'амир ибн 'абдаллах ат-тамими 4 страница
Затем он дошёл до мечети. Люди сопровождали его. Он зашёл в мечеть, и людям было объявлено:
62 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Общая молитва! Общая молитва! Люди со всех сторон потянулись в сторону мечети. Когда люди собрались, 'Умар ибн' Абд-аль-'Азиз обратился к ним с речью. Он восхвалил Аллаха и призвал благословение на Его Пророка, после чего сказал: — О люди! На мою долю выпало это испытание притом, что сам я понятия не имел о том, что меня ждёт, и вовсе не стремился к этому, и не совет мусульман принял это решение*. Я освобождаю вас от присяги, которую вы принесли мне. Выбирайте же для себя халифа, который вас устраивает. Но люди в один голос закричали: — Мы выбрали тебя, о повелитель верующих! И мы довольны тобой. Распоряжайся же нашими делами с благом и благодатью. Когда голоса стихли, а сердца успокоились, 'Умар снова восхвалил Аллаха и призвал благословение на Мухаммада — Его раба и Посланника. После этого он принялся побуждать людей к богобоязненности, внушать им равнодушие к миру этому и стремление к миру вечному. Он напомнил им о смерти такими словами, от которых смягчились даже чёрствые сердца и слёзы потекли даже из глаз грешников. Слова эти исходили из сердца говорящего и оседали в сердцах слушателей. Затем он возвысил свой усталый голос так, чтобы его услышали все присутствующие, и сказал: — О люди! Обязательно подчиняться тому, кто покорен Аллаху, а тому, кто ослушивается Аллаха, никто не обязан подчиняться. О люди! Подчиняйтесь мне до тех пор, пока
* Он имел в виду, что его предшественник принял присягу людей от имени своего преемника, не называя его имени.
Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз и его сын 'Абд-аль-Малик 63
я буду покорен Аллаху в отношении вас, а если я ослушаюсь Его, то вы не обязаны подчиняться мне. Затем он спустился с минбара, направился к своему дому и скрылся в своей комнате. Ему хотелось немного отдохнуть после всех этих нелёгких событий, связанных с кончиной прежнего халифа.
Но стоило 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу прилечь, как к нему подошёл его сын 'Абд-аль-Малик, которому было тогда около семнадцати лет, и сказал: — Что ты собираешься делать, о повелитель верующих? Он ответил: — Сынок, я хочу вздремнуть немного. Я совершенно обессилен. Сын сказал: — Ты собираешься спать до того, как восстановишь справедливость и исправишь притеснение, допущенное в отношении людей, о повелитель верующих? Он сказал: — Сын мой, я не спал всю ночь из-за твоего дяди Сулеймана. Когда наступит время полуденной молитвы, я помолюсь с людьми и восстановлю справедливость с позволения Все вышнего Аллаха. Сын сказал: — О повелитель верующих! А кто гарантирует, что ты доживёшь до полуденной молитвы? Эти слова возбудили в 'Умаре решимость. Сон его улетучился. В его усталое тело вернулась сила. Он сказал: — Подойди сюда, сынок. 'Абд-аль-Малик подошёл к отцу и тот обнял его и поцеловал в лоб, после чего сказал:
64 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Хвала Аллаху за то, что Он вывел из крестца моего того, кто помогает мне блюсти религию. Затем он поднялся и велел объявить людям: — Пусть притеснённые придут и подадут свою жалобу!
Кто же такой этот 'Абд-аль-Малик? Что это за юноша, о котором люди говорили, что это он ввёл отца в поклонение и повёл его дорогой равнодушия к мирским благам? Давайте расскажем историю этого праведного юноши с самого начала.
У 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза было пятнадцать детей. Из них три дочери. Все они были богобоязненными и праведными, но 'Абд-аль-Малик превзошёл в этом своих братьев и сестёр и выделялся среди них, как яркая звезда на небосклоне. Он был весьма благовоспитанным и умным юношей. Несмотря на молодые годы, у него был ум зрелого мужчины. С младых ногтей он был приучен к покорности Всевышнему Аллаху. В нём было больше характерных черт семейства аль-Хаттаба, чем в ком бы то ни было. Он был очень похож на 'Абдаллаха ибн 'Умара, особенно в своей богобоязненности, боязни ослушания и стремлении приблизиться к Нему посредством покорности Ему.
Его двоюродный брат 'Асым* рассказывал: «Как-то раз я приехал к моему двоюродному брату 'Абд-аль-Малику, когда тот
* 'Асым был сыном Абу Бакра ибн 'Абд-аль-'Азиза ибн Мервана, брата 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз и его сын 'Абд-аль-Малик 65
был ещё холостым. Мы совершили молитву-'иша, после чего каждый из нас отправился в свою постель. 'Абд-аль-Малик погасил лампу, и мы заснули. Посреди ночи я проснулся и увидел, что 'Абд-аль-Малик стоит в темноте, читая слова Всевышнего " Знаешь ли ты, что если Мы позволим им пользоваться благами многие годы, Дочитав аяты до конца, он читал их снова. В конце концов я подумал, что этот плач убьёт его. Подумав об этом, я сказал: " Нет божества кроме Аллаха, и хвала Аллаху", как обычно говорит только что проснувшийся. Я сделал это для того, чтобы прервать его плач. Услышав мой голос, он замолчал, и больше я не слышал от него даже шёпота... »
Праведный юноша учился у величайших учёных того времени, что позволило ему наслаждаться Книгой Аллаха и стать выдающимся знатоком хадисов Посланника Аллаха
Рассказывают, что однажды 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз собрал чтецов и факихов Шама и сказал: — Я позвал вас для того, чтобы посоветоваться с вами относительно того несправедливо взятого имущества, которое теперь подвластно моей семье. Как вы думаете, что с ним делать? Они сказали:
66 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— О повелитель верующих, это ведь случилось не в период твоего правления, и грех за эти несправедливости запишется тем, кто совершил их. Но 'Умара их ответ не удовлетворил. Тогда один из присутствующих, который не разделял это мнение, посмотрел на него и сказал: — О повелитель верующих, пошли к 'Абд-аль-Малику, ибо у него не меньше знания, понимания религии и благоразумия, чем у тех, кого ты пригласил. Когда 'Абд-аль-Малик зашёл к нему, 'Умар спросил: — Что ты думаешь об этом имуществе, которое наши родственники несправедливо отняли у людей? Пришли владельцы этого имущества и требуют вернуть его, и мы знаем, что это действительно их имущество. 'Абд-аль-Малик сказал: — Я считаю, что ты должен вернуть его владельцам, раз уж тебе известно о положении этого имущества. А если ты не сделаешь этого, то станешь соучастником тех, кто отобрал это имущество у владельцев. 'Умар улыбнулся и вздохнул с облегчением. Его тревога улетучилась.
Праведный юноша предпочёл жить у границ, на которые могли напасть враги. Он поселился в одном из приграничных городов, решив не оставаться в Шаме. Он отправился туда, оставив позади Дамаск с его зелёными садами, прохладной тенью и семью реками. Его отец знал о праведности и богобоязненности 'Абд-аль-Малика, но несмотря на это боялся, что он поддастся наущениям шайтана или юношеским порывам. И он старался знать о сыне всё, что только можно было знать.
Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз и его сын 'Абд-аль-Малик 67
'Умар никогда не забывал о нём и не проявлял невнимания по отношению к нему.
Маймун ибн Махран, визирь 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, его судья и советник, рассказывает: «Как-то раз я зашёл к 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу и обнаружил, что он пишет письмо сыну. В этом письме 'Умар наставлял его и давал ему советы, просвещал его и предупреждал, предостерегал и сообщал благую весть... В этом письме, помимо прочего, было написано следующее: " И далее... Поистине, ты более всех достоин того, чтобы внимать мне и усваивать слова мои. Поистине Аллах, хвала Ему, облагодетельствовал нас в делах как мелких, так и значительных. Помни же, сынок, о милости Аллаха к тебе и твоим родителям. Остерегайся высокомерия и гордыни, ибо они из деяний шайтана. Он для верующих явный враг. И знай, что я посылаю тебе это письмо вовсе не потому, что мне сообщили о тебе что-то дурное, — мне известно о тебе только хорошее. Однако мне сказали, что есть в тебе немного самолюбования. И если бы это дошло до ненавистного мне, ты увидел бы от меня то, что тебе не понравилось бы". Затем 'Умар повернулся ко мне и сказал: " Поистине, сын мой, 'Абд-аль-Малик, приукрашен в глазах моих, и я виню себя за это. Я боюсь, что моя любовь к нему одолела моё знание о нём, и я, подобно многим отцам, слеп, не замечая пороков своих детей. Поезжай к нему, посмотри, увидишь ли что-нибудь похожее на высокомерие и гордыню. Он ещё совсем молод, и я опасаюсь, что шайтан может сбить его с верного пути". И я отправился к 'Абд-аль-Малику. Прибыв к нему, я попросил разрешения войти и зашёл к нему. Это был юноша в самом расцвете, благовидный и очень скромный. Он сидел на набитой подстилке, покрытой шерстяным покрывалом.
68 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Он радушно поприветствовал меня и сказал: " Я слышал, как отец упоминал о достоинствах, тебе присущих, и надеюсь, что Аллах принесёт людям пользу через тебя". Я спросил: " Как ты поживаешь? " Он ответил: " Все хорошо, по милости Всевышнего Аллаха. Вот только я боюсь, как бы меня не обольстило хорошее мнение отца обо мне. Я не настолько хорош, как думает мой отец. И поистине, я боюсь, что его любовь ко мне одолела его знание обо мне — это будет бедой для него". Меня удивило сходство их слов. И я спросил: " Скажи мне, на что ты живёшь? " Он ответил: " На доход, который приносит земля, купленная мною у того, кто унаследовал от своего отца. Я купил её на деньги, в отношении которых не было никаких подозрений и сомнений. Благодаря этому я не нуждаюсь в деньгах* мусульман". Я спросил: " Чем ты питаешься? " Он ответил: " День — мясо, день — чечевица с растительным маслом, день — уксус с растительным маслом**. Этого достаточно". Я спросил: " Ты чувствуешь в себе самолюбование? " Он ответил: " Я ощущал нечто подобное. Но когда отец дал мне наставления, раскрыв предо мною истинную сущность души моей и показав мне, как она на самом деле ничтожна, и преуменьшив её значимость в моих глазах, Аллах принёс мне пользу через эти наставления. И да воздаст Аллах отцу моему благом". Я посидел у него немного, беседуя с ним и получая удовольствие от его речей. И никогда не случалось мне видеть юношу с таким прекрасным лицом, совершенным умом и столь благовоспитанного, несмотря на юный возраст и неопытность. В конце дня пришёл слуга и сказал: " Мы закончили". Он молчал. Я спросил:
* Имеются в виду средства, которые выделяются на содержание халифа и его семьи. ** Он имел в виду, что приправляет хлеб уксусом и маслом.
Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз и его сын 'Абд-аль-Малик 69
" Что именно они закончили? " Он ответил: " Он говорит о бане". Я спросил: " А что баня? " Он ответил: " Они очистили ее для меня от людей". Я сказал: " Ты произвёл на меня весьма благое впечатление, пока я не услышал это". Он испугался и пробормотал: " Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся... А что в этом такого, о дядя, да помилует тебя Аллах? " Я сказал: " Разве эта баня принадлежит тебе? " Он ответил: " Нет". Я сказал: " Что же побуждает тебя выгонять оттуда людей? Ты как будто желаешь таким образом возвыситься над ними и превознести себя, К тому же ты наносишь ущерб владельцу бани, уменьшая его дневной доход, и заставляешь уходить ни с чем того, кто пришёл помыться". Он сказал: " Владельцу бани я возмещаю ущерб и отдаю ему то, что он теряет из-за меня". Я сказал: " Это расточительство, к которому примешивается высокомерие... Что мешает тебе ходить в баню вместе со всеми, ведь ты такой же человек, как и они? " Он ответил: " Мне мешают делать это простые люди, которые входят в баню без изара, и мне не хочется видеть их срамные места, и мне не хочется принуждать их надевать изар, чтобы они не подумали, что я пользуюсь властью, от которой я прошу Аллаха избавить нас хотя бы так, чтобы не осталось ничего против нас и ничего в нашу пользу. Дай же мне наставление, да помилует тебя Аллах, которое принесёт мне пользу, и укажи мне выход из этого положения". Я сказал: " Подожди, пока люди выйдут из бани вечером и вернутся в свои дома. А потом иди туда сам". Он сказал: " Хорошо, так я теперь и буду поступать. С этого дня я больше никогда не буду ходить в баню днём. Если бы не холода в этих местах, я бы вообще туда не ходил". Он опустил голову и задумался ненадолго, а потом поднял голову и сказал мне: " Я заклинаю тебя не гофрить об этом моему отцу, ибо поистине, я не желаю, чтобы он был недоволен мною, потому что я могу покинуть этот мир
70 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
раньше, чем его недовольство вновь сменится довольством". В этот момент мне захотелось испытать его ум, и я сказал ему: " Если повелитель верующих спросит меня, видел ли я в тебе что-нибудь, нуждающееся в исправлении, ты желаешь, чтобы я солгал ему?! " Он сказал: " Нет, упаси Аллах! Просто скажи ему: мол, я видел в его поведении нечто неподобающее, но я увещевал его и указал ему на неправильность его поведения и он сразу же исправился. Мой отец не станет спрашивать тебя о подробностях, если только ты сам не расскажешь ему, потому что Всевышний Аллах уберёг его от того, чтобы доискиваться до сокрытого". Я никогда не видел отца и сына, подобных им, да помилует Аллах их обоих».
Да будет доволен Аллах пятым праведным халифом 'Умаром ибн 'Абд-аль-'Азизом и да сделает Он его довольным! И да наполнит он благом его могилу и могилу его любимого сына 'Абд-аль-Малика. Мир им в день их присоединения к небесному обществу, и мир им в тот день, когда они будут воскрешены вместе с лучшими и благочестивыми!
АЛЬ-ХАСАН АЛЬ-БАСРИ
Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный аль-Хасану аль-Басри?.. Масляма ибн'Абд-аль-Малик
Г онец принес жене Пророка Она поспешила послать людей, чтобы они привезли мать с ребёнком к ней и та провела дни послеродового кровотечения в её доме. Умм Саляма очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша.
И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умм Саляма сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику. Мальчик был красив лицом и ладен телом, и глядя на него, глаз радовался, а сердце наполнялось любовью к нему. Повернувшись к служанке, Умм Саляма спросила: — Хайра, ты уже дала имя своему сыну? Та ответила: — Нет, матушка... Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь.
72 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Тогда назовем его, с благословения Аллаха, аль-Хасаном. После этого она воздела руки и обратилась к Аллаху с благими мольбами за новорождённого.
Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умм Салямы Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаха
Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провел своё детство в одном из домов Посланника Аллаха Умм Саляма относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умм Саля мой не ограничилась этим. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Умм Салямы, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она
Аль-Хасан аль-Басри 73
брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери. Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью.
Матери верующих поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути. По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка.
В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. Он пил из чистых источников, которыми стали для него дома матерей верующих. Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаха Однако больше всего он привязался к повелителю верующих 'Али ибн Абу Талибу. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям мира этого. На него произвели огромное впечатление красноречие 'Али, его мудрость, умение укладывать Великий смысл в несколько коротких слов и его наставления,
74 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Когда аль-Хасану исполнилось четырнадцать лет и он повзрослел, его семья переехала в Басру и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали «аль-Басри» — по названию города Басра.
Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями. Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан очень много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, одного из самых знающих членов общины Мухаммада. Он учился у него толкованию Корана, а также перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. С Ибн 'Аббасом и другими аль-Хасан изучал фикх, арабский язык и многое другое и в конце концов стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях, факихом и надёжным передатчиком. И люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромное знание, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза ослушников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь, который был благоуханнее мускуса. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях, и люди повсеместно заговорили о нём, и даже халифы и другие обладавшие властью стали спрашивать о нём, заинтересовавшись его личностью.
Аль-Хасан аль-Басри 75
Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн 'Абд-аль-Малика в Хире, и он сказал мне: " Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие". Я ответил: " Да дарует Аллах благо предводителю... Я — лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём со знанием. Я — его сосед по дому и его собеседник на его собраниях и знаю о нём больше всех жителей Басры". Масляма сказал: " Поведай же мне то, что знаешь". Я сказал: " Это человек, одинаковый внешне и внутренне, слова его совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам совершает его лучше всех людей, и удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех людей. Мне он кажется человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него... " Масляма сказал: " Достаточно, Халид, достаточно... Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?! " »
Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто противостояли его жестокости и не таясь говорили людям о его скверных деяниях, Дерзая говорить слово истины ему в лицо. Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в городе Васит. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаху с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||