Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение и виды оценки имущества торгового предприятия




ИМУЩЕСТВО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Текст лекций

для студентов специальности 351300 "Коммерция

(торговое дело)" дневной и заочной формы обучения

 

 

Хабаровск 2002

 

ББК У 9 (2) 8

Х 12

 

Андрианова Н.В., Толстокорова Е.Н. Имущество торгового предприятия: Текст лекций. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. – 52 с.

 

Рецензент д.э.н., профессор завкафедрой маркетинга и коммерци ХГТУ

М.М. Третьяков

Издательско-библиотечным советом

академии в качестве текста

лекций для студентов

 

Наталья Викторовна Андрианова

Елена Николаевна Толстокорова

 

ИМУЩЕСТВО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Текст лекций

для студентов специальности 351300 "Коммерция

(торговое дело)" дневной и заочной формы обучения

 

 

Редактор Г.С. Одинцова

 

_____________________________________________________________________

Подписано в печать_________ Формат 60 х 84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п. л. 3,02 Уч-изд.л. 2,17 Тираж 200 экз. Заказ №____

____________________________________________________________________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦненнененен

ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...4

Глава I. Понятие и виды имущества торгового предприятия……………….5

1.1. Содержание категорий, образующих понятие,

«имущество предприятия»…………………………………….…5

1.2. Назначение и виды оценки имущества торгового

предприятия……………………………………………………….8

Глава II. Основной капитал торгового предприятия ……………………….11

2.1. Назначение, состав и структура основных фондов

торгового предприятия ………………………………………..12

2.2. Источники поступления и пути выбытия

основных фондов……………………………………………….17

2.3. Учет и виды оценки. Переоценка основных фондов...………17

2.4. Показатели, характеризующие наличие, состояние,

движение и использование основных фондов ………………..22

2.5. Амортизация основных фондов …………………………….…27

2.6. Тенденции в развитии материально-технической базы

торгового предприятия …………………………………………32

2.7. Инвестиции в сфере торговли…………………...……………...33

Глава III. Оборотный капитал торгового предприятия

3.1. Назначение, состав и структура оборотных средств…...…...38

3.2. Методика определения потребности в

оборотных средств………………………………………………41

3.3. Показатели эффективности использования оборотного

капитала………………………………………………………….44

3.4.Современные методы ускорения оборачиваемости……….…..46

3.5. Нематериальные активы………………………………………..48

Библиографический список…………………………………………………….50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности требуют развития и совершенствования экономического механизма.

Доведение произведенных товаров до конечных потребителей осуществляется предприятиями системы товарного обращения. Их функционирование осуществляется на основе взаимного переплетения оборотов экономических (материальных, финансовых, информационных) и трудовых ресурсов. Они авансируются и используются предприятиями торговли для организации процессов закупки, транспортировки, хранения, подработки и реализации товаров и возмещаются за счет выручки от реализации товаров. Основными экономическими формами функционирования экономических ресурсов являются основные и оборотные средства, составляющие имущество торгового предприятия.

В тексте лекций в соответствии с программой курса: «Экономика предприятий» для специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассматривается экономическое содержание и роль основных фондов, оборотных средств и нематериальных активов в деятельности торгового предприятия. Значительное влияние уделено формированию состава и структуры имущества, исследованию форм и методов воспроизводства основных фондов; системе показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов и оборотных средств. Рассмотрены основные тенденции и перспективы развития материально-технической базы торговых предприятий.

Авторы считают, что определение учебных целей каждого раздела и перечень основных терминов и понятий позволит студентам систематизировать знания по данной теме.

 

I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИМУЩЕСТВА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебные цели

1 Уяснить, что же понимается под термином «имущество».

2. Ознакомиться с основными категориями, составляющими категорию «имущество».

3.Понять роль классификации имущества.

4.Раскрыть содержание отдельных видов имущества торгового предприятия.

5.Разобраться в целесообразности разновариантных подходов к оценке имущества.

6.Раскрыть возможные цели и функции оценки.

7.Уяснить факторы, влияющие на различные факторы оценки.

8. Ознакомиться с видами оценки имущества.

Основные термины и понятия

имущество торгового предприятия

капитал торгового предприятия

движимое и недвижимое имущество

материально-техническая база

рыночная стоимость имущества

инвестиционная стоимость имущества

залоговая стоимость имущества

восстановительная стоимость имущества

ликвидационная стоимость имущества

Содержание категорий, образующих понятие

«имущество предприятия»

Одной из наиболее сложных проблем, возникающих у субъек­тов хозяйствования, является проблема правильного и оптималь­ного определения правового режима имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.

Необходимо выяснить, что же понимается под терми­ном «имущество». В правовом аспекте данное понятие имеет несколько зна­чений.

Во-первых, под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, в том числе деньги и ценные бумаги. В таком понимании термин «имущество» применяется в законодательстве наиболее часто.

Во-вторых, под «имуществом» понимается совокупность вещей и имущественных прав. Такое по­нимание следует, например, из ст. 128 ГК РФ.

В-третьих, под «иму­ществом» понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положе­ние их носителя. Так, бухгалтерский баланс, состоящий из актива и пассива, характеризует имущественное положение организации на отчетную дату.

В современной хозяйственной практике наиболее часто
под имуществом торгового предприятия понимают совокупность основных фондов, оборотных средств и нематериальных активов.

Осуществление коммерческого предпринимательства связано с использованием различных средств труда, необходимых для продвижения, хранения и реализации товаров.

Классификацию имущества можно провести по различным ос­нованиям, выделив:

1) движимое и недвижимое имущество;

2) имущество, участвующее в производственной деятельности, и непроизводственного назначения. Помимо экономического зна­чения, данная классификация учитывается при решении вопроса о начислении амортизационных отчислений по основным средст­вам, погашении стоимости нематериальных активов;

3) имущество, изъятое из оборота, ограниченно оборотоспособное, и то, которое может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому;

4) основные, оборотные средства в зависимости от участия в производственном процессе, порядка перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции по частям или в одном производственном цикле, длительности использования, ценности объектов;

5) материальные (основные и оборотные средства) и немате­риальные активы. Отличительным признаком является материальное содержание первых и невещественная форма последних. У основных средств и нематериальных активов есть и общие признаки, например возможность длительного использования, наличие определенной стоимости и способности приносить доход.

Можно провести и иные классификации, например, разделив вещи на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками.

Имущество и обязательства организации отражаются в бух­галтерском балансе. Баланс представляет данные о хозяйственных средствах организации, именуемых активами, и их источниках – пассивах. К активам относятся основные средства, нематериаль­ные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задол­женность, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе. В законодательстве используется также понятие «чистые акти­вы» (например, для оценки степени ликвидности организации). Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы его обязательств. В настоящее время при исчислении величины чистых активов все организации руковод­ствуются порядком, изложенным в приказе Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 августа 1996 г. № 71/149 «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

В составе пассивов учитываются капиталы и резервы органи­зации, долгосрочные (подлежащие погашению более чем через 12 месяцев) и краткосрочные заемные средства, кредиторская за­долженность и др.

Правильность учета активов и пассивов организации имеет важное значение, а их соотношение характеризует имущественное и финансовое положение организации. Так, превышение пассивов над активами является одним из признаков несостоятельности (банкротства) организации.

Таким образом, наиболее часто встречающиеся при рассмотрении темы "Имущество" категории:

Имущество – совокупность основных фондов, оборотных средств и нематериальных активов. С этой категорией тесно связаны другие понятия, такие как «капитал», «материально-техническая база торгового предприятия», основной и оборотный капитал и нематериальные активы.

Капитал торгового предприятия – это материальные и денежные средства, инвестируемые в формирование имущества торгового предприятия, принадлежащего ему на праве собственности и представленного в виде активов.

Можно сказать, что капитал – это имущество с точки зрения возможной его отдачи в будущем.

Материально-техническая база торгового предприятия – это совокупность основных фондов (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.) и технологических процессов, обеспечивающих выполнение основных функций: продвижение товара, приемку, складирование, отпуск, погрузо-разгрузочные работы, информационное обеспечение.

Нематериальные активы – к ним относятся патенты и лицензии, торговые марки и торговые знаки, программные средства, права пользования землей и другими природными ресурсами, организационные расходы. Таким образом, нематериальные активы – это инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет.

 

Назначение и виды оценки имущества торгового предприятия

Оценка имущества необходима для получения информации при принятии различных экономических и управленческих решений.

Посредством оценки достигается помощь торговому предприятию при:

- продаже имущества;

- получении кредита;

- банкротстве.

Информация о стоимости имущества нужна руководителю торгового предприятия для обоснования решении о перспективах развития и при выборе вариантов хозяйственной деятельности.

Источники формирования имущества:

- собственные источники (уставный фонд);

- прибыль;

- резервный фонд;

- фонды специального назначения;

- кредиты банков, других предприятий, частных лиц;

- обязательства по расчетам.

В зависимости от целей и функций оценки различают различные виды оценочной стоимости имущества:

1. При сделках купли-продажи используется рыночная стоимость имущества.

2. При осуществлении инвестиции используется инвестиционная стоимость имущества.

3. При страховании используется восстановительная стоимость имущества.

4. При кредитовании используется залоговая стоимость имущества.

5. При ликвидации предприятия используется ликвидационная стоимость имущества.

1. Рыночная стоимость имущества – это средняя стоимость, не зависящая от субъективных факторов.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи имущества на конкретном и открытом рынке, когда продавец и покупатель не испытывают никакого давления, информированы об объекте, об условиях сделки и о рынке и не выдвигают друг другу дополнительных условий.

При определении рыночной стоимости имущества речь идет не о конкретном продавце и покупателе, а рассматривается лишь возможная типичная сделка, исходя из спроса и предложения на конкретном рынке, в определенное время и т.д., то есть оценка имеет временные и пространственные определенности.

На рыночную стоимость имущества влияют 4 основных фактора:

- спрос;

- полезность;

- дефицитность;

- отчуждаемость.

На цену имущества, кроме того, влияет множество субъективных факторов:

- ограниченность во времени на совершение сделки у продавца или покупателя;

- особый повышенный интерес к объекту имущества у покупателя;

- неинформированность продавца или покупателя о рынке и об условиях продажи;

- настроение в момент сделки.

Таким образом, рыночная стоимость имущества объективна, а цена конкретной сделки субъективна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...