Ведущие представители когнитивной психологии
Дж.Миллер: создание Центра когнитивных исследований; изучение познавательных процессов; работы по изучению искусственного интеллекта. У.Найссер: решающая роль познавательного компонента в структуре психики; разработка терминологии и методов исследования когнитивной психологии. Дж.Келли: теория личностных конструктов; методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности. Л.Фестингер: теория когнитивного диссонанса. Нейро-лингвистическое программирование (Р.Бендлер, Д.Гриндер): базисные постулаты, специфические методы диагностики и коррекции, принципы эффективной психотерапевтической коммуникации.
ТЕМА 17. ИСТОРИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Общая характеристика трансперсональной психологии. «Четвертая сила» в психологии. Источники и предшествующие влияния. Критика трансперсональной психологии.
Теории трансперсональной психологии. Станислав Гроф: трансперсональный подход к человеку; хилотропическое и холотропическое сознание. Понятие «родовой травмы» и ее причины; перинатальные матрицы. Ребефинг. Роберто Ассаджиоли: психосинтез. Структура личности; понятие субличностей. ТЕМА 18. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Общий обзор Периоды, характеризующие критические точки в развития психологии в России. Влияние социокультурной ситуации. Психологическая мысль в России XVIII века – первой половины XIX века Русские просветители (Н.И.Новиков, В.Н.Татищев, Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин и др.). М.В.Ломоносов: основы материалистической психологии; материалистическое понимание ощущений и идей, психология речи.
А.Н.Радищев: система материалистических взглядов на психическую деятельность. Воззрения русских философов-материалистов (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский).
ТЕМА 19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА Основные направления в развитии российской психологии И.М.Сеченов: психология как наука о поведении; открытие центрального торможения; рефлексы головного мозга; физиология нервной системы; работы о свободе и несвободе воли. К.Д.Кавелин: развитие позитивной психологии в русле гуманитарных наук; проблема нравственности; зарождение контуров отечественной психологии личности. А.А.Потебня: историко-генетическая ориентация в анализе психического и этического развития человека; роль языка в самосознании; исследование процесса развития речи. К.Д.Ушинский: педагогическая наука; изучение психики человека, являющегося предметом педагогического воздействия. В.С.Соловьев: проблемы нравственности, воли, формирования личности человека; «мистицизм».
Развитие экспериментальной психологии в России Г.И.Челпанов: организация Психологического института; формирование исследовательской культуры российской психологической школы. А.Ф.Лазурский: первая психологическая лаборатория в Петербурге; концепция «научной характерологии». Н.Н.Ланге: концепция стадиальности восприятия; моторная теория внимания; стадии в развитии психики; вопрос о необходимости перехода из биологического в социокультурный план анализа человеческой души.
ТЕМА 20. ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Отечественная психология в первой половине ХХ века Учение о поведении, основы которого заложены И.М.Сеченовым. И.П.Павлов: физиология высшей нервной деятельности. В.М.Бехтерев: объективная психология; рефлексология.
А.А.Ухтомский: учение о доминанте; концепция человека, разработанная на стыке физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Н.А.Бернштейн: проблема регуляции поведения; понятие «опережающее отражение»; изучение механизмов движения; изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы. К.Н.Корнилов: реактология. Педология: этапы развития; важнейшие принципы. П.П.Блонский: биогенетическое направление; общая периодизация психического развития; генетическая (стадиальная) теория памяти. А.Б.Залкинд: социогенетическое направление; основание отечественной возрастной психологии. М.Я.Басов: новое понимание среды и механизмы ее влияния на психику, понятие «деятельность организма в окружающей среде»; популяризация педологии. Л.С.Выготский: психологический механизм влияния социальной среды на развитие высших психических функций; культурно-историческая психология. Психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн). Психология установки. Д.Н.Узнадзе: основание грузинской школы психологии. Психологическая школа, ориентированная на философию, как альтернатива науке о поведении. Г.Г.Шпет: этнопсихология; герменевтика; проблема соотношения языка с мышлением и самосознанием.
Отечественная психология во второй половине ХХ века Ленинградская психологическая школа. В.Н.Мясищев: психология отношений; динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта; исследования в медицинской психологии. Б.Г.Ананьев: иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность; изучение проблем зрелости и старения; психологическая акмеология. Московская психологическая школа. А.Р.Лурия: создание аппарата для измерения сопряженной моторики; исследование влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека; нейропсихология. А.Н.Леонтьев: деятельность как движущая сила развития психики; концепция деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|