Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие экспериментальной психологии во Франции




Основателем французской школы психологии считается Теодюль Рибо (1839 – 1916). Сам Рибо не был экспериментатором, но он выступил как вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии. Он считал, что без эксперимента психологии не обойтись, и там, где его нет, там есть лишь уловки бесплодной мистики.

Следуя своим принципам, Рибо создает в Сорбонне в 1889 году первую во Франции психологическую лабораторию, возглавил которую А.Бони. С 1895 года лабораторией стал руководить Альфред Бине.

В своих психологических исследованиях Рибо стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Многочисленные труды Рибо, посвященные исследованию практически всех значимых психологических проблем, были переведены на многие языки.

Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «эксперимента, поставленного природой». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития и разным уровнем психического здоровья. Доказывая его значение, Рибо подчеркивал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке. Он предлагал в качестве объекта психологических исследований триаду: душевнобольной – дикарь – ребенок.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти (или закон прогрессивного расстройства памяти). Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. Так, прежде всего, утрачивается воспроизведение ближайших текущих событий, общих идей, чувствований, действий. Сначала страдает память на собственные имена, далее – на конкретные предметы, еще позднее – на отвлеченные понятия. Долговременное сохранение отвлеченных понятий Рибо объяснял тем, что первоначально для удержания их в памяти требовалось большое количество времени и упражнений.

 

Пьер Жане (1859 – 1947) Психолог, психиатр, философ, был учеником Т.Рибо. Он также пришел к выводу, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к., зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам. При болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я» или личность. Причем он разделял понятия «Я» и личность. Личность по своей природе метафизична, неизменна, неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Жане ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания – это наибольшее число простых образов, которые одновременно могут находиться в сознании. Поле сознания может изменяться подобно полю зрения. Сужение поля сознания – это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений. По мнению Жане, ограниченное поле сознания свойственно больным людям и детям.

Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. Он выстроил свою концепцию психики. Изучение пациентов с различными психическими заболеваниями показало, что психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций. При этом наблюдается диссоциация (распад) либо недавно образовавшейся функции, либо древней. В условиях диссоциации древняя функция, которую Жане относил к подсознанию, остается почти нетронутой. При этом функции, находящиеся в области бессознательного, отделены от личного сознания. Иными словами, под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, за исключением того, что он никогда не осознается субъектом. Например, воспоминание остается, несмотря на амнезию; речь и хождение обнаруживаются во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования.

 

Альфред Бине (1857 – 1911) изучал людей с выдающимися способностями – крупных счетчиков, шахматистов. Исследовал также воображение, память, интеллект у детей.

Настоящую известность ему принесла «метрическая шкала интеллектуального развития», разработанная совместно с врачом Теодором Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям.

Бине использовал более сложные критерии оценки умственного развития, чем те, что разработал Кеттелл. Гальтон и Кеттелл для измерения интеллекта применяли тесты сенсомоторных функций. Бине же полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка познавательных функций: памяти, внимания, воображения, сообразительности.

Первый вариант шкалы появился в 1905 году, а перерабатывалась она многократно. С ее помощью были изучены дети от 3 до 12 лет. Тесты исследовали то, что называется «умственная одаренность». Под интеллектом понималось умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Тесты составлялись эмпирически: на основании проб включались задачи, которые решались 79 % детей изучаемого возраста. Были получены следующие величины:

o умственный возраст – складывался из числа лет в соответствии с решенными задачами. Например, если ребенок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его возраст равен 5 и 2/5 года (всего для каждого возраста 5 задач);

o уровень умственного развития – выражается в умственной отсталости (если разница между умственным и хронологическим возрастом выражается в отрицательных числах) или в умственном превосходстве (если разница положительная).

В 1912 году Вильям Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности (mental quotient) как отношения умственного возраста к хронологическому в %. Позднее Л.Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности (intelligence quotient – IQ).

Шкала Бине получила широкое распространение в мире. В России ее усовершенствовал А.М.Шуберт.

Тесты были направлены на то, чтобы определить индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому эти исследования способствовали развитию индивидуальной психологии. В основе лежало предположение о том, что способности природно обусловлены, их величина константна и составляет неизменное свойство индивида. Однако реально тесты отражали не столько врожденные способности, сколько суммарныйрезультат развития в определенных условиях. Показывая, что ребенок не решает задачу, тест не раскрывал причину этого.

 

Вопросы для самопроверки

 

  1. Какие методы исследования психики были предложены В.Вундтом?
  2. Укажите различия между опосредованным и непосредственным опытом.
  3. За что система В.Вундта подвергалась критике?
  4. В чем сущность интенционального акта в концепции Ф. Брентано?
  5. В чем сущность генетического метода, предложенного И.М. Сеченовым?
  6. Что нового привнесено в экспериментальную психологию Г. Эббингаузом?
  7. Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе?
  8. Какие основные открытия были сделаны О.Кюльпе и его сотрудниками?
  9. Каким образом пересмотрел предмет психологии У.Джеймс?
  10. Какие проблемы были исследованы У. Джеймсом?
  11. В чем отличие взглядов на сознание У.Джемса и В.Вундта?
  12. Какие методы исследования психики использовались во французской психологической школе?
  13. Какие психологические проблемы были исследованы П.Жане?
  14. Раскройте факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...