Французская социологическая школа
Наряду с исследованиями психики на основе привлечения данных психиатрии и педагогики в этот период в психологии появилась школа, которая главным считала изучение социальных контактов – французская Социологическая школа. Родоначальником ее стал Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – юрист, социолог. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, создал концепцию первобытного мышления. Дюркгейм пришел к выводу о том, что моральные нормы представляют собой общественную силу, господствующую над сознанием каждого индивида. Общество состоит из индивидов, но это не простое соотношение частей. Общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть – коллектив. Цель коллективной жизни – интеграция индивидов в сообщества, которые наделены моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Индивид нуждается в обществе, потому что в сплоченном коллективе человек не предоставлен только своим, часто слабым, силам, но «имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка». Поэтому в группе люди могут пожертвовать своими интересами ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стремлением исполнить свое социальное предназначение, т.е. высшие формы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение. В основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая – это солидарность вследствие сходства. При господстве в обществе этой формы единения индивиды мало чем отличаются друг от друга, они еще не дифференцированы. Такое устройство характерно для ранних первобытных обществ.
При органической солидарности сплоченность основана на социальной дифференциации. Индивиды не похожи друг на друга, но, тем не менее, могут сосуществовать друг с другом, работать, принимать ценности другого и т.д. Этот тип общества характерен для современных цивилизаций, основная характеристика которых – существование высшей морали, которой подчиняются все, независимо от места проживания, веры и т.п. Отсюда – главная идея Дюркгейма о том, что коллективное сознание отличается от индивидуального. Под коллективным сознанием он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общество из индивидов, т.к. свойства системы не могут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней. Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений. Коллективные представления – совокупность мнений, знаний, способов действий, которые отражают различные стороны общественной жизни. Они закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное действие на человека. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм).
Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного сознания были использованы при изучении традиционных культур психологом, философом и этнографом Люьеном Леви-Брюлем (1857 – 1939). Леви-Брюль использовал богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на разных этапах социокультурного развития. Он утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Согласно этой теории, в процессе развития человеческого опыта происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену первобытному мышлению – пралогическому.
Леви-Брюль описал первобытное мышление, характеризуя его как:
o не ориентированное на установление логических отношений, а подчиняющееся закону партиципации (сопричастия). Считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Отсюда вера в тень, портреты, имя – действия, примененные к ним, распространяются и на оригиналы. Различные проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления или рассуждения. Они – продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Леви-Брюль подчеркивал, что пралогическое и логическое представляют собой не сменяющие друг друга стадии, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается. Но даже в современном обществе пралогические структуры не исчезли полностью. Они сохраняются в религии, в обрядах и т.п. Таким образом, наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна.
Габриэль Тард (1843 – 1904) – социолог, криминалист – также занимался изучением социальных контактов и их влияния на психику отдельного человека. Он не был согласен с концепцией социологизма Дюркгейма. Его собственная концепция сложилась под влиянием работ Льебо и Шарко, доказавших значение внушения в жизни субъекта. По Тарду, основой социальных связей личности служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция ( противодействие инновациям). Он доказал, что среди этих факторов доминирует подражание как основа присвоения индивидом установок, верований, чувств других людей. Групповое поведение Тард трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации. Он писал: «Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и т.д.) относится к разряду физиологических явлений, а обладание какой-либо походкой, предпочтения в еде и т.п. – результат социальной жизни». Он подчеркивал, что в обществе подражание имеет такое же значение, как наследственность в биологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|