Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъект Мудрецов (Le Sujet des Sages)




Поиск Первоматерии (Matière Première), «первой сущности» («се primum ens») Делания должен стать первой работой ученика. Ибо её идентификация уже есть показатель решительного совершенствования; ведь трудность состоит прежде всего в простоте.

Это наша Магнезия (Magnésie) или философский Магнит (Возлюбленный, Aimant), содержащий в себе (dans son corps) влекущее свойство (vertu), благодаря которому она наполняется небесной росой. Самые искренние зовут её Свинцом Мудрецов (Plomb des Sages), Сатурнической растительной чашей (Saturnie Vegetable).

 

«Стало быть, храни ртуть (argent vif), созидаемую во внутренних покоях, то есть внутри начал (principes) металлов, из которых они состоят и в которых находятся в сгущённом состоянии. Именно про эту ртуть и говорят: она из земли, которая остаётся[50].

Камбриэль

(Cambriel)

 

«Стало быть, будем искать лимб нашего Микрокосма, в коем размещён его лимб (limbe de nostre Microcosme dans lequel microcosme est situé ce limbe), будем, скажу так, искать клейкий земной шар[51], составленный из меркурия, соли и сульфура: его, согласно Геберу, можно называть тягучей влажностью влаги (humidité visqueuse de l'humidité), ибо он происходит от некоей влажной сущности (substance humide)».

«Царские Афоризмы», XI

(Aphorismes Basiliens, XI)

 

«Философы имеют основание, — пишет анонимный автор "Ключа от герметической лаборатории", — скрывать свою тайну от глаз тех, кто ценит вещи только по тому, как их можно использовать; ибо если эти люди узнают или им открыто покажут Материю, благословенно сокрытую Богом среди кажущихся полезными вещей, они всё равно её не оценят».

 

«Тот, кто ценит вещи по их достоинству, а не так, как люди, обладает истинной Мудростью».

«Подражание Иисусу Христу» XVI, кн. II, гл. I, ст. 6.

(Imitation de J.-C., livre II, ch. I, v. 6)

 

«Философы дали ему множество имён сверх того, под каким он обычно известен. Это вызвало и вызывает массу трудностей и зачастую ставит в тупик неофитов, особенно тех, кто мало заботится о соблюдении основ нашей науки и не знает, до каких границ простираются возможности естества. Вопреки распространённому мнению, будто об этом субъекте (sujet) нигде открыто не говорится, мы утверждаем, что во многих работах он прямо называется и во всех описывается. Нельзя, однако, сказать, что его значение особо подчёркивается; нередко авторы относят его к побочным продуктам, как нечто непригодное и чуждое Великому Деланию. Это классический приём, с помощью которого Адепты отваживали непосвящённых, утаивая от них вход в свой сад»[52].

«Традиционное его имя — камень Философов (Pierre des philisophes) — достаточно верно выражает его свойства и служит ключом к его идентификации. Это действительно камень, так как внешне он такой же, как все минералы. Это хаос Мудрецов, в котором заключены четыре элемента, но в смешанном, беспорядочном виде. Это наш старец и отец металлов. Металлы и впрямь происходят от него, ибо он их первое земное проявление. Это наши мышьяк, цинковая пыль, сурьма, обманка, свинцовый блеск, киноварь, колькотар, аурихальцит, реальгар, аурипигмент, каламин, туция, винный камень (tartar) и т.д. Все минералы как бы перенесли на него свои названия. Камень Философов именуют также чешуйчатым чёрным драконом, ядовитым змеем, дочерью Сатурна (fille de Saturne) и "самым любимым его дитятей". Естественное развитие этого вещества прерывается при добавлении в него примеси горючей Серы, которая связывает и коагулирует его чистую Ртуть. Несмотря на летучее естество, изначальная Ртуть (mercure primitif), подвергнутая сиккативному действию Серы и мышьяка, принимает вид твёрдой, чёрной, плотной, волокнистой, ломкой и рассыпчатой массы, которую обычно считают ни на что не годным, грязным и презираемым в глазах людей побочным продуктом. Однако озарённый Мастер находит в этом субъекте — бедном родственнике семейства металлов — всё необходимое для своего великого труда, так как он, по словам герметических авторов, используется на начальной, срединной и конечной стадиях Делания. Поэтому древние сравнивали его с Хаосом Творения, где элементы и начала, тьма и свет смешаны, спутаны и не могут воздействовать друг на друга. Поэтому Мудрецы символически описывали исходное состояние своего вещества как образ мира (figure du monde), содержащий в себе все составные части герметического нашего земного шара (notre globe), или микрокосма, в котором, однако, отсутствуют порядок, форма, ритм и мера»[53].

 

В НИЧТО СОДЕРЖИТСЯ ВСЁ

.EN.RIEN.GIST.TOVT.

 

«Немаловажная сентенция (devise primordiale), которую любили повторять древние Философы, подразумевая под этими словами отсутствие ценности, заурядность (vulgarité) и широкую распространённость основной своей материи, из которой они получают всё, что им нужно: "Ты добудешь всё во всём там, где заключается вяжущее (styptique), стягивающее (astringente) свойство металлов и минералов", — пишет в " Двенадцати ключах " Василий Валентин».

«Поэтому надо обратиться к грубому дикому камню, не обращая внимание на его жалкий вид, зловоние, чёрную окраску, грязные лохмотья. Именно по этим не слишком привлекательным свойствам его можно распознать. Он предстаёт перед нами как вышедшая из первичного хаоса изначальная субстанция (substance primitive), которую Бог во время Сотворения и упорядочения вселенной предназначил для избранных своих служителей. Извлечённая из Небытия (Néant), она несёт на себе его печать, что находит отражение в слове Ничто (Rien), фигурирующем в надписи. Философы, впрочем, установили, что её природа, стихийная и беспорядочная, состоит из неимоверной смеси тьмы и света, зла и добра, и что это ничто содержит в себе Всё (Tout), что они могли бы пожелать»[54].

 

В том, что касается первоначал (premiers principes), Философы согласны, что надо отбросить всё, что подвержено действию огня или им поглощается, всё, не являющееся по естеству или хотя бы по происхождению относящимся к металлам.

С точки зрения добычи эта первоматерия не всегда представлена в одинаковом виде.

«Это и камень и не камень: она зовётся камнем по подобию; ибо, во-первых, его рудная основа (minière), извлекаемая из полостей (cavernes) земли, действительно камень, поскольку представляет собой твёрдую и сухую, способную делиться на малые части материю и, может быть, как и камень, раздроблен и растолчён. Во-вторых, ибо после разрушения её формы, то есть просто вонючей серы, подлежащей удалению, а затем и её частей, соединённых естеством, необходимо привести её в состояние единственной и единой сущности (essence unique) чрез медленное естественное настаивание и варку, в состояние несгораемого, огнестойкого и плавящегося подобно воску (cire) камня; всё это невозможно сделать, не возвратив ему его универсальный характер (Universalité)».

Космополит

(Le Cosmopolite)

 

«Это грубый, чёрный и вонючий камень; он почти ничего не стоит; вес его незначителен... для того, кто её ищет, она — озарение и откровение».

Калид

(Calid)

 

Нашу материю следует извлекать из другой материи, её оболочки, представляемой под видом камня, ядром которого она является.

 

«Материя, — говорит Грийо де Живри, — в сущности, разрушаема; однако в ней содержится неразрушаемая девственная закваска (ferment), небольшую часть которой содержит любая особь (субъект, неделимое понятие, частица — individu) любого рода. Благодаря этой закваске от особи к особи переходят, вопреки разложению и разрушению, одни и те же формы. Говорят, будто всякое зарождение проистекает из разложения; это хула и заблуждение; зарождение происходит от бессмертного (imperissable) источника (начала, зародыша, germeXVII), пребывающего в каждом существе и не подвластного разложению и разрушению. Зарождение (generation) освобождает животворящее начало, развивающееся чрез таинственную работу, именуемую ферментацией или брожением, и даёт рождение (naissance) новому бытию (être). Вот почему после всякого потопа будет радуга»[55].

«Великое Делание изначально есть всеобщий мировой дух, воплощенный в девственной земле. Это первое производство или соединение стихий (elements) в первой точке рождения».

Дом Альберт Белен

(Dom Albert Belin)

 

Об этом «субъекте мудрецов» Василий Валентин, хранитель великой Тайны, говорит в предисловии к «Двенадцати Ключам» (кн. I): «Это круглая сфера, которой Божия судьба подталкивает свою телегу и вручает Божьим людям дары Премудрости; с другой стороны, по земному пониманию, это и есть всё во всём, владыка и судия, который превыше всех, даже и вечных вещей. Как ещё можно описать всё во всём? Сооруди три великих крыла для земли — пусть они нудят её со всею силой так, чтобы она поднялась до небес и даже до небес небес, в высочайшие их области. Потом сожги её крылья, чтобы земля упала в красное море и утонула в нём. А затем огнём и воздухом высуши эту воду, чтобы снова образовалась земля. Вот что такое всё во всём»[56].

 

VIII. Барант Сандерс ван Гельпен. «Лествица мудрецов». 1689г. Хаос. Голландский алхимик расшифровывает латинское написание этого слова как акроним: «Жар, влага, холод, скрытая сухость». Все эти качества содержатся внутри одной материи, которой единственно достаточно для совершения всей работы. — О.Ф.

 

Бернар, граф Тревизанской Марки, в трактате о «Потерянном Слове» (который мы полностью воспроизводим в конце этой книги) о важности трудной идентификации первоматерии говорит следующее: «Самое важное в тайной Науке о Трансмутации Металлов — знание Материи, из каковой извлекают Ртуть (Argent-vif) Философов, а также их Серу (Soufre), составные части их божественного Камня».

А вот что говорит Барант Сандерс ван ГельпенXVIII в своём великолепном трактате о «Лествице Мудрецов»: «Вы также знаете, что первая материя (premierre matierre) или Обычное Женское Философов (Menstrüe[57] des Philosophes), из которого, в котором и через которое и с помощью которого всё, без сомнения, создано, есть солнечная материя (matierre luisant[58]). Истинные Философы также называли её Aqua glacialis lucida; это означает Застывшая (глянцевитая, стеклянная) и светящаяся (светлая) вода (l’eau glacée luisante); из неё происходит последующая материя (dernierre matierre[59]), совершеннейшее Сущее (l'Etre) всего Мира. Она вполне известна всем истинным Философам; тогда как её Urim (свет) создан и доведён естеством и художеством до Thummim (совершенства)[60], совершенства Тинктуры. Думаю, не будет преувеличением полагать, что Урим и Туммим, которые Всемогущий повелел Аарону постоянно носить на сердце, — начальный Свет и совершенное окончание возделывания Камня Философов (la Pierre des Philosophes).

...Сказанное вами о материи Камня Философов истинно; я хорошо знаю ртуть (vif argent) как источник его происхождения. Однако самое трудное — понять, как приготовить эту ртуть и сделать её способной действовать в соответствии с написанным.

Мне хорошо известно также следующее: Меркурия следует долгие часы отмывать от грязи и чёрной нечистоты, а затем высушивать, амальгамировать, дистиллировать и доводить до способности своим магнетическим (любовным, aimantine) достоинством привлекать к себе лучи Солнца и Луны, приводя их в телесное (corporel) состояние до приобретения им свойств материи Камня. Я нерушимо уверен в том, что материя Камня или Обычное Женское Философов не может быть обнаружено нигде, кроме минерального царства, в особенности вне ртути (vif argent). Ртуть есть единственная вещь, на чьих основаниях (colonnes)[61] покоится всё Естество и минеральное царство».

«Кажется, ещё Калибом (Calib) было открыто, что в этом художестве есть только две сперматические материи одного и того же корня, то есть одного меркуриального вещества (substance) и одной сущности (essense), единственной тягучей и сухой субстанции (substance visqueuse et seche), соединяющейся лишь с твёрдым веществом».

Бернар Тревизанский

(Bernard Le Trevisan)

 

«У нашей работы один корень и две Меркуриальных сущности (substances), необработанных, взятых и извлечённых из рудника, соединённых в огне взаимной дружбы, в чём и нуждается материя. Их постепенно варят, пока они не станут одним, а в этом одном плоть не станет духом, а дух плотью, чрез соединение (commixtion)».

Бернар Тревизанский

(Bernard Le Trevisan)

 

«Первоматерия, в ближайшем смысле, как общая сущность всех металлов, есть Ртуть, но не как таковая, а в сгущённом из рудных составляющих земли, то есть из горючего Сульфура, как и из самого Сульфура, который также есть Материя. Втуне работают те, кто, вопреки Естеству, имеют дело не с Ртутью и Сульфуром».

Добрый Пётр (Камень)

(Petrus Bonus)

 

«...полагаю необходимым здесь добавить следующее: не дóлжно понимать под Первоматерией звёздное семя (semence astrale) или духовное и бестелесное семя металлов, но их телесную сперму (sperme), привлекающую своей магнитной (любовной, aimante) силой семя духовное. В ней это последнее через духовную Селитру (Nitre) воздуха превращается в сероватое тягучее масло, на солнцепеке приобретающее оливковый цвет, а ночью — вид замёрзшей сияющей воды. Она похожа на отполированное серебро и по этой причине справедливо именуется Aqua glacialis lucida, то есть "ледяная сияющая Вода".

...Мы не ведём здесь речи о той присущей Великому Богу Первоматерии, из которой Он извёл Небесное Солнце в начале при сотворении света. Составные той Первоматерии посредством Воздуха и Воды обрели в Земле растительную и животворящую (vegetant et vivant) способность; однако мы подразумеваем здесь ту Материю, которая, родившись, изойдя и обретя форму тягучей, цвета Халцедона, Воды или же набухшего дождём облака, содержит: 1. Первоматерию металлов или их звёздное семя. 2. Два Противоположных Качества: Влажное и Сухое. 3. Три Начала (Principes): Сульфур (Серу), Меркурий (Ртуть), Соль. 4. Четыре Стихии (Elemens)[62]: Огонь, Воздух, Воду и Землю в соответствии с Весами ЕстестваXIX (Poids de la Nature), совершенным десятичным счислением и всем созданным Естеством в металлической Воде...

..."Что наверху, подобно тому, что внизу". Ибо высшие и низшие вещи созданы и сотворены из одной Формы и из одной МатерииXX, но по их расположению и совершенству они различны.

Господин Ж. д'Эспанье очень щедро и с пониманием говорит о Первоматерии Камня Философов, сравнивая её с этой очень древней и первой залежью (masse), из которой вышли все вещи: Естество оставило нам некий знак (signe) или отметку (marque) этой древнейшей смешанной (confuse) массы Первоматерии, нашу Воду, которая не моет рук. В ней присутствуют все виды семени вещей; она исходит из пещер (cavernes) и язвин земли, с помощью очень малого огня становясь летучей; тот, кто умеет осторожно разделять и соединять её внутренние Стихии (Elemens) при совокуплении её с её же мужским началом, способен овладеть драгоценнейшей тайной Естества и Художества и даже формулой (abbregé) небесной Сущности (Essence)»[63].

«Надо признать, что этот злосчастный субъект обижен от природы, недаром его олицетворяют безобразные чудовища: дракон, змей, вампир, дьявол, тараска. Вид у него и впрямь малопривлекательный. Чёрный, в чешуйках, зачастую покрытый красными точками или рыхлым блекло-жёлтым слоем, с сильным тошнотворным запахом, который Философы называют toxicum и venetum, он пачкает руки и вообще как бы совмещает в себе всё самое омерзительное[64]. Однако этот презираемый невеждами изначальный субъект Мудрецов (sujet des sages) — единственный источник небесной воды (eau céleste), наш первый меркурий (notre premier mercure) и великий алкагест (Alkaest). Он — верный слуга (loyal serviteur) и соль земли (sel de la terre). Иллель-Эрланже называет эту сущность Джилли (Gilly), Джилли помогает своему учителю освободиться от власти Веры (Vera). Её именовали также универсальным растворителем (dissolant universel), но не потому, что она растворяет всё что угодно — многие, думая так, впадали в ошибку — а потому, что она всемогуща в той маленькой вселенной, которая зовётся Великим Деланием»[65].

«Наша первоматерия (matiere premiere) твёрдая, и полученный с её помощью меркурий имеет вид соли; у него твёрдая консистенция»[66].

«Металлический хаос, созданный естеством, содержит в себе все металлы, но это не металл. Он содержит золото, серебро и ртуть (mercure), при этом не будучи сам ни золотом, ни серебром, ни ртутью».

 

«Псалтирь Термофила»

в Трактатах о Трансмутации Металлов

анонимного автора XVIII в., строфа XXV.

(«Le Psautier d'Hermophile»

dans Traités de la Transmutation de Métaux.

Ms. anon, du XVIIIе, strophe XXV)

 

«Есть, — говорит Ле Бретон, — минерал, известный истинным Мудрецам и скрываемый в их писаниях под различными именами; он в изобилии содержит в себе твёрдое (le fixe) и летучее (le volatile)».

 

Ле Бретон. Ключи спагирической Философии

(Le Breton. Clefs de la Philosophie spagirique) — Paris, 1722

 

Тайный субъект Мудрецов (le secret sujet des Sages) есть наша «Почтенная Девственница» («Vierge venerable»), «Могущественная Девственница» («Vierge puissante»), «Зерцало Справедливости», «Седалище Мудрости», «Причина нашей радости», «Духовная Чаша», «Честнáя Чаша» («Vase d'honneur») и «Дом золота».

Согласно Камбриэлю: «Это просто соединение двух семян во втором из них, в матрице их царства, именуемой первой материей (premiere matiere)». О том же Килиани: «Собственно материя делания та же, что служила для создания тела (corps) первочеловека (homme primitif)XXI: она есть повсюду под разными видами (modifications); происхождение её и небесное, и земное, это точно так же огонь камня».

Нимфа, исшедшая из «Дуба, священного древа» даёт ему такое драгоценное указание: «Моя сущность (essence) небесна, ты можешь опознать меня как "извержение полярной звезды" ("une déjection de l’étoile polaire"). "Сила моя всё животворит: я звёздный дух, я даю жизнь всему дышащему и растущему, я знаю всё". Тот, кто опознает ДРАКОНА, может и победить его.

Но как обнаружить Истину, как проложить путь через этот лес кажущихся противоречий?

 

Фулканелли отвечает: «Всю эту символику необыкновенно сложно расшифровать. Как связать воедино такое множество различных образов, как примирить противоречивые тексты? Тем не менее это единственный способ распознать правильную дорогу среди путей, никуда не ведущих, среди тупиков, куда забредают нетерпеливые неофиты. Поэтому мы неустанно призываем тех, кто подвизается в герметической науке, всеми силами стараться разрешить столь запутанную, хотя вполне реальную и осязаемую проблему, так как это та основа, на которой строятся все изучаемые нами символические комбинации»[67].

«Когда философы говорят прямо, — указывает Г. де Шредер, — я сомневаюсь в их словах; когда они объясняются загадками, я задумываюсь».

Миф о золотом руне полностью отражает тайну герметической работы, цель которой — получение Философского Камня[68]. На языке Адептов золотое руно — подготовленная материя (matière préparée) для Великого Делания, а также его конечный результат, что верно по существу, ведь эти вещества различаются лишь степенью чистоты, физическим состоянием и зрелостью. Камень философов и Философский Камень схожи по естеству и происхождению, но первый находится в необработанном виде, а второй, производное первого, подвергнут тщательной варке. По словам греческих поэтов, "Зевс (Zeus) был очень доволен жертвой, которую принёс ему Фрикс (Phryxos), и захотел, чтобы обладатели этого руна жили в полном достатке, однако дозволил всем, кто пожелает, пытаться им завладеть". Не рискуя ошибиться, можно утверждать, что лишь немногие воспользовались этим позволением»[69].

«Выражаясь яснее, — указывает Сендивогий, — это наш магнит (возлюбленный, aimant), а в других случаях — наша сталь (acier); в этом смысле следует понимать слова Гермеса, желающего, чтобы отцом его было Солнце, а матерью Луна, а ветер носил его во чреве. Обычный воздух (l’air vulgaire) порождает или проявляет этот магнит, а магнит в свою очередь порождает или проявляет воздух, или Меркурия Философов, который есть сын Солнца и Луны, благодаря силе и привлекательности этого физического возлюбленного или магнетической стали, находящейся повсюду и в любое время; это наша соль алкали (sel alchaly); Философы зовут её солью гармонической (armoniac) и растительной, сокрытой во чреве магнезии. Но её же зовут и магнезией, ибо благодаря магнитной и тайной добродетели она привлекает к себе сына Солнца сразу же, как только образуется.

Его называют также обитателем опасных и подземных пещер (antre-terrestre), ибо земля — его кормилица, и он, будучи небесно сущим (par 1'estre celeste) и звёздным (des Astres), тем не менее все свои добродетели и необходимые качества обретает в естестве земном, как говорит об этом Василий Валентин. При этом, однако, он подобен порошку (праху, poussiere) илистой (тинистой, грязной, глиняной, супесчаной, limonneuse), или ещё более — вязкой сперме, или зеленоватому клею, под коим сидят и высиживают яйца лягушки. Так происходит потому, что корень всех вещей зелен, как указывает Разес (зд. Rasis — перев.); я же, наконец, скажу так: это наша тайная адамическая земля, наша небесная Девственница, подобная всемирному зрению. На неё наброшен грубый и грязный плащ, но свою телесную наготу она откроет лишь истинным сынам Ведения, которые сами подобны ей во всём. Это тайная, глубоко сокрытая во чреве естества вещь, которая никогда не явится ни видимо, ни осязаемо на радость Философу, способному самому её явить. Вот почему, знайте: Солнце и Луна в соработничестве с остальными Звёздами (autres Astres) помогут произвести форму, но не более: следует всячески просить помощи у обоих этих верховных правителей срединного естества (moyêne nature), ибо найти вы должны вещь среднююXXII (chose moyenne), обладающую телом и духом, временами видимую, а временами нет, небесную и земную.

С самого начала вам придётся преодолевать большие трудности: ибо не будет ли насмешкой над миром искать вещь, которой нет в трёх естественных царствах, — да и не от них она вовсе? Искать в земле сокрытое, но ни по виду, ни по форме ни наземное, ни подземное, ни Небесное — разве это вообще возможно? Быть может, есть она в воздухе, в воде, в огне? — тоже нет. Дело в том, запомните, что она во всех Стихийных (Elementaires) и доведённых до Первичности (Elementés) веществах (телах, corps); вот почему её вовсе нет ни у одного субъекта, и формы у неё тоже нет.

Хотя она и повсюду, её никак не следует повсюду искать в готовом для работы состоянии; и только ум и умение на службе жены-мудрости безусловно и по форме помогут извлечь её из недр (чрева, утробы, кишок, entrailles) естества.

Космополит выразительно указывает, что не следует даже и воображать и убеждать себя, будто бы возможно извлечь первую материю (premiere matiere) из физического камня, ибо одно лишь естество само соделывает её и производит с помощью художества. Добрый аббат Синезий также ясно на это указывает, когда говорит о вязкой, небесной и исполненной славы воде, которую мы через художество произвести не можем, но лишь одно естество её порождает и производит на свет, правда, всё же и только при участии мудрого Художника. Желая указать на эту вещь как на необычную и чудесную находку, он добавляет, что она-то и есть благословенная natura naturans, порождающая все вещи. В ней одной весь магистерий и ничего постороннего к этому не добавить; одно лишь требуется при первой её подготовке — удалить лишнее. В ней самой есть всё необходимое, кроме Солнечной или Лунной закваски (ferment), добавляемой только в конце работы, на что ясно указывает двенадцатый ключ Василия Валентина. Чтобы лучше преуспеть в достижении столь желанной цели, всегда, как говорит Космополит, учитывай великий Свет Естества. Учитывай также все возможности естества и даже само действие Стихий и, прежде всего, той из них, которая всех превосходнее, особенно когда растворяешь воду и воздух: ибо Небеса так сотворены, и вся вселенная, и эта необходимая для нашей работы вода, без которой никто не может жить, ни порождать, и которая в избытке есть у каждого»[70].

«Поскольку металлы сотворены, а для всего сотворённого установлено размножение, установлено оно и для металлов; известно, что все вещи размножаются только с помощью семени; отсюда мы делаем вывод, что так и у металлов; поскольку всякой вещи Бог дал семя, то и у металла есть семя, затем оно даёт плод, плод в необходимое время созревает. Делаем вывод: рудники и металлы — плод земли, где созревает их семя, сотворённое Богом по подобию зёрен ржи и пшеницы. Чтобы скрыть имя сущностной материи, древние называли это семя первобытиём (premier estre), сульфуром Философов, их меркурием, солью металлов, золотом Философов и множеством других имён»[71].

«Совершенно очевидно, что, сотворив всё в вышних, Бог по подобию сотворил всё и в нижних; что во славе, то и в благодати, а что в благодати, то и в естестве. Сделал Он так для того, чтобы чрез видимые образы внешнего мира мы приходили к познанию истины сокрытого духа, а в действии видимых вещей читали о невидимом и чудесном действии Творца, его великом и вечном достоинстве и божественности.

 

" Бог не сотворил ничего, видимо не свидетельствующим о невидимом, ничего, не способного невидимо множиться, так, чтобы, преумножая в одном, мы могли бы бесконечно преумножать в бесконечном ".

 

«Золото обычно порождается естеством по причине влажности мест, притягивающих испарения и поглощающих их. Их уготовляет Небесное Солнце, образующее тяжёлую глину (argille grosse), которой пользуются Горшечники. В ней и рождается золото»[72].

 

«Где находится наша материя?

R. — Она везде, но особо следует искать её в естестве металлическом, где её легче найти, чем в других местах.

Какую материю следует предпочитать?

R. — Самую зрелую, самую чистую и самую мягкую, но прежде всего надо следить, чтобы металлическая сущность её ещё не вошла в полную силу, но только созревала и имела металлический блеск[73].

Это субъект дорогой?

R. — Он груб и не содержит в себе никакого изящества, и, если некоторые говорят, что его можно купить, они не совсем неправы, но по сути это вовсе не товар, ибо ни к чему не годен, кроме нашей работы»[74].

 

«...Материя везде одна и та же, и бедные повсюду владеют ею, как и богатые. Известная всем, она не известна никому. Ошибаясь, народ отвергает её, как грязь, или постоянно задёшево продаёт, в то время, как она драгоценна для знающего философа»[75].

 

«Пусть люди рассудительные ищут только эту униженную Материю, ибо она заключает в себе всё, ими желаемое. В ней, соединённые, содержатся Солнце и Луна, но не простые и не мёртвые».

«В ней заключён огонь, из коего металлы извлекают жизнь; она даёт огненную воду, равно как и неподвижную (fixe) землю, она даёт всё, в чём нуждается подготовленный ум»[76].

«Не понимая, что для философа достаточно одного вещества, вы хватаетесь за множество, о, невежественные химики! В то время, как следует находящийся в процессе сгущения пар варить в одной чаше, выставленной под лучи солнца, вы предаёте своему огню тысячи составляющих. Так, в отличие от Бога, составившего всё из ничто (de rien)XXIII, вы, напротив, сводите всё к первоначальному небытию (néant primitif)»[77].

«...ничто (rien) не рождается в мире без семени, благодаря коему все вещи соделываются и порождаются; познайте из этого, сыны ведения, что тщетно искать семя у срубленного дерева, искать его надо только у зелёного и целого».

 

Космополит, о Естестве в целом, Трактат III

(Cosmopolite, de la Nature en général, Traicté III)

 

Таким образом Космополит указывает на минеральную жизнеспособность, в противоположность металлической косности (inertie).

«Из этого простого образа умный и хорошо подготовленный в началах художества искатель сможет извлечь полезный и выгодный для себя вывод сам, если, конечно, последует указаниям старых мастеров начинать работу в момент, когда естество само достигает своего состояния. Он, без сомнения, сам поймёт, какой металл следует взять и какой минерал избрать для начала первой работы. Затем, размышляя об операциях самого естества, он сам поймёт, как соединить оживлённое тело (corps revifié) с другим, живым, ибо живое жаждет живого, и своими увидит глазами, и сможет осязать своими руками материальное свидетельство великой истины»[78].

«Наш камень рождается из разрушения двух тел (corps), — говорит Лиможон, — из них одно минеральное, а другое металлическое, и оба они укоренены в одной земле».

«В самóм естестве Света заключено его свойство являться только в оболочке некоего тела (corps); тело это должно ещё быть способно принять в себя Свет; иными словами, там, где Свет, там и его носитель. Вот простейшее средство не ошибиться: ищи во свете собственного духа Свет во Тьме, и сам увидишь простую вещь: субъект, самый грубый для невежд, окажется самым благородным для Мудрецов, ибо в нём одном Свет, и благодаря ему одному свет удерживается и сохраняется. В мире нет ничего столь же чистого, как Свет, кроме разумной души, хотя и светоносный субъект должен быть очень чист, и чашу, призванную послужить им обоим, — Свету и субъекту — надо хорошо очистить. Вот каким образом в очень мерзком (abject) теле содержится самая благородная вещь, и вот почему не все вещи для всех доступны».

 

«Свет, самоисходящий из Тьмы»

La Lumière sortant des Ténèbres», p. 267)

 

Святая Анна Катарина Эммерих, рассказывая о своих видениях (гл. LXIII. «О чаше [79] Тайной Вечери»), неожиданно говорит нам о таинственном естестве «Чаши (Vase) Философов», соделанной из «адамической» земли: «КалитаXXIV, принесённая апостолами Веронике, чудесна и полна тайн... Она была из коричневатой и блистающей материи в форме груши, инкрустирована золотом и имела две маленькие ручки, чтобы её поднимать, ибо была она довольно тяжела. Подножие её было из художественно обработанного девственного золота. Была в ней видна, среди прочих вещей, змея и гроздь винограда... было в ней видно пшеничное зерно, но тяжелее, чем зёрна нашей обычной пшеницы, также и ещё одна виноградная ветвь. Некоторые великие владыки сказали Ною, что в этом кубке (coupe) находится некая таинственная вещь, и её следует взять с собой. Смотри: он поместил пшеничное зерно и виноградную ветвь внутрь жёлтого яблока, а яблоко, в свою очередь, поместил в калиту. Сверху нет никакой крышки, ибо всё, что там есть, должно расти».

 

«Калита создана по образу, таинственно показанному человеку... Этот таинственный объект, который не должен погибнуть, был соделан из плотного материала, как у наших колоколов (cloches), который, кажется, и есть первоначальное произведение (produit primitif) естества. Один лишь Иисус знает, что это такое на самом деле».

 

Некоторые щедрые адепты приводили в своих трудах драгоценные и искренние указания, пряча Истину под «покров, столь лёгкий, что она вполне достижима». Например, Эттейла говорит про мох [80], которым со временем покрываются старые соломенные крыши и развалины зданий». Парацельс и другие старые авторы для объяснения избирают обычный Носток по причине его удивительного сходства с философским купоросом (vitriol).

(Всё это, впрочем, не мешает многочисленным искателям, не знающим о Началах Художества, искажать Философию и удаляться от истины из-за ложного мудрования и слишком буквального чтения текстов).

 

Вот обзор характерных свойств этой водоросли, позволивших Философам избрать её в качестве иероглифического образа их материи.

Носток — неприметное споровое растение, вязкое желе, недолговечный мох, странное образование рассматривается как звёздное истечение (émanation des astres), как слизь, изблёванная цаплями после поедания лягушек; вот как именовали её наши старые мастера: небесный архей (archée)XXV, плевок луны, небесный цветок, слюна звёзд, магическое масло, растительный купорос, майский плевок, весенняя пена, небесный свод, трон земли, звёздное чистилище, воздушный реальгар, росяной жир (graisse de rosée)[81] и т.д... «Выбор определения зависел от того, рассматривали его Мастера как вместилище универсального духа или как земное вещество, выделенное в виде пара, а затем коагулированное путём охлаждения в воздушной среде.

Такие странные определения, отнюдь, впрочем, не произвольные, заставили забыть действительное, связанное с нашей проблемой значение слова Носток. Это слово происходит от греческого νύξ, νυκτός, соответствующего латинскому nox, noctis (ночь). Другими словами, это то, что рождает ночь и нуждается в ночи, чтобы расти и функционировать»[82]'[83].

 

IX. Ламбспринк. «О философском камне». 1625 г. Алхимик, желая обрести Золотое Руно, должен всенепременно убить дракона. Пятна на шее и крыльях летучего гада указывают на то, что наш субъект нечист, струпен и зловонен. — О.Ф.

 

«Собирайте в последнюю четверть луны в апреле и во все луны мая, июня, сентября и октября маслянистую (жирную, скверную — graissene) материю земли, прозрачную и слоистую, без корня, цветка и зерна. Эта материя есть повсюду в мире, кроме шероховатой почвы. Она похожа на зеленоватую печеньXXVI ягнёнка (agneau) и тягуча, словно горячий воск (cire). Её собирают в полях при восходе солнца, если предшествовавшая ночь была ясной и без дождя. Это сперма земли, дающая жизнь деревьям, металлам и всему, что в земле и из земли; вот почему её называют «всеобщим духом»[84].

Аноним[85]

 

«Первоматерия, которую Мастер выбирает, приступая к Деланию, алхимически именуется Зерцалом Искусства (Miroir de l'Art). "Обычно Философы называют её зерцалом Искусства, — пишет Морас де Респур, — потому что главным образом через неё стало известно содержание металлов в рудных жилах земли. Итак, лишь следуя указаниям естества, можно чему-нибудь научиться". На это же обращает внимание Космополит, когда, упоминая о Сульфуре (Сере), пишет: "В его царстве есть зерцало (miroir), в коем прозревается весь мир. Кто заглянет в сие зерцало, увидит и узнает три части всеобщего Вéдения и потому станет весьма сведущим в этих трёх царствах наподобие Аристотеля, Авиценны и некоторых других, прозревших вслед за своими предшественниками в сём зерцале, как этот мир был создан". Также и Василий Валентин пишет в своём " Testamentum ": "Субстанцию витриола сочтём Зерцалом философской Науки... В этом зерцале во всём своём блеске появляются наш Меркурий, наше Солнце и наша Луна, и в нём можно показать и доказать неверному Фоме его слепоту и крайнее невежество"»[86].

 

«Василий Валентин, Сеньор Задит, Минзихт и другие... называли римской землёй и римским витриолом (vitriol romain) земную субстанцию, дающую наш растворитель (notre dissolvant), без которого металлы невозможно превратить в меркуриалъную воду (eau mercurielle) или, если угодно, в философский витриол (vitriol philosophique). Согласно Вальмону де Бомару, «римский витриол, именуемый также витриолом Адептов, вовсе не железный купорос, а двойная сернокислая соль железа и меди». Такого же мнения придерживается Шамбон[87], который называет эту соль залыдбургским витриолом, а этот последний и есть смешанный сульфат меди и железа.

Греки называли его Σῶρύ[88] и характеризовали как соль с резким неприятным запахом, которая при размельчении чернеет и становится пористой и жирной на вид»[89].

Василий Валентин в своём «Завещании» указывает на двойное естество римского купороса: «Настаиваю на том, чтобы ты живо запечатлел этот довод в своём духе, думал только о металлическом купоросе (vitriol) и помышлял следующее: я доверил тебе знания о том, что из Марса и Венеры можно сделать великолепный витриол, в коем встретятся три начала, часто способствующие рождению и производству нашего камня».

Философский Купорос (Vitriol Philosophique) есть начальный субъект (sujet initial) и первое бытиё (первосущее, le premier être) философского камня[90].

 

Всё сказанное выше для поверхностных умов покажется «нелепым нагромождением» цитат, смешивающих первоматерию (matière première) и философский витриол (Vitriol Philosophique); однако для глубокого исследователя это «нить Ариадны».


МУДРОСТЬ И ОЗАРЕНИЕ

Может ли искатель сам обнаружить знаменитого начального субъектаXXVII (sujet initial), идентифицировать его под многочисленными именами, не затерявшись в алхимическом лабиринте и не попадая в хитроумные, каверзные ловушки, расставленные Адептами?

 

Хортулен (Hortulain), «морской са

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...