Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Методологический кризис в психологии




Психологические школы в конце XIX – начале XX века

Структурализм

 

Основная задача структурализма – изучение и детальное описание элементов сознания.

Эдвард Титченер (1867 – 1927). Был учеником В.Вундта в Лейпциге. Позже переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую научную школу по аналогии с лабораторий Вундта («американский Вундт»).

Назвал свою теорию структурализмом, т.к. считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает.

Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

Сознание – это человеческий опыт в его зависимости от субъекта. Сам опыт состоит из простейших элементов – ощущений, образов, чувствований, которые можно обнаружить благодаря интроспекции. Каждый элемент диагностируется с 4-х сторон: качество, интенсивность, длительность и отчетливость. Титченер составил список из элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств. Большинство из них – зрительные (32 800) и слуховые (11 600).

Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Под «сознанием» он подразумевал «экзистенциальный» термин. В конце жизни он даже термин «структурная психология» часто заменял определением «экзистенциальная психология», подчеркивая отличие научных психологических данных о сознании от житейских или, например, от данных в физиологии.

Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима тренировка испытуемых, т.к. они склонны сообщать о внешнем объекте, а не о своих ощущениях (не смешивать ощущение объекта с объектом ощущения).

Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, т.к. считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

 

Функционализм

Функционализм (лат. functio — исполнение) — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных). Противопоставление одного из этих направлений другому возникло в период зарождения психологии в качестве самостоятельной науки и было наиболее отчетливо сформулировано в программах В. Вундта (лидера структурализма) и Ф. Брентано (лидера европейского функционализма). В плане логики развития науки функционализм выразил потребность в разработке категории психического действия в качестве отличной от категории психического образа (ощущения, восприятия, представления). Категория образа неадекватно преломилась в структурализме, истолковавшем ее как элемент непосредственного опыта субъекта. Это дало основание Э. Маху и Р. Авенариусу представить сенсорный опыт в виде нейтрального материала, из которого мысль выкраивает предметное содержание как физики (внешний мир), так и психологии (внутренний мир). Тем самым психология лишалась собственного, только ей присущего предмета. В противовес этому Ф.Брентано, К.Штумпф и другие приверженцы функционализма предложили считать уникальным предметом психологии не феномен сознания, например, какой-либо цвет или звук, а функцию (акт) видения этого цвета или слышания этого звука. Феноменами же должна заниматься не психология, а другая область исследований. На позиции функционализма перешла и Вюрцбургская школа, обратившаяся к установке как акту сознания.

Наряду с этим направлением функционализма, оставшимся в пределах интроспекционизма, сложилось и другое, имевшее естественнонаучную ориентацию. В России его представляли Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский и др., во Франции — Т. Рибо, А. Бине и др., в Германии — Г. Мюнстерберг. Для этого ответвления функционализма была характерна трактовка психических функций в контексте общей двигательной активности организма и стремление соединить субъективный метод с объективным.

На такой подход оказала влияние новая эволюционная биология, в частности концепция Г. Спенсера, согласно которой психика играет служебную роль в процессах адаптации организма к среде. Еще один вариант функционализма сложился в США, где лидирующим психологом стал У. Джеймс — один из наиболее решительных критиков структурализма. Его воззрения придали исследовательский импульс деятельности двух школ: Чикагской (Д. Дьюи и Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудворт). Сознание трактовалось как система психических операций, которые обеспечивают приспособление организма к новым ситуациям с целью удовлетворения его потребностей. Область, исследуемая психологией, тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и телесное поведение индивида, мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Умножались контакты психологии с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой.

Функционализм внес также существенный вклад в экспериментальное изучение мотивов и навыков. Хотя функционализм в своих теоретических посылках декларировал, что организм представляет собой психофизическое целое, в его исследовательской практике реальные отношения между функциями сознания и поведением организма в окружающей среде не прослеживались. По существу эти функции оказывались самостоятельной причинной величиной. Дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что функционализм утратил научное влияние. В США он был оттеснен бихевиоризмом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...