях рациональных и иррациональных действий. Если рассматривать политические действия на предмет их упорядоченности, то можно выделить среди них стихийные и организованные. Конечно, результативность действия напрямую зависит от степени его организованности. В целом это понимают все субъекты политических отношений, потому-то они всегда начинают свое участие в политике из самоорганизации. Наиболее организованный характер носят политические действия господствующих групп, так как для этого они располагают таким мощным инструментом управления, как государство. Однако в реальной политической жизни всегда присутствуют элементы сознательности и стихийности одновременно. Показателем организованности политического действия являются правильно выбранные стратегия и тактика. Термин «стратегия» происходит от греческих слов stratos — войско и ago — веду, его изначальный смысл — искусство ведения крупных военных операций и войны в целом. Под политической стратегией понимается более или менее четкий план управления политическим действием, исходящий из расстановки социально-политических сил на данном этапе исторического развития. Политическая тактика (греч. taktika — искусство построения войск) — это выбор и последовательное проведение различных акций, операций, действий, направленных на достижение главной политической цели.
Существуют два типа политических целей: конечные и частичные. Конечные цели, как при этом предполагается, должны достигаться в итоге реализации стратегического замысла, а частичные — на пути к конечным. Однако отношения между этими двумя типами политических целей являются крайне сложными. Зачастую бывает, что борьба за достижение частичных целей приводит к» потере из виду конечных. Или же, наоборот, озабоченность исключительно конечными целями может привести к недооценке необходимости достижения промежуточных результатов. В первом случае, как говорят, имеет место «политический прагматизм», который удовлетворяется победами текущего дня, во втором — «абстрактный утопизм», прикрывающийся фантазией «конечной победы», которую якобы не могут заменить промежуточные достижения. Рациональной является такая политическая стратегия, которая, не теряя из виду конечной цели, направлена на достижение ведущих к ней частичных завоеваний. В зависимости от степени сложности можно выделить простые и сложные политические действия. Понятие «простые» здесь употреблено условно, так как все политические действия по своей природе характеризуются определенной сложностью. Однако есть действия более простые и более сложные. К «простым» можно отнести те, в которых связь между действием и результатом имеет непосредственный характер. Но в политике преобладают действия с высокой степенью сложности: многоразовые, многоэлементные, многоэтапные, многосубъектные. Такие действия имеют характер кооперированного взаимодействия многих индивидов и гру.и, подчиненного достижению одной цели, что и позволяет рассматривать их как одно действие. В этом контексте можно выделить: индивидуальные действия, реализуемые отдельными личностями; коллективные, совершаемые территориальной или профессиональной общностью; групповые, субъектами которых выступают социальные группы и общности; тотальные, где участниками являются все социальные общности, группы, институты и организации (например, оборонительная война или революция).
Политические действия могут быть институци-онализированные или неинститу-ционализированные. Первый из этих видов составляют такие действия, порядок осуществления которых регламентируется, например, законом, уставом, положением, инструкцией, традиционными нормами и обычаями, дипломатическим протоколом и иными предписаниями. Политические действия имеют тенденцию институциона-лизироваться. В этом заложен большой разумный смысл, иначе политическая жизнь представляла бы собой невообразимый хаос. Неинституционализированные действия могут быть связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным «кодексом», протоколом, инструкцией, сложившейся неписаной традицией или уставом, регламентом организационной структуры, так и с нарушением установленных норм и институциональных компетенции. Напомним, что политика есть отношение, возникающее между социальными субъектами в связи с реализацией ими своих интересов. Поэтому в зависимости от типа данного отношения — единства, совпадения, различия, противоположности или антагонизма интересов — политическое действие, которое по своей природе является взаимодействием, приобретает различный характер. Можно говорить о позитивном взаимодействии (союзе, поддержке, помощи), со- 262 ревновании (конкуренции, соперничестве) и борьбе (столкновении политических сил). При позитивном взаимодействии имеется значительная сфера общих интересов субъектов. При соревновании стремления субъектов частично сталкиваются, однако присутствует и определенная сфера общих интересов. Борьба характеризуется полной противоположностью, взаимоисключением целей сторон и направлена на нейтрализацию или уничтожение противника. Однако элементы борьбы в той или иной мере присутствуют во всех формах политического взаимодействия — союзе, соперничестве, конкуренции и столкновении. Перечислим еще ряд действий, название которых в какой-то мере указывает на их специфику. Политические действия могут быть: суверенными и несуверенными; добровольными и принудительными, навязанными; односторонними, двусторонними и многосторонними; конструктивными и деструктивными; умеренными и экстремистскими; явными и скрытыми, замаскированными; творческими и рутинными. Далее читатель сам может продолжить этот ряд. Итак, политическая деятельность име-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|