Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии




Ч.Дарвин: биологический детерминизм, генетический принцип; определяющее отношение «организм – среда», понятие об индивидуальных вариациях.

Разработка новых направлений в психологии:

- изучение индивидуальных различий (Ф.Гальтон);

- зоопсихология (антропоморфизм, «закон экономии», механистическое направление, экспериментальные исследования по психологии животных);

- детская психология (описание наблюдений за поведением детей; теория рекапитуляции С.Холла и Дж.Болдуина; теория двух факторов психического развития и их конвергенции В.Штерна);

- изучение отличий психики современного человека от психики первобытного.

 

Развитие психиатрии и ее значение для психологии

Соматическое и спиритуалистическое направления; классификация психических заболеваний Ф.Пинеля; выделение причин, вызывающих психические заболевания; теория дегенерации Б.Мореля; развитие отечественной психиатрии.

 

 

ТЕМА 9. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Первые программы построения психологии как самостоятельной науки

В.Вундт: психология как наука о непосредственном опыте; метод интроспекции; открытие лаборатории экспериментальной психологии; экспериментальная психология и психология народов. Научная школа В.Вундта.

Ф.Брентано: психология как наука об интенциональных актах сознания.

И.М.Сеченов: психология как наука о психической регуляции поведения; генетический метод.

 

Развитие экспериментальной психологии

Приоритет немецких университетов в развитии экспериментальной психологии.

Исследования лаборатории В.Вундта.

Г.Эббингауз: эксперименты по изучению памяти.

Г.Мюллер: интерференционная теория забывания.

К.Штумпф: изучение восприятия пространства и музыки.

Вюрцбургская школа психологии: изучение динамики протекания познавательных

процессов и факторов, которые на нее влияют (О.Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Бюлер).

Прикладные исследования (Э.Крепелин, Р.Зоммер).

Развитие экспериментальной психологии в США.

В.Джеймс: изучение сознания, идея о потоке сознания; функционализм; прагматизм; прикладная психология; теория эмоций; описание самооценки.

С.Холл: эксперименты по изучению восприятия, педагогическая психология, педология; инициатива создания Ассоциации американских психологов.

Дж.М.Кеттелл: изучение индивидуальных различий; измерение интеллекта с помощью тестов; статистический подход.

Развитие экспериментальной психологии во Франции.

Т.Рибо: вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии; поиск физиологических обоснований для объяснения психических процессов; метод «эксперимента, поставленного природой»; закон прогрессивного расстройства памяти.

П.Жане: трехуровневая структура сознания; понятие «сужение поля сознания»; соотношение сознательного и бессознательного в психике человека; исследование пациентов с различными психическими заболеваниями.

А.Бине: «Метрическая шкала интеллектуального развития»; изучение людей с выдающимися способностями.

 

ТЕМА 10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ

Психологические школы в конце XIX – начале XX века

Структурализм

Изучение и детальное описание элементов сознания (Европа – В.Вундт, США – Э.Титченер).

 

Функционализм

Анализ мышления и поведения проводится в понятиях их функций или полезности, а не содержания (Европа – Ф.Брентано, К.Штумпф; США – У.Джеймс, Д.Дьюи, Д.Энджелл, Р.Вудвортс).

 

Французская социологическая школа

Ее значение – выдвижение нового исторического подхода к исследованию человеческой психики.

Э.Дюркгейм: изучение обычаев, норм, взглядов малокультурных народов; индивид и общество, отличие коллективного сознания от индивидуального.

Л.Леви-Брюлль: изучение народов, находящихся на разных этапах социокультурного развития; смена типов мышления, «пралогическое» и «логическое» мышление.

Г.Тард: изучение социальных контактов людей и их влияния на психику отдельного человека; три фактора – подражание, изобретение и оппозиция – основа социальных связей личности.

 

Описательная (понимающая) психология

Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных и культурных ценностях.

В.Дильтей: проект создания новой, описательной, психологии; сущность душевной жизни и психического развития – постижение и создание ценностей.

Э.Шпрангер: шесть видов объективных ценностей; изучение основных типов направленности человека.

 

Причины и динамика кризиса в психологии.

Причины кризиса; периоды развития кризиса; содержание и динамика протекания кризиса; культурно-исторические условия, обстановка в философии и науке, в контексте которых развивался кризис. Основные черты традиционной психологии периода кризиса. Новые направления в психологии.

 

 

ТЕМА 11. ИСТОРИЯ БИХЕВИОРИЗМА

Общая характеристика бихевиоризма

Предшествующие влияния: исследования в зоопсихологии; философские традиции позитивизма и механицизма; функциональная психология.

Предмет и задачи исследования в бихевиоризме. Методология бихевиоризма; понятие научения. Значение бихевиоризма.

 

Теории бихевиоризма

Э.Торндайк: исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в «проблемном ящике»; законы научения; метод обучения путем проб и ошибок.

Д.Уотсон: изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи «стимул – реакция»; доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека; возможность влиять на поведение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...