Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 9 глава
Интересные выводы относительно влияния национальной ментальности русского народа на его исторические судьбы сделал академик Д. С. Лихачев. В этом отношении он считает важными такие черты национального характера русских, как преданность идее свободы личности и стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного и притом в кратчайшие сроки. По его мнению, вторая из отмеченных черт — доведение всего до пределов возможного — составляет истинное несчастье русского народа. Именно из-за данной особенности своего националь- ного характера Россия часто оказывалась на грани чрезвычайной опасности [54. С. 4—5]. Видимо, эта черта национальной ментальное™ русских не в последнюю очередь способствует и тому, что история России сопровождается периодической переделкой, «перестройкой» всех основ общественной жизни. За последнюю тысячу лет таких крупных «перестроек» общества, его самоотрицания усматривается, по крайней мере, пять: первое — это отрицание своей языческой сути, обращение к христианству, что сориентировало страну на западную модель развития; второе — осуждение феодальной раздробленности через образование централизованного Московского царства, что обусловило поворот к деспотическому азиатскому Востоку; третье отрицание связано с Петровскими реформами и, как легко видеть, ориентировано обратно с Востока на Запад; четвертое — это революция 1917 г., которая снова повернула вектор развития с Запада на Восток; наконец, пятое самоотрицание — это нынешние перемены, которые, несомненно, ориентируют общество на западную модель развития.
Надо обратить внимание на то, что всякий раз подобные
сложившиеся формы политических отношений, а политический режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, — на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической системы, в том числе и отличающиеся существенно. Таким образом, политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и стереотипов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политических отношений. Фиксируя принципы, нормы и институциональные механизмы их взаимоотношений, политическая культура тем самым обеспечивает воспроизводство политической жизни общества на основе исторической преемственности. При этом она выступает как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культура возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями.
Углубленное изучение политического сознания и политической культуры является непременной стороной познания политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, существующие в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Необходимость изучения политического сознания.и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 9.1. Политическая деятельность
Политическая наука призвана осуще-ствлять системное, комплексное ис-следование политической власти. Выше мы проделали исследовательско-познавательную операцию по вычленению феномена политики из всего комплекса общественных явлений, в результате чего получили представление о сущности политики, ее субъектах и институтах, особенностях отражения данного явления в общественном сознании. Такой анализ совер- * шенно необходим, но ограничиться им недостаточно, так как политика в таком случае предстанет как бы в статичном виде. На самом же деле политическая реальность существует в виде непрерывного движения, изменения, развития, происходящего в результате взаимодействия социальных и политических структур. Иными словами, феномен политики предстает как процесс, в ходе которого происходит постоянное изменение характеристик социально-политической реальности. В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием кото- рого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность является реальной движущей силой общественного развития и условием самого существования общества. Все изменения, которые происходили и происходят в различных сферах общества, суть результат деятельности людей.
Деятельность человека или групп людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов. Прежде всего она предполагает определенное противопоставление объекта и субъекта: человек противополагает себе объект деятельности как исходный материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности. Деятельность носит целесообразный характер. Основания самой цели деятельности коренятся в сфере человеческих интересов и ценностей, которые тоже выступают как необходимый компонент деятельности. Далее, всякая деятельность осуществляется при помощи определенных средств, форм и методов. Наконец, неотъемлемым элементом деятельности является ее результат, который не обязательно совпадает с ранее сформулированной целью. Приведенные положения могут быть целиком отнесены и к политике, которая является одним из самых распрост-«раненных видов человеческой деятельности. Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и (или) групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В свою очередь, политическими действиями назовем определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия. Ответные действия со стороны других субъектов политико-властных отношений принято называть реакцией. Для сравнений приведем еше два варианта определения политической деятельности. Первое возьмем из учебника по политологии, подготовленного польскими авторами под
редакцией А. Боднара: «Политическая деятельность — это индивидуальная или коллективная, спонтанная или организованная деятельность общественных субъектов, прямо или косвенно исходящая из интересов крупных общественных групп и исповедуемых ими ценностей» [65. С. 106]. В этом определении указывается ряд составных элементов политической деятельности и ее существенных черт: множественность субъектов — отдельные индивиды и группы людей; целесообразность, т. е. подчиненность интересам общественных групп; такие возможные ее черты, как спонтанность или организованность. Однако в данной дефиниции не упомянут объект политического воздействия — структуры и явления социально-политической действительности. Второе определение, которое содержится в учебнике Л. С. Санистебан «Основы политической науки», гласит так: «Политическое действие представляет собой сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека и (или) группы в отношения власти и подчинения данной системы. Действие ориентирует политическую систему на достижение определенных целей, выражающих действительные интересы различных групп» [78. С. 45]. Данное определение содержит перечень всех элементов политической деятельности, указанных нами. Кроме того, в нем акцентируется объект, на который направлен данный вид деятельности, а именно: отношения власти и подчинения в обществе, политическая система в целом. Следующим шагом в анализе политической деятельности является выделение и рассмотрение ее основных составляющих элементов: субъектов, объектов, целей, мотивов, средств, форм и методов действия, а также их результатов.
По сути, под этой рубрикой мы продолжаем анализ ранее рассмотренных вопросов о субъектах политических отношений и политической власти. Теперь нас интересуют субъекты конкретных политических действий. Разумеется, все ранее указанные субъекты политики могут выступать в качестве субъектов конкретных политических действий. Но в действительности не все они в равной мере вовлечены в те или иные политические события. В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики — индивиды, социальные группы, нации, народы — не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях. Возлагая функции осуществления политики на создаваемые ими институты и организации, они тем самым и выступают в качестве субъектов политических отношений.
В связи с изложенным подходом к пониманию субъектов политической деятельности непростой является задача их конкретного перечисления. Прежде всего к участникам политических действий относятся лица, группы людей, социальные институты и их органы, которые обладают политической властью, принимают и осуществляют политико-управленческие решения. Мы их перечисляли выше. Политическую деятельность осуществляют функционеры политических партий, общественных организаций и движений. Чрезвычайно разнообразны коллективные агенты политических действий. Ими могут быть персональный состав региональных структур общественных организаций, профессиональные и территориальные группы, которые формируются на основе общности интересов и солидарности,, возникающей как следствие географической близости. В различные политические действия могут быть вовлечены и большие общности людей: социальные слои, классы, нации, народы. Надо заметить, что чрезвычайно сложно разделить индивидуальных и коллективных, непосредственных и опосредованных участников политических действий. Так, индивидуальное действие популярного, харизматического лидера было бы невозможно без коллективного участия поддерживающих его масс. В то же время результативность действий прямых участников политических акций во многом зависит от отношения к происходящему событию людей, которые непосредственно в нем не участвуют. Выражая свое отношение к событиям до, во время или после осуществления соответствующих действий, они тем самым становятся их косвенными участниками. Обьвкщ Политологи единодушны в том, что Мы уже отмечали, что существующая система социально-политического устройства есть единство социально-классовой структуры общества, всей совокупности общественных отношений и институционального механизма политики, т. е. политической системы. Следовательно, каждую из указанных составляющих социально-политического устройства общества можно рассматривать как часть объекта политической деятельности. Это означает, что субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества, и содержание общественных отношений, и систему государственных и общественных политических институтов и организаций. Точно так же и * каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий, т. е. он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя. Цель политической В самом широком смысле слова цель честве цели политической деятельности указывают завоевание и удержание политической власти. Представляется, что это несколько односторонний подход. Конечно, ближайшей целью социальных субъектов, не обладающих политической властью, является ее завоевание. При этом все-таки власть не является самоцелью, а выступает предметом устремлений для того, чтобы затем использовать ее в качестве инструмента воспроизводства или преобразования социально-политической действительности. Но в качестве цели конкретного политического действия может рассматриваться более или менее узкая политическая задача, которая решается тем или иным социальным субъектом в данный конкретный момент. Это может быть деятельность по созданию политической партии или общественной организации, достижению частичной или полной победы на выборах, разработка, принятие и осуществление важных политических решений, проектов, захват власти путем переворота и другие. Во всех случаях частные политические задачи направлены на реализацию основной цели, связанной с функционированием социально-политической системы в целом. Причем суммарный результат выполнения частных задач обусловлен всеми частичными результатами, т. е. итогами отдельных политических дей-йтвий. Надо отметить, что различные субъекты политического действия зачастую своей целью ставят преобразование социально-политической реальности на основе всеобъемлющих проектов. По своему содержанию такие проекты, как правило, являются взаимоисключающими или оказываются в непримиримом противоречии с существующей социальной системой. Такое расхождение целей различных социальных субъектов придает особую остроту их политическому противоборству, а самой политической деятельности — конфликтные формы. В политике подобное нередко случается в тех случаях, когда деятельность крупных общественных движений направляется на достижение идеальных моделей социально-политического устройства. Подобные цели-проекты, не принимая реальную действительность, конструируют иной,;: вый мир, з котором будут полностью преодолены недо- статки настоящего. В науке такие цели-проекты называются политическими утопиями. Они, как правило, возникают непроизвольно, вопреки замыслам и расчетам их создателей. Это обусловлено вероятностным характером политического процесса, сложностью согласований его элементов (целей и средств, методов и ресурсов), ошибками в истолковании действительности, влиянием на ход событий эмоционально-волевых начал политической деятельности и многими другими факторами. Различают абсолютные и относительные утопии. К а б-солютным относят такие утопии, цели которых не осуществимы в принципе; к относительным — те, которые не могут быть реализованы в данный исторический момент, однако в иных условиях могли бы осуществиться. Разумеется, в каждом случае трудно бывает различить абсолютную и относительную утопию, так как и та, и другая не могут быть реализованы в настоящее время. Не следует полагать, будто можно полностью исключить утопии из политической жизни. Это невозможно, поскольку утопии есть вечные спутники политики. Они объективно выполняют важную функцию — выступают в качестве мощнейшего стимула социально-политической активности людей. Даже в тех случаях, когда провозглашенные в утопиях социальные цели оказывались неосуществимыми, они овладевали воображением людей и побуждали их все же добиваться определенных результатов. В политике часто возможное достигается лишь благодаря тому, что ее участники стремились к стоящему за ним невозможному. Однако утопии могут оказывать и негативное влияние на ход* политического процесса. История изобилует примерами таких политических проектов, которые с самого начала вводили общество или отдельные группы людей в заблуждение, отнимали в попытках их осуществления много сил и исторического времени и в конце концов не приводили ни к какому результату. Точный ответ на вопрос о реалистичности или утопичности выдвинутых политических целей, особенно если они носят всеобъемлющий характер, заранее дать невозможно. В конечном счете такой ответ дают только само полити- ческое действие, только его результаты. В политике нередки случаи, когда, казалось бы, самые реалистичные цели оказывались недостижимыми. Но и многие политические проекты, воспринимавшиеся как утопии, оказывались гораздо более осуществимыми, чем это представлялось вначале. Поэтому, как писал французский поэт и публицист Ла-мартин, утопии часто оказываются лишь «преждевременно высказанными истинами». Определение цели политической деятельности также является сложной научной задачей и в то же время — искусством.
В общенаучном смысле под мотивом (фр. motif — двигаю) понимается то, что побуждает людей к активности, ради чего они начинают действовать. Главной побудительной причиной социальной активности людей являются их жизненные потребности и интересы. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убеждает нас том, что действия людей вытекают из их потребностей, #х страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» [20, С. 73]. Именно интересы составляют ядро мотивационного элемента политической активности людей. В любом политическом действии в явной или скрытой форме присутствуют реальные потребности и интересы социальных групп и индивидов. Поскольку субъекты политики разнообразны и, как уже отмечалось, их роль в качестве политической силы не равноценна, то соответственно этой их роли можно структурировать и политические интересы. Естественно, что первостепенное значение в политике принадлежит интересам общества в целом. К таким интересам, в первую очередь, относятся сохранение и укрепление целостности сообщества, обеспечение безопасности государства, его последовательного экономического развития, общественного порядка и др. Затем следуют интересы больших социальных групп, в первую очередь, национальные, классовые, демографические, профессиональные. За ними находятся интересы различных коллективов людей, прежде всего производственных. Замыкают рассматриваемую шкалу интересы малых социальных групп и отдельных индивидов. Все эти группы интересов диалектически взаимосвязаны. 251 вопрос политической действительности. Поэтому идеологи и организаторы участников политических действий должны уметь находить этот ответ для каждого конкретного случая. Условием успеха политической деятельности является правильный анализ социально-политической действительности. Без этого политическое действие может потерпеть крах. И в самом деле, одной из наиболее распространенных причин поражений политических лидеров (партий, движений), провала конкретных политических акций являются ошибки в оценке объективно сложившегося положения. Правильный анализ ситуации, в которой разворачивается политическое действие, требует не только теоретического инструментария, но и умения использовать его в каждом конкретном случае. Не подлежит сомнению влияние на мотивы политической деятельности социальных норм и ценностей. Напомним, что каждое общество придает определенным явлениям действительности значимость социальных ценностей. Спектр их достаточно разнообразен: моральные, этические, эстетические, экономические, идеологические, национальные, религиозные и иные. Люди оценивают эти явления с точки зрения полезности или вредности для своей жизни. Смысл социальных ценностей, следовательно, состоит в регулировании общественной жизни, в интеграции различных составляющих социального организма в единое целое. Критерии и способы оценки значимости тех или иных социальных явлений выражаются в принципах и нормах, предписаниях и запретах, идеалах и установках, целях и проектах, принятых в различных* областях деятельности. В области политики также имеются определенные ценности, которыми мотивируются действия ее участников. В качестве таковых могут выступать, например, традиционные формы политической жизни, демократические институты и нормы, права и свободы граждан, национальная независимость и безопасность страны, определенные идеологические представления и т. д. Кроме того, субъекты политики в своих действиях не свободны по отношению к другим социальным ценностям. Любой участник политических действий обязан соблюдать принятые социальные нормы, если он не хочет быть исключенным из сообщества. Разумеется, эти нормы нарушаются, когда в качестве способа достижения политических целей избирается нелегитимное насилие. Однако такие социальные субъекты, завоевав власть, снова устанавливают нормы политического действия. Эмоциональн о-п сихологические переживания выступают одним из главных компонентов внутреннего мотивационного механизма политической деятельности. В этой связи тоже напомним, что эмоции (фр. emotion — возбуждать, волновать) есть психические состояния и процессы, выражающие в форме непосредственных переживаний значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей и интересов. Подитика — одна из самых эмоциональных сфер деятельности людей. Повседневная действительность дает множество примеров высокого накала страстей в политических действиях. Осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, эмоции во многом определяют развитие политического действия. Поэтому выработка устойчивых эмоциональных стереотипов является важнейшим условием формирования человека как личности, как участника политических действий. . Наконец, подчеркнем значение политических мифов и общественного мнения как мотивационных факторов политического действия. Эти феномены сознания нельзя недооценивать в политике. Без социальных мифов она перестает быть сферой человеческой деятельности, которую характеризуют убеждения, воодушевление и страсть. А общественное мнение определяет и направляет действия больших масс людей в данной конкретной социально-политической ситуации. Оно сравнительно легко изменяется под влиянием пропаганды и цензуры, т. е. ограничения информации. Поэтому для успеха своих политических действий каждый социальный субъект стремится склонить в свою сторону общественное мнение, используя для этого средства массовой информации.
Средстве (методы) В словарях термин средства определяется как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения какой-либо цели. Почти так же определяется и термин методы: приемы, система приемов в какой-либо деятельности. В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции, деяния, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей социально-политической реальности. Полный перечень средств политики дать невозможно, к тому же он занял бы немало места. Вот лишь некоторые: митинги, демонстрации, шествия и манифестации; выборы, голосования и референдумы; политические речи, манифесты и призывы; собрания и заседания; встречи, переговоры и консультации; приказы, распоряжения и декреты; реформы и контрреформы; восстания, перевороты и путчи; революции и контрреволюции; террористические акции и войны. Как видно, среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные их формы. Возможный набор применяемых различными социальными субъектами средств и методов политического действия зависит от особенностей конкретного общества, его политической культуры. Индивидуальные и коллективные агенты политического действия в специфических условиях используют и конкретные средства, т. е. определенный набор акций, приемов, поступков. Однако если преобразующее политическое действие начинает переходить определенные рамки, то оно наталкивается на сопротивление господствующих в обществе групп. Это значит, что политическая система организована ими так, что не позволяет социальным субъектам выходить в использовании политических средств за определенные, как правило, установленные законом рам- I ки. И сами господствующие группы в целом также огра-; ничены законом в использовании политических средств. Когда политические действия тех или иных социальных | субъектов и применяемые для этого средства и методы начинают выходить за разрешенные законом нормы, правящие группы предпринимают соответствующие контрдействия. В этих условиях весьма часто используются насильственные методы. Различают два типа насилия: «сверху», осуществляемое официальными властями, когда стабильность социально-политической системы подвергается опасности, и «снизу», используемое теми, кто пытается изменить эту систему. Когда насилие становится главным средством политического действия с обеих сторон, то данный характер социальных отношений представляет собой гражданскую войну. Результатом ее может быть как укрепление власти господствующих социальных групп, так и ее свержение. В политологии и правоведении неоднозначно решается вопрос о правомерности или неправомерности насильственных политических действий со стороны социальных групп, не обладающих политической властью. Попытаемся разъяснить суть данного вопроса. Прежде всего отметим, что в рамках политических систем различают законное и незаконное политическое насилие. Законным правом насильственных действий обладает только государство, и, следовательно, кто им правит, тот и использует это право. Субъекты политических отношений, не располагающие политической властью, правом применять насильственные действия не обладают. И если они прибегают к средствам насилия, то это немедленно вызывает соответствующую реакцию со стороны властей. Однако подчиненные социальные группы в некоторых случаях могут оказываться под столь сильным социальным гнетом, что их насильственные выступления против властей оказывается возможным оценивать не как незаконные, а как «благие», «справедливые», «праведные», «правомерные». Эта терминология широко используется в политической теории. Правом «справедливого» насилия обосновываются все социальные революции. Впрочем, даже сам папа римский Павел VI (1897—1978) допускал законность революционных действий «против явной и продолжительной тирании, грубо посягающей на основные права человеческой личности и вредящей в опасной мере общему благу страны» [22. С. 391 ]. Типы политических Возможны различные систематизации 93ак. 140 особенностей могут быть весьма большими. С нашей точки зрения, значительные эвристические, познавательные возможности открывает типологизация политических действий по их последствиям в сфере политики, а также типологизация по линии субъект-субъектного взаимодействия. Прежде всего рассмотрим типологию политических действий в зависимости от тех изменений, которые они вызывают в сфере политических отношений. По данному признаку, как полагает польский политолог Тадеуш Кле-ментевич, можно выделить три типа действий [111. С. 153—154]: П 1) революции, восстания, контрреволюции. Данные действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения — сменой правящего социального класса; в сфере власти — сменой правящей группы путем использования средств насилия по отношению к прежним привилегированным группам;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|