Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии
Ч.Дарвин: биологический детерминизм, генетический принцип; определяющее отношение «организм – среда», понятие об индивидуальных вариациях. Разработка новых направлений в психологии: - изучение индивидуальных различий (Ф.Гальтон); - зоопсихология (антропоморфизм, «закон экономии», механистическое направление, экспериментальные исследования по психологии животных); - детская психология (описание наблюдений за поведением детей; теория рекапитуляции С.Холла и Дж.Болдуина; теория двух факторов психического развития и их конвергенции В.Штерна); - изучение отличий психики современного человека от психики первобытного.
Развитие психиатрии и ее значение для психологии Соматическое и спиритуалистическое направления; классификация психических заболеваний Ф.Пинеля; выделение причин, вызывающих психические заболевания; теория дегенерации Б.Мореля; развитие отечественной психиатрии.
ТЕМА 9. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ Первые программы построения психологии как самостоятельной науки В.Вундт: психология как наука о непосредственном опыте; метод интроспекции; открытие лаборатории экспериментальной психологии; экспериментальная психология и психология народов. Научная школа В.Вундта. Ф.Брентано: психология как наука об интенциональных актах сознания. И.М.Сеченов: психология как наука о психической регуляции поведения; генетический метод.
Развитие экспериментальной психологии Приоритет немецких университетов в развитии экспериментальной психологии. Исследования лаборатории В.Вундта. Г.Эббингауз: эксперименты по изучению памяти. Г.Мюллер: интерференционная теория забывания.
К.Штумпф: изучение восприятия пространства и музыки. Вюрцбургская школа психологии: изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, которые на нее влияют (О.Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Бюлер). Прикладные исследования (Э.Крепелин, Р.Зоммер). Развитие экспериментальной психологии в США. В.Джеймс: изучение сознания, идея о потоке сознания; функционализм; прагматизм; прикладная психология; теория эмоций; описание самооценки. С.Холл: эксперименты по изучению восприятия, педагогическая психология, педология; инициатива создания Ассоциации американских психологов. Дж.М.Кеттелл: изучение индивидуальных различий; измерение интеллекта с помощью тестов; статистический подход. Развитие экспериментальной психологии во Франции. Т.Рибо: вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии; поиск физиологических обоснований для объяснения психических процессов; метод «эксперимента, поставленного природой»; закон прогрессивного расстройства памяти. П.Жане: трехуровневая структура сознания; понятие «сужение поля сознания»; соотношение сознательного и бессознательного в психике человека; исследование пациентов с различными психическими заболеваниями. А.Бине: «Метрическая шкала интеллектуального развития»; изучение людей с выдающимися способностями.
ТЕМА 10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ Психологические школы в конце XIX – начале XX века Структурализм Изучение и детальное описание элементов сознания (Европа – В.Вундт, США – Э.Титченер).
Функционализм Анализ мышления и поведения проводится в понятиях их функций или полезности, а не содержания (Европа – Ф.Брентано, К.Штумпф; США – У.Джеймс, Д.Дьюи, Д.Энджелл, Р.Вудвортс).
Французская социологическая школа Ее значение – выдвижение нового исторического подхода к исследованию человеческой психики.
Э.Дюркгейм: изучение обычаев, норм, взглядов малокультурных народов; индивид и общество, отличие коллективного сознания от индивидуального. Л.Леви-Брюлль: изучение народов, находящихся на разных этапах социокультурного развития; смена типов мышления, «пралогическое» и «логическое» мышление. Г.Тард: изучение социальных контактов людей и их влияния на психику отдельного человека; три фактора – подражание, изобретение и оппозиция – основа социальных связей личности.
Описательная (понимающая) психология Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных и культурных ценностях. В.Дильтей: проект создания новой, описательной, психологии; сущность душевной жизни и психического развития – постижение и создание ценностей. Э.Шпрангер: шесть видов объективных ценностей; изучение основных типов направленности человека.
Причины и динамика кризиса в психологии. Причины кризиса; периоды развития кризиса; содержание и динамика протекания кризиса; культурно-исторические условия, обстановка в философии и науке, в контексте которых развивался кризис. Основные черты традиционной психологии периода кризиса. Новые направления в психологии.
ТЕМА 11. ИСТОРИЯ БИХЕВИОРИЗМА Общая характеристика бихевиоризма Предшествующие влияния: исследования в зоопсихологии; философские традиции позитивизма и механицизма; функциональная психология. Предмет и задачи исследования в бихевиоризме. Методология бихевиоризма; понятие научения. Значение бихевиоризма.
Теории бихевиоризма Э.Торндайк: исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в «проблемном ящике»; законы научения; метод обучения путем проб и ошибок. Д.Уотсон: изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи «стимул – реакция»; доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека; возможность влиять на поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|