Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.




 

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях.

Самостоятельная работа предполагает знакомство с литературными источниками. Вашему вниманию предлагается список литературы к каждой теме, а также проверочные вопросы и задания. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, ответить на вопросы для самопроверки.

Рекомендуемый порядок работы с учебно-методическим комплексом

Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с его содержанием и программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности и освоить навыки полномасштабного использования всех ресурсов, включенных в состав пособия.
Знакомство с темой следует начать с прочтения всего текстового материала в полном объеме (первичное, ориентировочное чтение на общее понимание содержания и формирование завершенного образа темы). Следует обратить на обязательное прочтение при этом проверочных вопросов по теме, которые располагаются в конце основного текста лекции.

Затем необходимо опять начать чтение текстового материала лекции (погружающее чтение, обеспечивающее углубленное знакомство с темой), ориентируясь на запоминание фактических данных (даты, названия работ, фамилии ученых и т.д.). При этом следует познакомиться со всеми дополнительными материалами по теме лекции (биографии ученых, хрестоматийный материал).

После завершения изучения содержания темы следует, используя систему проверочных вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекции.
Предлагаемый порядок работы с учебно-методическим комплексом может быть видоизменен и сокращен в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

 

 

Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

3.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

 

- иметь представление:

об этапах становления предмета психологии; о кризисных периодах в развитии психологии как науки; о всемирной психологии, как едином процессе; о взаимосвязи психологических знаний, развиваемых в разных странах мира, и вместе с тем, о формировании в них научных традиций и направлений;

- знать:

о становлении основных научных школ в их взаимодействии; о преемственности в возникновении и развитии психологических идей; об основных этапах жизни и творчества выдающихся психологов;

- уметь:

описать особенности развития основных методов психологии и их зависимость от философских, методологических, теоретических позиций, которых придерживались мыслители прошлого; охарактеризовать психологическое наследие видных ученых прошлого и современности; дать адекватную оценку научного вклада отдельных мыслителей и школ в развитие мировой психологии; соотносить историю развития психологии с ее современным состоянием.

Формы контроля знаний

- текущий контроль.

Проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Текущий контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия;

- рубежный контроль.

В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях;

- итоговый контроль.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом очной формы обучения предусмотрен экзамен. Оценка на экзамене является итоговой и проставляется в приложении к диплому.

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточные аттестации проводится в форме письменных контрольных работ (вопросы к промежуточной аттестации — смотри в приложении 1).

Итоговая аттестация проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу, либо в виде устного экзамена.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы промежуточного контроля знаний.

1. Общая характеристика материалистического учения о душе в античности. Сущность познания у античных мыслителей.

2. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических концепциях ученых Древней Греции.

3. Новые проблемы, появившиеся в психологии Средневековья. Какие этапы в развитии психологии в это время можно выделить?

4. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в эпоху Возрождения.

5. Основные проблемы французской психологии эпохи Просвещения.

6. Характерные особенности подхода к проблемам психики в немецкой психологии XVIII века.

7. Зарождение и развитие ассоцианистической психологии и ее роль в становлении психологической науки.

8. Рационализм и сенсуализм в истории психологии.

9. Идеи механицизма в различных психологических концепциях.

10. Поиски объективного метода исследования психики в XIX веке.

11. Становление экспериментальной психологии в XIX веке.

12. История «теории рефлекса» в психологии.

13. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.

14. Направления исследований в школе бихевиоризма. Модификации классического бихевиоризма и их причины.

15. Значение исследований школы гештальтпсихологии для развития психологической науки.

16. Основные принципы и особенности психоанализа. Достижения и недостатки психоаналитического движения.

17. Гуманистическая психология как «третий путь» психологической науки.

18. Специфика психологии в России от XVIII века до наших дней.

19. Основные проблемы, стоявшие в центре внимания российских психологов разных периодов.

20. Факторы, влияющие на развитие психологической науки. Методологический кризис в психологии, его причины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для подготовки к экзамену.

 

  1. Предмет, значение, методы, актуальные задачи истории психологии.
  2. Характеристика основных периодов развития психологических воззрений.
  3. Натурфилософские представления о душе в Древней Греции.
  4. Новое понятие о душе Сократа. Диалектика.
  5. Учение о душе Платона.
  6. Система представлений о душе Аристотеля.
  7. Новые тенденции в психологии эпохи Эллинизма (киники, эпикурейцы, стоики).
  8. Основы христианского воззрения на природу души. Неоплатонизм и ранняя схоластика (Плотин, Августин).
  9. Психологические идеи арабских мыслителей. Возрождение учения Аристотеля и натурализма (Авиценна, Аверроэс).
  10. Психологические идеи в средневековой Европе (Фома Аквинский, Р.Бэкон, Д.Скотт, В.Оккам).
  11. Психологическая мысль эпохи Возрождения (П.Помпонацци, Б.Телезио, Х.Уарте).
  12. Основные тенденции в философии и психологии в эпоху «великого восстановления наук» в XVII веке.
  13. Эмпирическое направление в философии и психологии XVII века (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
  14. Рационалистическое направление в философии и психологии XVII века (Р.Декарт – дуализм, Б.Спиноза – материализм, Г.Лейбниц – идеализм).
  15. Развитие английский ассоциативной психологии в XVIII веке

(Д.Гартли, Д.Беркли, Д.Юм).

  1. Становление эмпирического направления во французской психологии

XVIII века (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, П.Кабанис).

  1. Психологические идеи в немецкой классической философии XVIII века. Основания критики И.Кантом психологии как науки.
  2. Основные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки, сложившиеся к 60 – 70 гг. XIX века.
  3. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке (Д.Милль, Дж.С.Милль, И.Гербарт., А.Бэн, Г.Спенсер).
  4. Естественнонаучные основы психологии (психофизика, психофизиология, психометрия).
  5. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
  6. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки: В.Вундт, Ф.Брентано, И.Сеченов.
  7. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX – начале ХХ века в Германии (Г.Эббингауз, К.Штумпф, Вюрцбургская школа мышления и др.).
  8. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX - начале XX века в США (У.Джеймс, С.Холл, Дж.Кеттелл и др.).
  9. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX – начале ХХ века во Франции (Т.Рибо, А.Бине, П,Жане и др.).
  10. Структурализм в психологии (В.Вундт, Э.Титченер и др.)
  11. Функционализм в психологии (Ф.Брентано, У.Джеймс, Д.Дьюи и др.)
  12. Описательная (понимающая) психология (В.Дильтей, Э.Шпрангер)
  13. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюлль, Г.Тард).
  14. Методологический кризис в психологии: причины, содержание и динамика протекания.
  15. Предпосылки возникновения бихевиоризма, его основные положения и значение.
  16. Эволюция бихевиоризма: причины и основные направления.
  17. Возникновение психоанализа, его основные положения и значение.
  18. Эволюция психоанализа: причины и модификации.
  19. Предпосылки, возникновение и основные положения гештальтпсихологии.
  20. Развитие идей гештальтпсихологии, основные концепции.
  21. Возникновение и развитие гуманистического направления в психологии.
  22. Основные идеи и теории экзистенциальной психологии.
  23. Возникновение и основные концепции генетической психологии.
  24. Истоки и основные направления когнитивной психологии.
  25. Истоки, основные идеи и теории трансперсональной психологии.
  26. Зарубежная психология в конце XX века и на современном этапе.
  27. Психологическая мысль в России XVIII – первой половины XIX века.
  28. Русская психологическая мысль второй половины XIX – начала XX века.
  29. Развитие экспериментальной психологии в России.
  30. Психология в России в советский период. Учение о поведении, психотехника.
  31. Психология в России в советский период. Педология, культурно-историческая психология.
  32. Российская психология во второй половине XX века. Московская психологическая школа.
  33. Российская психология во второй половине XX века. Ленинградская психологическая школа.
  34. Психология в России на современном этапе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...