Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) достижению всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке (включая урегулирование между Израилем и Сирией, между Израилем и Ливаном).




От Израиля требовалось полное прекращение поселенческой активности, соблюдение норм, определенных комиссией Митчелла, не исключалась возможность обмена территориями с целью достижения территориального единства будущего палестинского государства. Арабские страны должны были восстановить торговые представительства и связи, которые они имели с Израилем до начала «интифады». На этом этапе возобновлялось многостороннее взаимодействие по вопросам распределения водных ресурсов региона, окружающей среды, экономического развития, беженцев и контроля над вооружениями.

На третьем этапе предполагалась после консультаций со сторонами организовать вторую международную мирную конференцию, в рамках которой на основе двусторонних и многосторонних переговоров непосредственных участников конфликта, государств региона и представителей международного сообщества должны были быть подготовлены условия для завершающей стадии мирного процесса в 2004 году. В 2005 году должно было быть заключено соглашение об окончательном статусе палестинского государства, включая вопросы о границах, Иерусалиме, беженцах и поселениях, а также о скорейшем достижении всеобъемлющего урегулирования с Ливаном и Сирией.

Таким образом, «Дорожная карта» предполагала начать переговоры по ключевым вопросам только после создания необходимых условий: демократизации палестинских институтов, реформирования служб безопасности, прекращения насилия, решения гуманитарных проблем и т. д. Однако добиться этого так и не удалось. Процесс мирного урегулирования сразу же стал выбиваться из графика, а вскоре «Дорожная карта» и вовсе была поставлена под сомнение. Этот план неоднократно подвергался критике, в частности за то, что в нем не было прописано решение ряда ключевых проблем, лежащих в основе ближневосточного конфликта (вопрос о территориях, статус Иерусалима, проблема палестинских беженцев). Однако основной проблемой этого документа стало наличие высоких требований к сторонам, реализацией которых предварялось начало переговоров по основным вопросам.

К сожалению, стороны оказались неспособными выполнить изложенные в «Дорожной карте» требования. В первую очередь потому, что эти требования выводились не из сложившегося положения на Ближнем Востоке, а отражали традиционные (то есть сложившихся в 50-х – 70-х годах) подходы к мирному урегулированию. Палестинские спецслужбы не могли эффективно бороться с радикальными проявлениями экстремизма против Израиля потому, что, по большому счету, они защищали с террористами одни и те же ценности, стремились к одному и тому же. Израиль не мог прекратить акции возмездия, строительство поселений, потому что был окружен враждебными государствами с чуждой ему культурой и мировосприятием и должен был бороться за выживание и безопасность. Представляется, что если в точности следовать «Дорожной карте», то условия для перехода ко второму этапу просто невозможно создать.

С другой стороны, в девяностые годы в результате переговорного процесса участниками конфликта были выдвинуты различные предложения, содержащие уступки по ключевым вопросам (по вопросу беженцев или статуса Иерусалима, например). Именно ими и следовало заниматься в первую очередь, невзирая на террористические акции и ответные действия, заниматься в тех условиях, которые есть, постепенно сглаживая существующие противоречий на основе взаимных уступок. Важным преимуществом «Дорожной карты» было то, что и Израиль, и палестинская администрация, и арабские страны заявили о своем согласии следовать этому плану. Однако ввиду заложенных в документе невыполнимых требований эти заявления не подтвердились на практике и стали поводом для взаимных упреков и подозрени й, террористических актов и ответных военных “операций возмездия” и т.д.

V. Положение на Ближнем Востоке после размежевания. Важным событием последнего времени стал вывод израильских войск из сектора Газы. Газа представляет собой узкую полоску земли площадью в 365 квадратных километров, на территории которой проживает свыше 1,3 миллионов человек (из них 60,4% зарегистрированы как палестинские беженцы). По данным Программы развития ООН, за последние четыре года оккупации в результате постоянного закрытия доступа палестинцам на территорию Израиля, введения комендантского часа и прочих ограничений уровень безработицы здесь достиг 38%, 73% населения проживают за чертой бедности (доход менее 6 долларов в день). В результате проведения военных операций двадцать пять тысяч человек остались без жилья, более тысячи трехсот палестинцев были убиты.

12 сентября 2004 года в процессе так называемого размежевания Израиль вывел последние воинские контингенты и ликвидировал военные объекты в секторе Газы. 20 сентября, с завершением демонтажа гражданской и военной инфраструктуры в четырех поселениях на севере Западного берега, фактически окончилось постоянное присутствие израильских сил в зоне эвакуированных поселений. Решение об уходе не было результатом соглашения с палестинской стороной; это было одностороннее решение Израиля. Однако деятельность Израиля и Палестинской администрации были скоординированы, размежевание осуществлялось при содействии Специального посланника «четверки» по вопросам разъединения Джеймса Вулфенсона. Это шаг был в целом встречен международным сообществом с одобрением.

Арабские страны заявили, что за выводом израильских войск из сектора Газы должен последовать уход Израиля со всех оккупированных после войны 1967 года территорий, хотя израильское правительство никогда на этот вариант не давало своего согласия. Подобная реакция была вполне предсказуема. Израиль, в свою очередь, не собирался покидать все захваченные им территории, и, скорее для придания своей позиции большей обоснованности, заявил о возможности дальнейших уступок только после ответных действий палестинской администрации по борьбе с терроризмом, когда с палестинской стороны будет исключено любое насилие.

Вывод израильских войск в очередной раз обозначил желание израильских властей действовать в одностороннем порядке и только в тех направлениях, где максимально учитывались их интересы. В этом смысле и палестинская сторона, и ООН, и «четверка» оказывались перед свершившимися фактами и вынуждены были принимать их к сведению в своих планах, расчетах и действиях. С другой стороны, ООН и “четверка” стали свидетелями, а Израиль жертвой практически ежедневных не прекращающихся запусков самодельных ракет, выстрелов минометных и противотанковых снарядов из различных точек внутри сектора Газы в направлении контролируемых Израилем районов и соседних израильских городов. Израиль продолжал отвечать на эти действия ракетными обстрелами, спецоперациями. Палестинская администрация осуждала акты насилия, но это не заставляло ХАМАС и «Исламский джихад» прекращать вооруженные действия. В свою очередь, ответные военные акции Израиля становились все более решительными и жесткими, жестокими.

«Четверка» провела 20 сентября 2005 года встречу для обсуждения результатов и последствий ухода Израиля с некоторых оккупированных территорий и перспектив продвижения к миру на Ближнем Востоке. В опубликованном ею заявлении приветствовалось успешное завершение израильского ухода из сектора Газы и северных районов Западного берега реки Иордан, подчеркивается, что это может способствовать возобновления усилий по выполнению «Дорожной карты». Обращаясь к Израилю, «четверка» «настоятельно призывала» его к ослаблению системы ограничений передвижения на Западном берегу реки Иордан с учетом потребностей Израиля в сфере безопасности. В документе было сказано, что хотя в районах, подпадающих под план размежевания, по вопросу о еврейских поселениях Израиль даже вышел за рамки своих обязательств по первому этапу «Дорожной карты», однако рост их числа и расширение должно прекратиться повсеместно, а незаконные поселенческие форпосты должны быть ликвидированы.

«Четверка» выразила озабоченность по поводу маршрута воздвигаемого Израилем разделительного барьера, так как это было связано с конфискацией палестинских земель, препятствовало свободному передвижению людей и товаров. «Четверка» призвала арабские государства выполнить взятые на себя обязательства и начать полноценное и позитивное сотрудничество. Также было заявлено, что любые окончательные договоренности должны быть достигнуты путем переговоров между сторонами, и что новое палестинское государство должно быть по-настоящему жизнеспособным, неразрывным на Западном берегу и связанным с сектором Газы. Наконец, была подчеркнута важность предоставления Палестинской национальной администрации до конца года 750 миллионов долларов США.

В заявлении “четверки” можно выделить ряд проблем в арабо-израильском конфликте, без адекватного решения которых улучшение положения на Ближнем Востоке не представлялось возможным. К ним относились:

- проблема палестинских беженцев и гуманитарный кризис;

- строительство Израилем разделительного барьера, ограничение свободы передвижения и закрытие границ;

- срыв переговорного процесса вспышками насилия и террора;

- проблема демократизации палестинского общества и создания демократического палестинского государства;

- вопрос об оккупированных территориях (включая статус Иерусалима и проблему продолжающегося строительства еврейских поселений на западном берегу реки Иордан);

- проблема финансирования мероприятий по урегулированию ситуации в регионе;

- напряженность в ливано-израильских и сирийско-израильских отношениях.

VI. Проблема палестинских беженцев. Проблема беженцев так же стара, как и арабо-израильский конфликт. В результате войны 1948-1949 годов территорию, оставшуюся у Израиля, покинуло около 700 тысяч арабов-палестинцев. После шестидневной войны 1967 года более полумиллиона палестинцев лишились своих домов, половина из них - во второй раз. На сегодняшний день в Ближневосточном агентстве ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ зарегистрировано свыше 3,6 миллионов человек. Они проживают в лагерях беженцев в секторе Газы (более семидесяти процентов населения), на Западном берегу (около 40% населения), в Восточном Иерусалиме, в Ливане (более 400 тысяч палестинцев), Иордании, Сирии. Многим из этих лагерей по пятьдесят лет, дома и инфраструктура устарели, при этом население лагерей постоянно растет. По данным ПРООН, сегодня в самом густонаселенном лагере беженцев Джабалия (сектор Газы) девяносто тысяч человек проживают на трех квадратных километрах (на одного человека приходиться около тридцати трех квадратных метра). Ситуация в лагерях беженцев продолжала ухудшаться. По мнению Специального докладчика Комиссии по правам человека Джона Дугарда, после ухода израильских войск гуманитарный кризис в Газе не закончится.

Стоит отметить, что именно в вопросе финансовой помощи палестинским беженцам роль ООН достаточно велика. Однако усилия ООН в этом направлении не решают противоречий, лежащих в основе проблемы беженцев. Палестинцы, вынужденные когда-то покинуть свои дома, рассматривают Израиль как виновника своих бед. Именно из их среды формируются радикально-настроенные группировки, именно в нищете переполненных лагерей беженцев рождается насилие. Тот факт, что беженцы находятся не только на территориях будущего палестинского государства, но и в соседних странах, осложняет отношение этих стран с Израилем.

Израиль не признает требований арабских стран принять беженцев на свою территорию и возместить им материальный ущерб за то, что они потеряли свои дома. Во-первых, потому, что возвращение палестинцев коренным образом изменило бы национальный состав в Израиле (возможно, превратив евреев в национальное меньшинство). Во-вторых, это бы подорвало экономику страны. В-третьих, Израиль не признает своей вины в создании этой проблемы.

Действительно, значительная часть палестинцев стала беженцами в результате войн 1948-1949 и 1967 годов, а значит, обвинять только одну сторону конфликта в этом не совсем справедливо. На двусторонних переговорах поднимался вопрос о палестинских беженцах и формулировались предложения, касающиеся их судьбы и положения (например, на переговорах в декабре 2000 года). Основываясь на такого рода обсуждениях, можно с уверенностью сказать, что Израиль не допустит возвращения беженцев на территорию Израильского государства. Это является принципиальной позицией Израиля, и арабские страны должны иметь это в виду, пытаясь решить вопрос о репатриации палестинцев. Здесь, по всей видимости, может сработать только взаимный обмен уступками.

VII. “Стена безопасности” и ограничение свободы передвижения. Положительная реакция мирового сообщества на уход Израиля из сектора Газы не должна отвлекать внимания от того, что происходит на Западном берегу. Речь идет о продолжении строительства Израилем «стены безопасности», расширении поселений, «депалестинизации» Иерусалима. Эти действия Израиля вполне вписываются в общую логику его односторонних действий: если конфликт не урегулирован, Израиль должен сам позаботиться о безопасности своих граждан. К сожалению, при одностороннем подходе не учитываются мнения палестинцев вообще и палестинцев, которые живут в Израиле, но не являются его гражданами, что может вести только к ухудшению ситуации в целом.

Питер Кальвакоресси писал об этом в своем двухтомнике “Мировая политика” следующее: “В конце 1987 г. палестинцы, находившиеся под израильской оккупацией, удивили весь мир, включая израильтян, по собственной инициативе подняв восстание – интифаду. Поводом к нему послужило дорожное происшествие в Газе, где условия жизни палестинцев были особенно скверными, а действия израильской полиции отличались особой жестокостью. Палестинцы, в основном дети, бросали камни, а израильтяне в ответ открывали огонь и убивали людей. Восстание охватило Западный берег и Иерусалим и вызвало столь жестокую реакцию застигнутых врасплох израильтян, что и без того подмоченная репутация Израиля во всем мире серьезно пострадала: правительства ряда государств выступили с публичными протестами. Подавить интифаду Израиль не смог. Интифада не принесла конкретных результатов: насилие всего лишь обратило внимание общественности на горестное положение палестинцев”.

Комиссия ООН по обследованию положения палестинцев уже после размежевания отмечала, в частности, что на Западном берегу реки Иордан проживало более двух с половиной миллионов человек, среди взрослых 23% были безработными. В результате приблизительно треть населения жила ниже официальной черты бедности. Комиссия пришла к выводу, что нищета здесь являлась результатом закрытия израильтянами границы, реквизиции земель для создания кибуцев и т.д. Доходы палестинцев в сельскохозяйственном секторе значительно уменьшились в результате уничтожения сельскохозяйственных угодий и изоляции земель и колодцев за «стеной безопасности». Закрытие границы вместе с тем означала ограничение доступа палестинцев к медицинскому обслуживанию и получению образования.

Разделительная стена или «стена безопасности», строящаяся Израилем для защиты своей территории, представляет собой сочетание решеток, заборов из колючей проволоки, рвов, электронных устройств, сторожевых башен, а в некоторых случаях, например, вокруг Иерусалима, высокой стены. Подобные стены, защищающие Израиль от инфильтрации террористов, построены на границе с Ливаном и на юго-западе вокруг сектора Газы. В строительстве стены нет ничего нового, за исключением того, что оно было признано Международным судом противоречащим международному праву (консультативное заключение суда от 9 июля 2004 года). Согласно решению Суда, Израиль должен был прекратить строительство, демонтировать все сооружения и возмести нанесенный ущерб потерпевшим от этой акции. Хотя на отдельных участках строительство было заморожено, Ариэль Шарон заявил в своем выступлении перед Генеральной Ассамблеей в сентябре 2005 года, что строительство будет доведено до конца, так как в условиях, когда «палестинское руководство не может положить конец терроризму и анархии», Израиль имеет право на самозащиту.

Палестинская сторона неоднократно заявляла, что строительство “стены безопасности”:

- серьезно подрывает осуществление палестинским народом его права на самоопределение;

- приводит к уничтожению или изъятию имущества в нарушение соответствующих положений Гаагского протокола и четвертой Женевской конвенции;

- нарушает право палестинского народа на свободу передвижения и право на труд, на здоровье, на образование и на достаточный жизненный уровень.

«Четверка» рассматривает продолжение строительства как подрыв выполнения договоренностей по «Дорожной карте», потому что:

- во-первых, создается впечатление, что Израиль аннексирует часть оккупированных территорий, включая восточный Иерусалим;

- во-вторых, окружение палестинских поселений может привести к расчленению Западного берега;

- в-третьих, наносится урон экономической деятельности палестинцев Западного берега, так как поселения оказываются отрезанными друг от друга, усиливается недовольство, радикализуются действия палестинцев, растет популярность “ХАМАС” и «Исламского джихада».

По израильским данным, строительство стены, потребовавшее существенных финансовых затрат, способствовало снижению количества жертв терактов среди еврейского мирного населения (на 84%). Однако у строительства стены есть и обратная сторона: различные палестинские группировки, имеющие свои воинские формирования, в первую очередь “Исламский джихад”, ФАТХ и Народный фронт освобождения Палестины, приняли решение об объединении усилий для осуществления «совместных актов» против израильских оккупантов.

“Стена безопасности” стала еще одним источником противоречий между палестинцами и израильтянами. Палестинцы строительство стены воспринимают как фактическое установление Израилем новой границы с будущим палестинским государством, которая не совпадает с его границей даже 1967 года, не говоря уже о границах, установленных в 1947 году ООН. Израиль фактически в данном случае присоединяет к своей территории еврейские поселения на Западном берегу Иордана.

Кроме строительства разделительной стены, Израиль имеет систему заграждений и контрольно-пропускных пунктов (как постоянных, так и временных) для контроля над движением людей и товаров в районы Западного берега и на большей части его территории. Как следствие, остро стоит проблема ограничения передвижения палестинцев и закрытия для них израильской границы. В июньском докладе 2004 года, озаглавленном «Размежевание, палестинская экономика и поселения», Всемирный банк заявил: «Восстановление экономики Палестины зависит от резкого ослабления практики внутренних заграждений по всему Западному берегу, открытия палестинских внешних границ для торговли товарами и сохранения разумного притока палестинской рабочей силы в Израиль».

С начала 2005 года число внутренних барьеров на некоторых дорогах на Западном берегу сократилось на 37%, включая контрольно-пропускные пункты. По данным Управления по координации гуманитарной деятельности Организации Объединенных Наций (УКГД) сейчас этих барьеров 376. Как следствие, улучшился доступ палестинцев к услугам в области здравоохранения и образования, доступ для жителей деревень в города. Однако по-прежнему имеют место задержки в результате выборочных проверок машин и ограничения на передвижение при въезде и выезде из крупных городов. Сохраняются жесткие ограничения на въезд палестинцев в Израиль. Так, например, только 1 сентября палестинские торговцы впервые получили разрешение въезжать в Израиль после общего закрытия границ 12 июля 2005 года. Особое беспокойство вызывает то, что Израиль заявил о своем намерении постепенно полностью отказаться от использования палестинской рабочей силы на территории Израиля к 2008 году.

Для палестинцев из сектора Газы затруднительно поддерживать связь с Западным берегом и внешним миром. В заявлении «четверки» от 4 мая 2004 года подчеркивалось, что, осуждая непрекращающиеся акты террора в отношении Израиля; призывая Палестинскую администрацию незамедлительно принять меры против террористических групп и лиц; признавая законное право Израиля на самооборону (на основе соблюдения международного гуманитарного права) она вместе с тем полагает, что правительство Израиля должно предпринять все возможные шаги по облегчению бедственного гуманитарного и экономического положения палестинского народа.

В первую очередь, речь шла о расширении свободы передвижения людей и товаров как внутри Западного берега и Газы, так и за их пределами, о ликвидации контрольно-пропускных пунктов, прекращении строительства разделительной стены, недопущении гибели мирных жителей. В этом же документе констатировалось, что в соответствии с «Дорожной картой» правительство Израиля не должно совершать никаких подрывающих доверие актов, включая депортации, нападения на гражданское население, конфискацию и уничтожение палестинских домов, и имущества, уничтожение палестинских учреждений и инфраструктуры.

VIII. Непрекращающееся насилие и экстремистские организации. Проблема беженцев, гуманитарный кризис, ущемление прав палестинцев, спецоперации Израиля (которые палестинцы называют «актами государственного терроризма») порождают ненависть и недовольство в арабском мире. На этом фоне негласной и нередко открытой поддержкой пользуется деятельности радикальных организаций и движений, борющихся с государством Израиль путем террора. Отправной точкой арабского терроризма против Израиля стали 50-е годы ХХ века. Первоначально это были рейды профессиональных диверсантов в приграничные районы Израиля, которые рассматривались как часть военного противостояния. В 1958 году Ясиром Арафатом было создано палестинское националистическое движение ФАТХ («Боевое движение освобождения Палестины»). После шестидневной войны организация ФАТХ из небольшого партизанского отряда, совершавшего вылазки вглубь израильской территории, превратилась в общепризнанного выразителя интересов палестинского народа.

В конце семидесятых годов при помощи Ирана и Сирии в Ливане была создана организация Хезбалла («партия Аллаха»). Она провозгласила джихад против сионизма и империализма и начала осуществление террористических актов в Израиле и на оккупированных им территориях. Из-за совершаемых боевиками Хезбаллы террористических вылазок граница между Израилем и Ливаном и сегодня остается одним из наиболее опасных очагов напряженности в регионе. После вывода израильских войск из Ливана в мае 2000 года, Хезбалла значительно упрочила свой авторитет и стала субъектом региональной политики, включив в список своих приоритетов поддержку и развитие инфраструктуры арабского сопротивления на территории Западного берега. В течение последних лет наблюдается увеличение объемов финансовой поддержки, предоставляемой Хезбаллой различным палестинским группировкам.

В декабре 1987 шейхом Ахмедом Ясином на базе двух группировок, действовавших в секторе Газа и официально зарегистрированных как культурно-просветительские (Крыло братьев-мусульман Западного берега реки Иордан и сектора Газы и Исламский джихад – Палестина) было основано радикальное мусульманское движение ХАМАС. ХАМАС провозгласил своей целью освобождение всей Палестины от израильской оккупации и создание на территории от реки Иордан до Средиземного моря исламского государства. В 1991 году один из лидеров ХАМАС – Заккария Валид Акель, -создал в Газе батальоны «Изз аль-Эддина аль Кассама», предназначенные для карательных акций против арабов, замеченных в сотрудничестве с израильтянами. После провозглашения автономии арабских районов Палестины, ХАМАС фактически овладел властью в секторе Газы.

Сегодня к основным организациям и движениям, проводящим террористические акции против израильтян, относятся Народный фронт освобождения Палестины, ФАТХ, Хезбалла, ХАМАС, «Исламский джихад». Эти организации поддерживают связь друг с другом, а после начала второй интифады, когда Израиль начал активно бороться с террористами, они все чаще объединяют свои усилия, проводят совместные акции. Действуя с позиции силы, исламистские организации срывают мирные инициативы, приводят к эскалации насилия. Однако в условиях, когда палестинская администрация не способна самостоятельно добиваться поставленных задач, действия боевиков находят поддержку среди арабского населения, так как создают впечатление определенного возмездия за их лишения. Кроме простого одобрения террористических действий, эти организации и движения получают и материальную помощь. Например, до последнего времени Израиль и США обвиняли Сирию и Иран в поддержке таких террористических организаций, как Хезбалла, ХАМАС и «Исламский джихад».

Действия исламистских организаций приводят к ответным акциям Израиля и, зачастую, гибели мирных жителей среди арабского населения, за которыми следуют новые теракты. Получается замкнутый круг насилия, подрывается экономика, усугубляется положение палестинского населения. Важно отметить, что, например, «Исламский джихад» и ХАМАС, кроме военных действий, помогают решать социальные проблемы населения, строя больницы, школы. Например, движение ХАМАС сумело в тяжелейших условиях обеспечить функционирование медицинского обслуживания и образования в секторе Газы. Чтобы положить конец насилию Палестине, необходимо: во-первых, чтобы Израиль и палестинское руководство продемонстрировали, что они способны решать социально-экономические проблемы палестинского народа; во-вторых, Израилю нужно показать палестинцам, что с ним можно договариваться без применения силы (например, размежевание объяснялось движением ХАМАС как отступление израильтян под ударами сопротивления).

Все это требует определенных уступок со стороны Израиля и сотрудничества между ним и администрацией Палестинской автономии при поддержке международного сообщества. После смерти Ясира Арафат возможность для нахождения компромисса кажется большей, чем когда-либо ранее. Этот момент следует использовать. От палестинской администрации требуется получить твердое заявление о готовности добиться полноценного мира с Израилем без выдвижения дополнительных требований. Израиль должен больше внимания уделять вопросами социально-экономического положения палестинцев, избегая заявлений о том, что прежде чем начать решать палестинские проблемы, должно быть прекращено насилие.

Трудно предположить, что террористическая активность прекратится в ближайшем будущем. Поэтому более логичным кажется добиваться урегулирования вопреки попыткам срыва переговорного процесса, не ждать, пока для переговоров будут созданы все необходимые условия (например, когда реструктурированные и эффективно действующие палестинские спецслужбы прекратят насилие). В то же время нельзя бороться с терроризмом без проведения реформ, направленных на демократизацию палестинского общества, без решения социальных и экономических проблем, которые питают терроризм.

IX. Территориальный спор и вопрос о израильских поселениях. Территориальный вопрос остается сегодня ключевым в арабо-израильском конфликте. На сегодняшний день Израиль оккупирует сирийские территории (Голанские высоты) и палестинские территории (Западный берег реки Иордан, восточную часть Иерусалима). Позиция арабских стран по этому вопросу в целом однозначна – Израиль должен вернуться к границам 4 июня 1967 года. Арабские страны в своих требованиях опираются на резолюции 242, 338 Совета Безопасности ООН, Консультативное заключение Международного Суда от 8 декабря 2003 года.

В «Дорожной карте» вопрос об оккупированных территориях подробно не рассматривается. Однако в этом документе сказано, что решение арабо-израильского конфликта положит конец оккупации, начавшейся в 1967 году, на основе мадридских принципов, формулы «земля в обмен на мир», резолюций 242, 338 и 1397 Совета Безопасности ООН. Таким образом, фактически сказано, что для достижения мира Израиль должен вывести израильские вооруженные силы с территорий, оккупированных во время войны 1967 года. Об этом сказано в резолюции 242. Но эта резолюция в вопросе о возвращении захваченных территорий не адекватна сегодняшней ситуации (что не умоляет остальных положений этого документа). К тому же текст этой резолюции, составленной на английском языке, сам по себе неоднозначен. Израильская сторона, ссылаясь на отсутствие определенного артикля перед словом «территории», всегда заявляла, что речь не идет обо всех занятых территориях.

Конкретно в «Дорожной карте» оговаривается только то, что Израиль выводит войска с палестинских территорий, оккупированных после 28 сентября 2000 года, и заморозит любую поселенческую деятельность. Решением территориального вопроса и территориального спора вплотную следует заняться на последнем этапе, переговорным путем на основе указанных выше документов. Таким образом, «Дорожная карта» вовсе не снимает с Израиля обязанности вернуть оккупированные территории. Однако, отсутствие положения, в котором было бы четко сказано о том, как именно он должен это сделать, порождает определенную степень неудовлетворенности со стороны арабских стран, которым хотелось бы, чтобы речь шла об обязательном отходе Израиля к границам 1967 года.

Израиль, в свою очередь, твердо заявил, что дальнейший вывод войск возможен только после прекращения насилия, в противном случае он будет равнозначен передаче покинутых территорий в руки террористов. В любом случае, Израиль не станет демонтировать все поселения на Западном берегу, тем более, что в Иудее и Самарии за последние тридцать пять лет были основаны многочисленные еврейские города и поселки, в которых проживают уже более двухсот тысяч человек. Упоминавшаяся выше защитная стена строится вокруг этих поселений таким образом, что фактически закрепляет их присоединение к Израилю.

Ввиду необходимости поиска компромисса, учитывая, что внутри пограничной линии 1949 года есть поселения арабов (например, Умм-эль-Фахм и Бака-эль-Гарбиа), наиболее рациональным предложением кажется взаимный обмен территориями. Хотя этот подход далеко не самый безболезненный, скорее всего, в конечном итоге переговорный процесс пойдет именно в этом направлении.

X. Статус Иерусалима. Жители Иерусалима составляют около шестисот тысяч человек, из них около двух третей – евреи, одна треть – арабы. Относительно статуса этого города Иерусалима позиция Израиля непоколебима с момента аннексии им восточной части города в 1967 году: Иерусалим рассматривается как единая и неделимая столица государства Израиль. Здесь находится главная еврейская святыня – остатки храма Соломона, или Стена плача, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч евреев. Кроме того, на протяжении веков молитва евреев заканчивалась словами «На следующий год в Иерусалиме», что сделало последний символом сионизма и возрождения еврейской нации.

Для палестинцев Восточный Иерусалим столь же важен: здесь находится третья по значимости мусульманская святыня – мечеть Аль-Акса, упомянутая в Коране пророком Мухаммедом. Все палестинцы видят Восточный Иерусалим столицей своего будущего государства. В Восточном же Иерусалиме находится и крупнейшая христианская святыня – Храм гроба Господня.

Среди различных точек зрения на то, каким должен быть окончательный статус Иерусалима, сущ ествует предложение: сформировать иерусалимский муниципалитет на основе федеративного принципа с равным представительством делегатов от каждого городского района. В этом случае арабы будут делегировать своих представителей непосредственно в муниципалитет, что позволит евреям и арабам на равных участвовать в управлении городом (после шестидневной войны арабы бойкотируют выборы в Иерусалиме). Подобное устройство существовало во времена британского мандата, когда мэром Иерусалима был мусульманин, а его заместителем – еврей, из двенадцати членов муниципального совета за евреями, мусульманами и христианами было зарезервировано по четыре места. Тогда этот совместный муниципалитет более или менее успешно функционировал.

В «Дорожной карте» сказано, что «всеобъемлющее соглашение по постоянному статусу, которое завершит палестино-израильский конфликт… будет включать… урегулирование статуса Иерусалима.., претворяющее в жизнь концепцию двух государств Израиля и… Палестины, живущих бок о бок в мире и безопасности». Таким образом, речь идет о разделе Иерусалима. Такой подход представляется более реалистичным, тем более, что все переговоры шли именно в этом направлении.

Хотя интересы сторон по этому вопросу не совпадают, рано или поздно, в рамках процесса урегулирования придется искать компромисс. Сложно представить ситуацию, в которой Израиль полностью покинет Восточный Иерусалим, как того требует резолюция 242 и все ссылающиеся на нее документы. С другой стороны, треть кварталов в Иерусалиме занято арабским населением, поэтому логичным кажется использовать схему, выработанную еще в Кэмп-Дэвиде: еврейский и армянский кварталы передать Израилю, арабо-христианский и мусульманский – палестинскому государству.

Особое внимание в проблеме статуса Иерусалима отводится вопросу о правах на Старый город, включая Храмовую гору. В конце девяностых годов Израиль высказывал согласие передать Храмовую гору за исключением Стены плача под палестинский суверенитет. Подобное предложение вызвало обоснованное недовольство в Израиле, но сам факт его появления символизирует наличие потенциала для переговорного процесса по данному вопросу.

XI. Проблема демократизация в ближневосточном урегулировании. Израиль остается чуждой арабской цивилизации миром. На Арабском Востоке исторически сложилась традиция авторитарного управления с ключевой ролью армии при отсутствии четкой процедуры смены власти, недостаточного уровня развития властных институтов. Израиль строил свое государство в основном на ценностях демократических. В семидесятые годы XX века в арабских странах начался процесс экономической либерализации и демократизации общественной жизни, оказавшийся сложным и противоречивым.

Несомненно, если говорить об общих тенденциях, то демократизация и модернизация в арабских странах тесно связана с арабо-израильским конфликтом. Неурегулированность конфликта, социальные, экономические последствия напряженности в регионе порождают недовольство населения, усиливают исламистские настроения, подрываю процесс демократизации. В рамках создаваемых демократических по форме институтов на первый план выдвигаются сторонники силовых методов борьбы с Израилем. В то же время функционирование демократических институтов и правильное их использование способно повлиять на сглаживание взглядов радикально настроенных элементов арабского общества. Например, в Турции и Кувейте участие пред

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...