Методика определения потребности в оборотном капитале
Потребность в оборотных средствах предприятия торговли определяется на основе данных информации по каждому элементу: - товарные запасы; - денежные средства; - прочие товарно-материальные ценности. Потребность в оборотных средствах индивидуальна, поскольку основным элементом в составе оборотных средств являются товарные запасы, то в основе определения потребности в оборотных средствах лежит определение нормы товарного запаса. Для торговых предприятий на величину товарного запаса влияют: - условия реализации; - условия закупки; - время нахождения в пути; - время нахождения в товарном запасе. При определении потребности в оборотных средствах могут использоваться различные методики нормирования запасов, но наиболее распространенной в настоящее время является методика определения потребности в оборотных средствах под товарные запасы на основании планируемого фирмой объема продаж и заданного коэффициента оборачиваемости. Зависимость между объемом продаж и величиной товарного запаса фирмы может быть выражена двумя различными способами. Пример. Торговая фирма имеет годовые затраты на закупку товаров 2 160 тыс. рублей; коэффициент оборачиваемости = 9; величина среднего остатка в этом случая составляет 240 тыс. рублей. СО = 2 160 / 9 = 240 (основа потребности в оборотных средствах). При этих же значениях годовых затрат на закупку, но при продолжительности 1 оборота в 40 дней величина среднего остатка также составит 240 тыс. рублей. Т = (СО*360) / Vзак (х*360) / 2 160 = 40 => х = 240
Таким образом, прежде чем рассчитать потребность в оборотных средствах, необходимо знать: 1) затраты на закупку товаров (через планируемый объем продаж и наценки);
2) число или продолжительность 1 оборота в днях. Пример. Торговая фирма планирует на 2002 г. объем продаж 14 440 тыс. руб. Фирма использует наценку 25 % от объема продаж. Запланированное число оборотов в расчете на год = 12. Расчетная потребность в оборотных средствах под товарные запасы. 1. Определим затраты на закупку Ззак = (14 440*25)/100=3 610 тыс. руб. 14 440-3 610=10 890 тыс. руб. 2. Определим величину СО, равную потребности в оборотных средствах: СО = 10 790 / 12 = 900 Условия реализации товаров определяют уровень потребности в оборотных средствах. В настоящее время товары могут быть реализованы: - за наличный расчет; - предварительной оплатой по безналичному расчету; - в кредит. Расчёт потребности в оборотных средствах торгового предприятия должен учитывать различные виды реализации товара. Кроме того, потребность в запасах товаров на планируемый период определяется на основе объема товарооборота по себестоимости (оптово-закупочным ценам) и расчетных норм оборачиваемости (в днях) по следующей формуле: Птз = Родн × Нтз, где Птз – потребность в товарных запасах на конец планируемого периода; Родн – однодневный объем реализации товаров по себестоимости; Нтз – норма товарных запасов в днях.
Потребность в денежных средствах определяется на основе предстоящих расходов: - потоки денежных платежей; - оплата труда персонала; - отчисления во внебюджетные фонды; - уплата налогов, в первую очередь НДС, налога на имущество предприятия, на прибыль, на рекламу, различные финансовые санкции; - отдельные виды статей издержек обращения, требующих уплаты наличными денежными средствами, - коммунальные услуги, плата за аренду помещения и оборудования, расходы на рекламу и пр. Потребность в прочих товарно-материальных ценностях определяется на основе предполагаемых их разновидностей и рыночной цены методом прямого расчета по каждому виду.
На основе указанных разновидностей трех элементов оборотных средств определяется их общая потребность на конец планируемого периода по формуле: П об.ср = Птз + Пдс + Ппа, где П об.ср – потребность в оборотных средствах на планируемый период; Птз – потребность в товарных запасах; Пдс – потребность в денежных средствах; Ппа – потребность в прочих активах (товарно-материальных ценностях). Источники финансирования оборотных средств предприятия торговли включают четыре группы: 1) собственные средства – уставный капитал и чистая прибыль; 2) устойчивые пассивы, включающие минимальную задолженность предприятия по заработной плате персонала, отчисления во внебюджетные государственные фонды, кредиторскую задолженность поставщикам за товары и финансовым органам по уплате налогов и других платежей; 3) заемные средства – краткосрочные кредиты и займы; 4) привлеченные средства – как правило, кредиторская задолженность во всех ее разновидностях. Однако может быть и такая ситуация, когда кредиторская задолженность относится к устойчивым пассивам, и тогда последний источник будет представлен во втором.
Для торговых предприятий характерна тенденция преобладания доли оборотных активов по сравнению с основными фондами, но это нельзя считать однозначно положительной тенденцией. При наличии товарных запасов, не пользующихся спросом у населения, оборачиваемость их замедляется и предприятие испытывает финансовые затруднения, связанные с дополнительными вложениями средств в оборот. Поэтому финансовые и экономические службы на предприятиях торговли ставят задачу определения оптимального уровня оборотных средств, при котором достигается минимум затрат на хранение, реализацию, доставку. Эта задача может быть решена с помощью расчета эффективности использования оборотных средств при рациональном управлении ими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|