Третья четверть КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»
О том, что выразительность и изобразительность в музыке чаще всего существуют не порознь, а вместе, уже говорилось на предыдущих занятиях. Это, разумеется, не означает, что в любом музыкальном произведении обязательно существует и выразительность, и изобразительность. Но если в таких, например, сочинениях, как «Полюшко» или «Попутная песня», мы ясно слышим изобразительное добавление {цокот копыт, перестук колес) к выразительным песенным мелодиям и можем даже практически отделить одно от другого (спеть мелодию без сопровождения, а сопровождение сыграть без мелодии), то во многих случаях эти две стороны музыки нельзя отделить одну от другой даже условно. К таким сочинениям относятся, например, «Резвушка», где один голос, из которого эта пьеса состоит, и выражает веселое настроение девочки, и изображает ее непрерывную, резкую, подпрыгивающую походку, почти танец. То же можно сказать и о заключительном хоре из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (в этой музыке объединяются и песня, и танец, и марш). Музыка здесь одновременно и выражает беспечно веселый нрав козлят, и изображает их веселый танец с подпрыгиванием и притопыванием. Поэтому пусть педагога не смущает то обстоятельство, что про одну и ту же музыку иногда одни ребята будут говорить, что она что-то выражает, а другие — что она что-то изображает. И те и другие могут оказаться правы, хотя и не полностью. Напомнив учащимся о том, что занятия музыкой начались с легенды о трех китах, на которых будто бы держится Земля, нужно рассказать о придуманных сказочниками Древнего Востока словах: «Сезам, откройся!» — и о волшебной силе, которой они якобы наделены: перед тем, кто их знал, раскрывались двери всех домов и дворцов, ведущие в чудесные, заколдованные царства Весь мир был доступен счастливцам, знавшим эти волшебные слова.
Переход от сказки к музыке здесь прост и ясен: нашим «Сезам, откройся!» будут «три кита». Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки. Перед ним раскроются ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию в музыку, написанную для любых инструментов и для оркестров.? солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов Здесь учитель может опираться на известную ребятам музыку. В течение всей четверти учащиеся знакомятся с действующими лицами детской оперы, например «Волк и семеро козлят» М. Коваля: мамой Козой и козлятами — Всезнайкой, Болтушкой, Бодайкой и др. (знакомство это происходит так же, как с «Резвушкой», «Плаксой», «Злюкой», — через определение характера музыки). «Танец маленьких лебедей», так же как и ранее звучавшая танцевальная музыка П. Чайковского (например, «Вальс из «Спящей красавицы» и «Танец с кубками» из «Лебединого озера»), открывает перед ребятами путь в балет. О мелодии песни «Полюшко» теперь можно сказать ребятам что она сочинена композитором Л. Книппером как одна из главных мелодий его симфонии (иногда в симфонии к оркестр) присоединяется и хор). Куда ведет нас песня? То, что песня ведет нас в самые разные области музыки, должно было стать ясным уже на первых уроках четверти. Теперь основное внимание должно быть сосредоточено на различии характеров песен, которые прозвучат в классе. Особую важность приобретает здесь вопрос о связи характера музыки с характером ее исполнения. Колыбельную песню мамы Козы из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» ребята должны петь так мягко и ласково, словно их пение действительно может убаюкать любимого малыша. Надо предложить детям внимательно вслушаться, вдуматься и сравнить музыку, характеризующую разных действующих лиц оперы: маму Козу, козлят, Всезнайку, Болтушку, Бодайку и Топтушку.
Русская народная песня «Во поле береза стояла» в исполнении учащихся должна прозвучать по-разному: от плавного, спокойного звучания (как хоровод) до быстрого, огневого. Такое исполнение песни поможет им проследить за изменением ее характера от куплета к куплету, а потом они услышат, как в финале Симфонии № 4 П. Чайковского эта песня превратится в симфоническую мелодию, звучащую то мягко и нежно, то печально, то быстро и тревожно в сопровождении тяжелых ударов барабана, то мелькающую в разных голосах, набегающих, как волны, один на другой. В песне «Наш край» Д. Кабалевского нужно подчеркнуть ее мягкий, вальсовый, лирический и вместе с тем светлый, бодрый характер (образ родины, родной природы и образ ребят). При звучании фрагмента из Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского обратить внимание на то, как мелодия песни «Наш край» от очень тихого, нежного звучания постепенно переходит к более оживленному, веселому, радостному, как видоизменяется сама мелодия, как к нескольким тихо звучащим инструментам (первый раз мелодию играет флейта) присоединяется солист-пианист, а потом все инструменты симфонического оркестра. Куда ведет нас танец? Внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы ребята научились в любом танце слышать не только его внешний, чисто танцевальный характер (чаще всего идущий от ритма), но и образное его содержание. В первую очередь это относится, естественно, к танцам программного характера из балетов, опер и т. д. Так, в «Вальсе» из балета «Золушка» С. Прокофьева мало услышать лишь то, что это «танец, называемый вальсом». Пусть ребята услышат в нем и счастье, радость Золушки, впервые в жизни отправляющейся на бал, и ее тревогу, даже какую-то растерянность, испуг оттого, что она попала в необычную обстановку, о которой до сих пор лишь мечтала. При повторном слушании «Вальс» из балета «Золушка» должен прозвучать целиком вместе со следующей за ним музыкой часов и завершающей весь этот эпизод краткой темой Золушки. Предупреждать ребят заранее об этом не нужно. Учитель может лишь сказать, что сегодня вальс прозвучит иначе, чем на прошлом уроке. Это, несомненно, активизирует их внимание, и пусть они сами обнаружат все новое, что услышат: более пространное звучание самого вальса, потом тревожную музыку «злых» часов, прервавших в полночь сказочно-волшебный бал, и, наконец, печальную, нежную мелодию Золушки.
Русскую народную плясовую песню «Уж как по мосту-мосточку» надо стремиться исполнить так, чтобы «ноги сами заходили». Затем учащиеся услышат эту песню в исполнении «взрослого» хора, то есть так, как она звучит в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. В «Неаполитанской песенке» надо обратить внимание учащихся на яркое сопоставление двух контрастных частей — довольно медленной и очень быстрой. На этом же уроке «Неаполитанская песенка» прозвучит как фрагмент из балета «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец» в исполнении оркестра с солирующей трубой. Куда ведет нас марш? Следует обратить внимание ребят на то. что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки). Поэтому марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, кажется, ни одной оперы, ни одного балета. Пусть сами ребята придут к выводу, что в опере марш чаще всего песенного характера, в балете — танцевального. Самой важной и непростой задачей, пожалуй, всех прошедших занятий будет сопоставление двух маршей в фортепианном звучании — «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец — в балет, можно предложить им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого. Это будет своего рода испытанием того, насколько глубоко в их эмоциональном восприятии складывается представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.
На последующих уроках эти два марша ребята услышат так как они звучат в спектаклях (в исполнении симфонического оркестра, хора). Важно, чтобы дети не только почувствовали, но и осознали различие между маршем песенного характера и маршем танцевального характера (обратить внимание на певучесть мелодии одного марша, танцевальную легкость мелодии другого и т. д.). Предлагая учащимся послушать фрагменты «Игры козлят», «Воинственный марш», «Нападение волка» и финал из оперы «Волк и семеро /козлят» М. Коваля и участвовать в исполнении сцены и; второго действия, надо обратить их внимание на то, что в операх-сказках точно так же, как в литературных сказках (и баснях) наряду с людьми действуют и звери, а иногда даже только одни звери, но обычно они бывают «очеловечены» — их наделяют характерными чертами, свойствами людей. Опера М. Коваля, наглядный и понятный пример ребятам, превратится в живые, эмоциональные, увлекательные впечатления. Обобщая, уточняя и закрепляя изученный в четверти материал, важно сказать учащимся (в самой обшей форме и самыми простыми словами), что, как правило, мы встречаем всех «трех китов» и в симфонии, и в балете, и в опере. Но в симфонии — это песни, которые никто не поет, танцы, которые никто не танцует, и марши, под которые никто не марширует; в балете танцы танцуют, под марши маршируют («танцевально»!), песни почти никогда не поют; в опере песни всегда поют, танцы танцуют, под марши маршируют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|