Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие экспериментальной психологии в США





 

Американскую психологию вдохновляли скорее идеи Дарвина и Гальтона, чем работа Вундта, хотя Вундт был учителем первого поколения американских психологов. В США в период с 1880 по 1900 год психология переживает бурный расцвет. В 1893 г. на Всемирной выставке, которая проводилась в Чикаго, состоялся «дебют» психологии перед американской публикой. Психологи выставили для показа исследовательскую аппаратуру, с помощью которой посетители за плату могли измерить свои сенсорные способности. Более обширная демонстрация была проведена в 1904 г. на торговой выставке в Сент-Луисе, где с лекциями выступили выдающиеся психологи. Популяризация психологии отражала именно американский характер, который основательно преобразовал Вундтовскую систему.

 

У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят Уильям Джемс, Гренвилл Стенли Холл, Джеймс МакКин Кеттелл.

Уильям Джеймс (1842 – 1910) имел небольшую лабораторию в Гарвардском университете. У него начали свои эксперименты Торндайк, Дьюи, Энджелл, Вудвортс.

Некоторые из коллег Джемса считали, что он отрицательно повлиял на развитие психологии. Он не скрывал своего интереса к телепатии, ясновидению, спиритизму. Известны его мистические опыты.

В «Основах психологии» Джемса заложен главный принцип американского функционализма: цель психологии – не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Джемс писал, что сознание ведёт нас к тем целям, которые необходимы для выживания.

Основой психологии Джемс считал биологию. Психические процессы он рассматривал как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.

Джеймс сделал психологию одной из самых популярных наук в Америке. Он стал первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894 – 1895).



Джеймс занимался очень многими проблемами. Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания. Он считал, сто сознание – «это название несуществующей вещи». Единственное реальное бытие – это наш опыт. Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Но тогда наше отражение (сознание) представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли. Так Джеймс пришел к идее о потоке сознания. Любая попытка разделить сознание на отдельные элементы или фазы только искажает его суть. Поскольку сознание находится в непрерывном движении и постоянно видоизменяется, мы не можем пережить одну и ту же мысль или ощущение более одного раза. Строго говоря, в потоке сознания могут быть пробелы, например, во время сна, но, просыпаясь, мы тут же без труда восстанавливаем движение потока сознания.

В этом отличие школы Джеймса – функционализма – от структурализма. Для Джеймса первичным является не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. Джеймс подчеркивал при этом приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры.

Методом психологии Джемс считал самоанализ и экспериментальный метод и в дополнение предложил использовать сравнительный метод (исследовать психические функции детей, психические расстройства и т. д.).

Психологические взгляды Джеймса тесно переплетены с его философской теорией прагматизма (от греч. рragmatos – дело, действие). Он писал, что истина должна рассматриваться не с позиций теории, а с позиций практики, т.е. теория - это инструмент, при помощи которого решаются прагматические, важные для жизни проблемы.

В популярной форме прагматический взгляд можно выразить словами «истинно то, что даёт результат». (Основные идеи прагматизма высказаны в 70-х годах XIX в. математиком и философом Ч. С. Пирсом, с которым Джемс был дружен).

В связи с этим Джеймс много внимания уделял прикладной психологии. Особенно важной считал связь психологии с педагогикой.

Большое значение имело описание Джеймсом самооценки (самодовольства и недовольства собой). Он впервые заговорил о ее влиянии на поступки человека и вывел формулу самоуважения: успех / притязания.

Джемс выдвинул также свою теорию эмоций (1884), согласно которой возбуждение физической реакции предшествует возникновению эмоций. Она противоречила существовавшим тогда предположениям, что субъективное психическое переживание эмоционального состояния предшествует физическому выражению или действию). В 1885 году то же предположение высказал датский психолог Карл Ланге, поэтому теория получила название теория эмоций Джеймса-Ланге.

 

Гренвилл Стенли Холл (1844-1924) один из основоположников экспериментальной психологии в Америке. Он проводил эксперименты в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. С целью изучения детей, Холл применял анкеты, опросы. Создалось научное движение, получившее название педология. Из Америки оно распространилось в страны Европы.

Холл явился крупным организатором американской психологической науки. По его инициативе была создана Ассоциация американских психологов (1892). По приглашению Холла в связи с 20-летием Кларковского университета З.Фрейд прочитал 5 лекций по психоанализу - началось развитие психоанализа в США.

 

Важную роль в становлении и развитии американской психологии сыграл Джеймс МакКин Кеттелл (1860 – 1944).

Сегодня это имя вспоминают нечасто, а многие путают Джеймса Кеттелла с его известным однофамильцем, англичанином Раймондом Кэттелом, создателем теории личностных черт и популярного опросника.

В 1888 г. Д.Кеттелл стал первым в мире профессором психологии (Пенсильванского университета).

Кеттелл сосредоточился на изучении индивидуальных различий во времени реакции. Этот интерес привёл его к Гальтону, известному своими трудами в области интеллектуальных способностей и индивидуальных различий.

В 1890 году в английском журнале «Mind» вышла статья Кеттелла «Интеллектуальные тесты и их измерение», предисловие к которой написал Гальтон. «В психологии, - писал Кеттелл, - невозможно добиться конкретных и точных результатов, как это делается в естественных науках, если не опираться на эксперименты и измерения. Выход – в тестировании умственных способностей как можно большего числа людей».

Таким образом, статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку.

Целью Кеттелла было определение интеллектуального уровня (студентов). Он разработал задания, которым дал термин «тест» (испытание, проверка, проба). Благодаря Кеттеллу, это слово обрело тот психологический смысл, который мы вкладываем в него сейчас. Предложенные испытания содержали измерения мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти и даже объёма лёгких, что тоже почему-то увязывалось с умственными способностями. (Эти исследования были продолжены Кеттеллом в Колумбийском университете.)

Предпринятые вскоре попытки оценить эффективность подобных испытаний принесли неутешительные результаты. Индивидуальная проверка показала слабую согласованность между собой результатов отдельных тестов, а также несоответствие полученных данных независимым оценкам интеллектуального уровня (основанным на мнении преподавателей или академической успеваемости). Тем не менее, деятельность Кеттелла оказала существенное влияние на психологию.

Кеттелл также интересовался работой Гальтона по евгенике об улучшении человеческого рода методом искусственного отбора. Он призывал материально поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и не останавливаться перед стерилизацией «недоразвитых» и преступников.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.