Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.
Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа предполагает знакомство с литературными источниками. Вашему вниманию предлагается список литературы к каждой теме, а также проверочные вопросы и задания. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, ответить на вопросы для самопроверки. Рекомендуемый порядок работы с учебно-методическим комплексом Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с его содержанием и программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности и освоить навыки полномасштабного использования всех ресурсов, включенных в состав пособия. Затем необходимо опять начать чтение текстового материала лекции (погружающее чтение, обеспечивающее углубленное знакомство с темой), ориентируясь на запоминание фактических данных (даты, названия работ, фамилии ученых и т.д.). При этом следует познакомиться со всеми дополнительными материалами по теме лекции (биографии ученых, хрестоматийный материал).
После завершения изучения содержания темы следует, используя систему проверочных вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекции.
Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 3.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
- иметь представление: об этапах становления предмета психологии; о кризисных периодах в развитии психологии как науки; о всемирной психологии, как едином процессе; о взаимосвязи психологических знаний, развиваемых в разных странах мира, и вместе с тем, о формировании в них научных традиций и направлений; - знать: о становлении основных научных школ в их взаимодействии; о преемственности в возникновении и развитии психологических идей; об основных этапах жизни и творчества выдающихся психологов; - уметь: описать особенности развития основных методов психологии и их зависимость от философских, методологических, теоретических позиций, которых придерживались мыслители прошлого; охарактеризовать психологическое наследие видных ученых прошлого и современности; дать адекватную оценку научного вклада отдельных мыслителей и школ в развитие мировой психологии; соотносить историю развития психологии с ее современным состоянием. Формы контроля знаний - текущий контроль. Проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Текущий контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия;
- рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях; - итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом очной формы обучения предусмотрен экзамен. Оценка на экзамене является итоговой и проставляется в приложении к диплому. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Промежуточные аттестации проводится в форме письменных контрольных работ (вопросы к промежуточной аттестации — смотри в приложении 1). Итоговая аттестация проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу, либо в виде устного экзамена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы промежуточного контроля знаний. 1. Общая характеристика материалистического учения о душе в античности. Сущность познания у античных мыслителей. 2. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических концепциях ученых Древней Греции. 3. Новые проблемы, появившиеся в психологии Средневековья. Какие этапы в развитии психологии в это время можно выделить? 4. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в эпоху Возрождения. 5. Основные проблемы французской психологии эпохи Просвещения. 6. Характерные особенности подхода к проблемам психики в немецкой психологии XVIII века. 7. Зарождение и развитие ассоцианистической психологии и ее роль в становлении психологической науки. 8. Рационализм и сенсуализм в истории психологии. 9. Идеи механицизма в различных психологических концепциях.
10. Поиски объективного метода исследования психики в XIX веке. 11. Становление экспериментальной психологии в XIX веке. 12. История «теории рефлекса» в психологии. 13. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии. 14. Направления исследований в школе бихевиоризма. Модификации классического бихевиоризма и их причины. 15. Значение исследований школы гештальтпсихологии для развития психологической науки. 16. Основные принципы и особенности психоанализа. Достижения и недостатки психоаналитического движения. 17. Гуманистическая психология как «третий путь» психологической науки. 18. Специфика психологии в России от XVIII века до наших дней. 19. Основные проблемы, стоявшие в центре внимания российских психологов разных периодов. 20. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Методологический кризис в психологии, его причины. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для подготовки к экзамену.
(Д.Гартли, Д.Беркли, Д.Юм).
XVIII века (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, П.Кабанис).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|