'амир ибн 'абдаллах ат-тамими 3 страница
Однажды она сказала ему: — Что случилось с тобой, сынок? Ты что, совершил какое-нибудь преступление? Может, ты убил кого-нибудь? Он ответил: — Да, матушка, я убил.... Мать спросила с замиранием сердца: — Кто же этот убитый? Мы попросим людей пойти к его семье, и, быть может, они простят тебя... Клянусь Аллахом, если бы родные убитого знали, как ты плачешь и как ты страдаешь, лишившись сна, они непременно помиловали бы тебя!
Ар-Раби' ибн Хусайм 45
Он сказал: — Не нужно говорить ни с кем... Поистине, я убил самого себя... Загубил душу свою грехами.
Ар-Раби' ибн Хусайм учился у 'Абдаллаха ибн Мас'уда, сподвижника Посланника Аллаха , больше остальных похожего нравом и поведением на самого Посланника . Ар-Раби' был привязан к своему учителю, как ребёнок привязан к матери. А учитель любил ученика так, как любит отец своего единственного сына. Ар-Раби' заходил к 'Абдаллаху ибн Мас'уду, не спрашивая разрешения, а когда он сидел у него, 'Абдаллах никому не разрешал войти, пока не уйдёт ар-Раби'. Ибн Мае'уд видел чистоту души ар-Раби', искренность его сердца и его усердие в поклонении. Поэтому он очень жалел, что ар-Раби' не застал Пророка и не был его сподвижником. Он говорил ар-Раби': — О Абу Язид, если бы Посланник Аллаха видел тебя, он бы полюбил тебя... Ибн Мас'уд также говорил ему: — Каждый раз, когда я вижу тебя, я вспоминаю смиренных.
'Абдаллах ибн Мас'уд не преувеличивал, произнося эти слова. Ар-Раби' ибн Хусайм действительно достиг в смирении, благочестии и богобоязненности таких высот, что мало кто из его сверстников мог сравниться с ним в этом.
До нас дошли рассказы о нём, которые украшают собой страницы истории. Так, один из его товарищей рассказывает:
46 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Я был товарищем ар-Раби' ибн Хусайма в течение двадцати лет и не слышал от него никаких слов, кроме тех, которые возносятся к Аллаху... Сказав это, он прочитал слова Всевышнего: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (35: 10). 'Абд-ар-Рахман ибн 'Аджлян рассказывал: — Однажды я ночевал у ар-Раби', и, уверившись в том, что я заснул, он встал и стал совершать молитву. Он прочитал слова Всевышнего «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! » (45: 21). И он молился всю ночь, повторяя этот аят, читая его снова и снова до самого рассвета. И при этом слёзы текли ручьём из его глаз...
До нас дошло много рассказов о страхе ар-Раби' перед Всевышним Аллахом. Например, его товарищи рассказывают такую историю: — Однажды мы шли вместе с 'Абдаллахом ибн Мас'удом, и ар-Раби' ибн Хусайм был с нами. Мы дошли до берега Евфрата, где стояла печь, в которой сжигали камни для получения извести. В печи горело пламя. Искры летели во все стороны, а языки пламени поднимались очень высоко. Мы услышали рёв пламени. В печь бросили камни, чтобы они, сгорая, превращались в известь. Увидев огонь, ар-Раби' остановился и задрожал. Он прочитал слова Всевышнего «Когда оно завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рёв. Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут
Ар-Раби' ибн Хусайм 47
призывать погибель» (25: 12—13). А потом он упал, лишившись чувств. И мы оставались возле него, пока он не пришёл в себя. Когда он очнулся, мы отвели его домой.
Всю свою жизнь ар-Раби' прожил в ожидании смерти и тщательно готовился к ней. Когда он лежал на смертном одре, его дочь заплакала, и он спросил: — Почему ты плачешь, доченька? Ведь к твоему отцу пришло благо... После этого душа его покинула тело.
ИЯС ИБН МУ'АВИЯ АЛЬ-МУЗАНИ
Смелость 'Амра в щедрости Хатима, в кротости Ахнафа, в проницательности Ияса. Абу Таммам
П овелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз провёл ту ночь без сна. Глаза никак не желали закрываться, и он не мог найти себе места. Этой холодной ночью в Дамаске халиф был занят выбором судьи Басры, который обеспечил бы торжество справедливости в этом городе и судил в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Судья требовался такой, чтобы, когда дело касается истины, он ничего не боялся и никакое прельщение не оказывало на него влияния. Он уже выбрал двоих, которые не уступали друг другу ни в понимании религии, ни в готовности отстаивать истину, ни в проницательности. И стоило халифу обнаружить в одном из них какое-нибудь достоинство, побуждающее предпочесть его кандидатуру, как он обнаруживал равноценное достоинство в другом... Утром он вызвал к себе своего наместника в Ираке 'Ади ибн Арта, который в те дни находился в Дамаске. И сказал ему: — 'Ади, пригласи к себе Ияса ибн Му'авию аль-Музани и Аль-Касима ибн Раби'а аль-Хариси, поговори с ними о судопроизводстве в Басре и назначь одного из них судьёй. Наместник ответил: — Слушаюсь и повинуюсь, о повелитель верующих... 'Ади ибн Арта пригласил к себе Ияса и аль-Касима и сказал:
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 49
— Поистине, повелитель верующих, да сделает Аллах его жизнь долгой, велел мне назначить одного из вас судьёй Басры. Что вы об этом думаете? Каждый из них сказал о другом: — Он больше подходит для этой должности. И каждый из них перечислил при этом достоинства другого и упомянул о его понимании религии.
'Ади сказал: — Вы не выйдете отсюда, пока не примете решение по этому делу. Ияс сказал: — О предводитель, спроси обо мне и об аль-Касиме двух факихов Ирака — аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина, потому что они способны выбрать одного из нас лучше, чем кто бы то ни было из людей. Аль-Касим навещал названных факихов и они приходили к нему, тогда как Ияс не имел никакой связи с ними. Аль-Касим понял, что Ияс желает возложить обязанности судьи на него и что, если наместник посоветуется с этими факихами, они укажут на него, аль-Касима, а не на Ияса. Он посмотрел на наместника и сказал: — Не спрашивай никого ни обо мне, ни о нём. Я клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, поистине, Ияс лучше меня понимает религию Аллаха и лучше разбирается в судопроизводстве. И если я лгу в этой моей клятве, то мне не дозволено занимать пост судьи, потому что это означает, что я способен на ложь. А если я говорю правду, то ты не имеешь права назначать менее достойного вместо более достойного. Ияс посмотрел на наместника и сказал: — О предводитель, поистине, ты привёл человека и призвал его стать судьёй, поставив его тем самым на край Огненной пропасти. А он спасся от неё посредством ложной клятвы,
50 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
после которой он, конечно же, сразу попросит прощения и таким образом спасёт душу свою от того, чего следует опасаться... 'Ади сказал ему: — Человек с такой проницательностью и пониманием достоин стать судьёй. И 'Ади назначил Ияса судьёй Басры. Что же это за человек, которого равнодушный к мирским благам халиф 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз назначил судьёй Басры? Что же это за человек, проницательность, сообразительность и смышлёность которого стала притчей во языцех, наравне с щедростью Хатима ат-Таи, кротостью Ахнафа ибн Кайса и смелостью 'Амра ибн Ма'дий-Кариба? Абу Там мам даже сказал, хваля Ахмада ибн аль-Му'тасыма: «Смелость 'Амра в щедрости Хатима, в кротости Ахнафа, в проницательности Ияса».
Давайте же расскажем историю жизни этого человека с самого начала. Жизненный путь этого человека очень интересен и уникален по-своему, и его жизнеописание относится к числу самых прекрасных жизнеописаний.
Ияс ибн Му'авия ибн Курра аль-Музани родился в 46 году хиджры в области Я мама в Неджде. Позже переехал вместе с семьёй в Басру и там вырос и выучился. В ранней юности он приезжал в Дамаск и перенял знания от благородных сподвижников и их старейших последователей, которых застал. С ранних лет этот мальчик отличался сообразительностью. У него были благородные черты. Люди заговорили о нём ещё тогда, когда он был ребёнком.
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 51
Рассказывают, что в своё время Ияс учился считать в куттабе* одного иудея-зиммия. Однажды у учителя собрались его товарищи-иудеи, и они стали обсуждать религиозные вопросы. Ияс внимательно слушал их, впрочем, не подавая виду. Учитель сказал: — Разве вас не удивляют мусульмане? Они утверждают, что в Раю они будут есть, а вот справлять нужду не будут! Ияс посмотрел на него и сказал: — Разрешишь ли ты мне, о учитель, высказаться по тому вопросу, который вы сейчас обсуждаете? Учитель сказал: —Да. Юноша спросил: — Разве всё, что мы едим в этом мире, выходит из наших тел в виде испражнений? Учитель сказал: —Нет. Юноша сказал: —А куда девается то, что не выходит? Учитель ответил: —Становится питанием для тела. Юноша спросил: — Тогда что же вас удивляет? Если часть того, что мы съедаем в этом мире, становится питанием для тела, то что мешает всему, что мы будет съедать в Раю, становиться питанием? Учитель взволнованно взмахнул рукой и воскликнул: — Вот ведь, ей-богу, какой юноша!
* Подобие начальной школы.
52 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Шли годы, мальчик взрослел. И его сообразительность приносила ему всё большую известность. Рассказывают, что однажды, ещё будучи мальчиком, он прибыл в Дамаск и разошёлся с одним пожилым человеком относительно какого-то права. Поняв, что убедить его с помощью доводов не получится, он предложил ему отправиться в суд. Когда оба они предстали перед судьёй, разгневанный Ияс повысил голос на своего оппонента, и судья сказал ему: — Понизь голос, мальчик, ибо твой оппонент — человек пожилой и достойный. Ияс сказал: — Однако правда превыше!
Судья разгневался и сказал: — Замолчи! Ияс сказал: — Кто же изречёт мои доводы, если я буду молчать? Судья разгневался ещё больше и сказал: — С тех пор как ты зашёл в здание суда, я не видел, чтобы ты говорил что-то, кроме ложного! Ияс сказал: — Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей... Это истина или ложь? Судья успокоился и сказал: — Истина... Клянусь Господом Каабы, истина...
Юноша-музайнит жадно приобретал знание и достиг таких высот, что даже пожилые люди стали покоряться ему, брать с него пример и учиться у него, несмотря на его юный возраст.
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 53
Однажды 'Абд-аль-Малик ибн Мерван посетил Басру. Это было до того, как он стал халифом. Он увидел Ияса, который в то время был мальчиком — у него ещё не было растительности на лице. Он увидел позади него четырёх чтецов с бородами в зелёных плащах. 'Абд-аль-Малик сказал: — Уфф обладателям этих бород! Неужели не нашлось среди вас человека в годах, чтобы он стал вашим предводителем, что вы сделали своим предводителем этого мальчика?! Потом он повернулся к Иясу и спросил: — Сколько тебе лет, юноша? Ияс ответил: — Возраст мой, да сделает Аллах долгой жизнь предводителя, — такой же, каким был возраст Усамы, когда Посланник Аллаха назначил его командующим войска, в котором были Абу Бакр и 'Умар. 'Абд-аль-Малик сказал ему; — Выходи вперёд, юноша... Выходи вперёд... Да благословит тебя Аллах.
В один год люди во главе с благородным сподвижником Анасом ибн Маликом аль-Ансари вышли посмотреть, не народился ли уже месяц рамадана. Анас в то время был уже очень старым человеком, ему было почти сто лет. Люди посмотрели на небо, но ничего не увидели. Но Анас, всматриваясь в небо, повторял: — Я видел народившийся месяц. Вот же он, здесь... Он показывал на небо, но никто ничего не видел. Ияс внимательно посмотрел на Анаса и заметил длинный волос, который свешивался с его брови прямо на глаз.
54 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Вежливо попросив разрешения, он протянул руку и убрал этот волос с глаза Анаса, пригладив его бровь, после чего спросил: — А сейчас ты тоже видишь народившийся месяц, о сподвижник Посланника Аллаха ? Анас посмотрел и сказал: — Нет, я не вижу его... Нет, я не вижу его...
Слухи о сообразительности и неординарном уме Ияса распространялись всё дальше, и люди стали приходить, чтобы встретиться с ним и поговорить о знании и религии. Некоторые хотели узнать... Другие просто хотели поспорить и своими ложными доводами попытаться загнать его в угол. Рассказывают, что однажды к нему пришёл правитель области и сказал: — О Абу Ваиля, что ты скажешь об опьяняющем? Он ответил: — Оно запретно. Он спросил: — А почему оно запретно? Ведь это всего лишь плоды и вода, которые кипятят на огне. А ведь всё это дозволено — ничего запретного в этом нет. Ияс спросил: — Ты сказал всё, или у тебя ещё есть что сказать? Он ответил: — Я сказал всё. Ияс сказал: — Если я наберу в руку воды и ударю тебя ею, тебе будет больно? Он ответил: — Нет.
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 55
Ияс спросил: — А если я возьму соломы и ударю тебя ею, тебе будет больно? Он ответил: — Нет. Ияс спросил: — А если я возьму землю, смешаю с соломой, полью водой, смешаю всё это и высушу этот ком на солнце, а потом ударю тебя им, тебе будет больно? Он ответил: — Да. Возможно, ты даже убьёшь меня им. Ияс сказал: — Так же и вино. Если ты соберёшь вместе его составляющие и они превратятся в вино, то получится запретное.
Когда Ияс стал судьёй, то его сообразительность, проницательность, смекалка и уникальная способность выяснять истину проявились в полной мере. Однажды к нему пришли два человека, один из которых оставил другому на хранение своё имущество, а потом потребовал вернуть его, а второй всё отрицал. Ияс спросил обвиняемого об этом имуществе, и он всё отрицал и сказал: — Если у моего товарища есть доказательства, пусть представит их. А если нет, то мне достаточно поклясться в своей невиновности... Ияс, опасаясь, что этот человек присвоит имущество второго, посмотрел на истца и спросил: — В каком месте ты передал ему на хранение своё имущество? Он ответил:
56 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Это было большое дерево. Мы сидели под ним и ели, а когда мы уже собрались уходить, я передал ему имущество. Ияс сказал ему: — Иди к тому месту, где находится это дерево. Возможно, придя туда, ты вспомнишь, куда положил своё имущество, и это место напомнит тебе о том, что ты сделал с ним. А потом вернись ко мне и расскажи, что ты видел. Тот человек отправился к тому месту. А Ияс сказал ответчику: — А ты посиди, пока не вернётся твой товарищ. Он остался сидеть. Ияс обратил своё внимание на других людей, которые пришли к нему со своими тяжбами. А сам исподтишка наблюдал за тем ответчиком. Увидев, что тот успокоился и расслабился, он повернулся к нему и неожиданно спросил: — Как думаешь, твой товарищ уже добрался до того места, где он передал тебе своё имущество? Ответчик сказал, не подумав: — Да нет ещё... Это далеко отсюда. Ияс воскликнул: — Ах ты, враг Аллаха! Говоришь, что не брал имущество, и при этом знаешь место, в котором ты его взял?! Клянусь Аллахом, ты вероломен! Ответчик смешался и признался во всём. Ияс задержал его до возвращения истца, а потом велел ему вернуть истцу его имущество.
Также рассказывают, что однажды два человека обратились к нему по делу о двух кусках ткани — из тех, которыми покрывают голову и набрасывают на плечи. Одна накидка была зелёного цвета и новая, а вторая — красного цвета и старая.
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 57
Истец сказал: — Я спустился к источнику, чтобы искупаться и положил свою зеленую накидку вместе с одеждой у самого источника. А он пришёл и положил свою красную накидку рядом с моей и тоже спустился к источнику, но ушел раньше меня. Он надел свою одежду и забрал мою накидку — набросил её на голову и плечи и ушёл с ней. Ияс обратился к ответчику: — А ты что скажешь? Ответчик сказал: — Это моя накидка и она у меня. Ияс спросил истца: — У тебя есть доказательства? Тот ответил: —- Нет. Тогда Ияс велел своему привратнику: — Принеси мне расчёску. Ему принесли расчёску. Ияс провёл расчёской по голове каждого, и на голове одного из них обнаружились красные волоски шерсти, из которой была изготовлена красная накидка. А на голове второго обнаружились волоски зелёной шерсти. И Ияс велел отдать красную накидку тому, на чьей голове обнаружились красные шерстинки, а зелёную — тому, на чьей голове были зелёные шерстинки.
О сообразительности и проницательности Ияса свидетельствует и следующая история. В Куфе был человек, который Демонстрировал праведность, благочестие и богобоязненность так, что в конце концов многие стали хвалить его, и люди, доверяя ему, стали, отправляясь в путешествие, оставлять ему
58 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
на хранение своё имущество и назначать его опекуном своих детей, когда чувствовали приближение смерти. И вот один человек оставил ему на хранение своё имущество, а потом, когда ему понадобилось его имущество, он попросил праведника вернуть ему его имущество. Но тот сказал, что никакого имущества он ему не оставлял. Владелец имущества отправился к Иясу и пожаловался ему. Он спросил истца: — Твой товарищ знает, что ты собирался идти ко мне? Истец ответил: —Нет. Ияс сказал: — Уходи сейчас и вернись ко мне завтра. Затем Ияс послал человека к тому праведнику, чтобы сказать ему: — У меня много сирот, у которых нет кормильца, и я решил оставить тебе на хранение своё имущество и сделать тебя опекуном сирот. Надёжен ли твой дом и достаточно ли у тебя времени? Праведник ответил: — Да, о судья. Ияс сказал: — Что ж, приходи ко мне завтра и приготовь место для имущества. И приведи с собой двух носильщиков. На следующий день пришел истец, и Ияс сказал ему: — Иди к своему товарищу и потребуй у него своё имущество. А если он откажется возвращать его, то скажи ему: «Я пожалуюсь на тебя судье». Он отправился к праведнику за своим имуществом, но тот ничего не отдал ему и снова сказал, что ничего ему не должен. Тогда владелец имущества сказал: — Тогда я пожалуюсь на тебя судье.
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 59
Услышав это, праведник тут же вернул ему имущество и постарался задобрить его. Владелец имущества вернулся к Иясу и сказал: — Этот человек отдал мне всё, что мне причиталось... Да воздаст тебе Аллах благом! Потом праведник пришёл к Иясу в назначенный час вместе с носильщиками, и судья сделал ему строгий выговор и опозорил его перед всеми, сказав: — Скверный ты человек, о враг Аллаха! Ты сделал религию силком для мирских благ!
Но даже Ияс с его сообразительностью, умом и проницательностью порой сталкивался с такими доводами, что он ничего не мог противопоставить им и замолкал. Он сам рассказывал о себе такую историю. — Никто и никогда не побеждал меня, за исключением одного человека. Как-то раз, когда я был судьёй в Басре, ко мне зашёл один человек и засвидетельствовал, что такой-то сад является собственностью такого-то. Я решил проверить то, о чём он засвидетельствовал. Я спросил: «А сколько деревьев в саду? » Тот опустил голову, потом поднял её и сказал: «Как давно ты, господин судья, занимаешься здесь судопроизводством? » Я ответил: «С такого-то года». Он спросил: «И сколько досок в потолке этой комнаты? » Я не знал... И я сказал ему: «Правда на твоей стороне». И я разрешил ему выступить в качестве свидетеля.
Когда Иясу исполнилось семьдесят шесть лет, ему приснилось, что они с отцом скачут верхом на двух лошадях. И при этом ни он не опередил отца, ни отец не опередил его. А его отец скончался в возрасте семидесяти шести лет.
60 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
И однажды ночью Ияс, ложась спать, сказал своим родным: — Знаете ли вы, что это за ночь? Они ответили: — Нет. Он сказал: — Это ночь, в которую заканчивается мой жизненный срок. И когда настало утро, они обнаружили, что он умер.
Да помилует Аллах судью Ияса. Он был уникальным представителем своей эпохи и вообще удивительным человеком благодаря своей проницательности и сообразительности, стремлению найти истину и поразительному умению обнаруживать и раскрывать её...
'УМАР ИБН 'АБД-АЛЬ-'АЗИЗ И ЕГО СЫН 'АБД-АЛЬ-МАЛИК
Разве не знаешь ты, что в каждом народе есть выдающийся человек... и что выдающийся представитель баку Умайя — 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, и что в Судный день он один будет воскрешён как отдельная община. Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн
Не успел благородный последователь сподвижников и повелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз отряхнуть с рук землю с могилы своего предшественника Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика, как почувствовал, что земля под ним задрожала. Он спросил: — Что это? Ему ответили: — Это повозки халифа, о повелитель верующих. Они приготовлены для тебя, чтобы ты ездил в них. 'Умар взглянул на них краем глаза и сказал подрагивающим, усталым голосом: — На что они мне? Уберите их отсюда, да благословит вас Аллах, и подведите сюда мою мулицу. Мне достаточно её. Но едва 'Умар успел сесть на свою мулицу, как прибыл начальник городской стражи, чтобы идти перед ним. Его сопровождали стражники, выстроившиеся рядами справа и слева от него. В руках они держали сверкавшие на солнце копья. 'Умар посмотрел на них и сказал: — Вы мне не нужны. Я всего лишь один из мусульман, и выхожу так же, как они, и возвращаюсь так же, как они.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|