Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертая четверть что такое музыкальная речь




После того как ребята войдут в класс под «Марш мальчишек», достаточно сказать, что это музыка из знакомой уже ребятам оперы «Кармен» Ж. Бизе, что в этой сцене мальчишки маршируют, подражая настоящим солдатам; следует обратить внимание на то, что во «взрослой» опере «Кармен» участвуют дети.

Здесь же учитель может напомнить ребятам о том, что уже сейчас благодаря «трем китам» мы смогли войти и в страну-оперу, и в страну-балет, и в страну-симфонию. Но достаточно ли хорошо мы подготовлены к тому, чтобы увидеть и услышать все интересное, что в этих странах есть, чтобы не пропустить мимо ушей то. на что надо было бы обратить свое внимание, к чему надо было бы внимательно прислушаться? Пожалуй, наше путешествие лучше продолжить после того, как мы побольше узнаем про самих «китов».

Надо проверить, насколько свободно ребята (и все ли!) определяют, хотя бы в самых обших чертах, эмоциональный характер музыки, наличие в ней каких-либо изобразительных моментов и т. д. Затем следует поставить перед классом вопросы: по каким признакам они определяют, например, что этот марш написан для ребят, а этот — для солдат или спортсменов? Почему они все увереннее отличают вальс от польки? По каким признакам не путают веселую песню с грустной? Такие вопросы нужно, конечно, разнообразить. Трудно рассчитывать, что на них сразу же последует большое количество достаточно убедительных и тем более развернутых ответов. Эти вопросы должны прозвучать скорее как программа предстоящих занятий, чем как вопросы, требующие немедленных и конкретных ответов. Однако любой ответ учащегося (не надо здесь бояться никаких неожиданностей, никаких ошибок, лаже нелепостей) может быть развит учителем и стать основой для зарождения у ребят интересных мыслей.

Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строю музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими, стремительно несущимися и почти застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, движущимися вверх и вниз и т. д. В самом этом факте ничего нового для ребят, разумеется, не будет. Новым будет то, что отсюда надо искать причины своеобразия каждого музыкального сочинения, будь то песня, танец или марш. Разговор о различии звуков и их сочетаний учитель должен сопровождать простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия.

Так, сравнение оживленной, озорной музыки «Марша мальчишек» Ж. Бизе с медленной, одиноко и печально звучащей музыкой «Сурка» Л. Бетховена поможет ребятам понять, в чем так не похожи эти два сочинения. Различие (контраст) станет для детей еще более очевидным, если обратить их внимание на то, что «Марш мальчишек» поет хор мальчиков в высоком, светлом регистре, а песню «Сурок» исполняет один певец — солист (в данном случае низкий мужской голос, называемый басом).

Точно так же сравнение высоких звуков с низкими звуками в пьесе «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского сразу же помогает зайчика отличить от медвежонка, а по тому, что зайчик гораздо скорее (в два раза) повторяет музыку медвежонка, поймут, что он его передразнивает.

При разучивании песенки-попевки «Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева обратите внимание на то, как из одной и той же музыки, в данном случае песенной, можно сделать и вальс, и польку, и марш.

В течение всей четвертой четверти можно исполнять выученные ранее песенки-попевки, например «Мы шагаем», «Карусель», «Носорог», «Перепелочка» и другие с ориентацией на нотную запись.

Начать более подробный разбор музыкальных произведений (лучше брать уже известные, чтобы не перегружать слух ребят новыми, еще незнакомыми примерами) нужно, сопоставляя особенности построения (форму) той или иной пьесы с ее эмоциональным характером. Например, разобраться в трехчастном построении (трехчастной форме) пьесы «Весело. Грустно» Л. Бетховена: сопоставление быстрого движения с движением медленным, танцевально-игрового характера с характером песенным, сравнительно тесного расположения звуков в среднем регистре с расположением гораздо более широким (более глубокие басы и более певучие верхние звуки) и т. д.

Во фрагменте «Кот в сапогах и Белая кошечка» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского помогите ребятам «увидеть», как остроумно композитор не только нарисовал два ярких характера — игривой кошечки и важного кота в сапогах, но и изобразил, как они оба мяукают и как игривая кошечка умеет царапаться, если ее обижают.

Углубляя тему четверти, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся более свободно определяли построение (форму) произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Обратите внимание также на то, что им уже встречались сочинения одночастные, двухчастные и трехчастные.

С точки зрения естественных закономерностей детского восприятия возможно и необходимо определять как одночастную форму песни, содержащие один музыкальный образ, написанные в едином, не изменяющемся характере, например «Крокодил и Чебурашка», «Перепелочка», «Во поле береза стояла»; как двухчастную форму все песни, состоящие из заметно отличающихся друг от друга частей, например «Монтер», «Калинка» (запев и припев). «Калинку» желательно исполнять на этом уроке полностью, то есть с медленной 1-й частью (ее играет один учитель) и с быстрой 2-й (ее ребята исполняют в ансамбле с учителем — четырехручие, ложки, бубны и др.). В «Танце с кубиками», представляющем собой ярко выраженную трехчастную форму, ребятам будет интересно обнаружить маршевую поступь в крайних частях, контрастно отличающихся от средней, танцевальной части.

Разумеется, что все разговоры о построении (форме) сочинений должны опираться на живое звучание близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки. Это должно быть лишь очередным этапом накопления учащимися слухового и исполнительского опыта, развития их способности слышать музыку, исполнять ее и размышлять о ней.

В этой четверти можно посвятить время проверке того, насколько свободно ребята (и все ли!) слышат песенный, танцевальный и маршевый характер музыки. Это будет подготовкой (разведкой) к важнейшей теме будушего года о песенности, танцевальности, маршевости, вырастающих из песни, танца, марша. Примеры на этом уроке надо давать более сложные, чем давались до сих пор. Это должны быть образцы песенной, танцевальной и маршевой музыки, а не просто песни, танцы, марши. Но ребята пусть по-прежнему называют их песнями, танцами и маршами: «Первую утрату» Р. Шумана — песней, «Вроде вальса» Н. Мясковского — танцем (вальсом), тему из «Темы и вариаций на марш Дресслера» Бетховена — маршем, а его же «Вариации на марш Дресслера» — песней (может быть, в этой песне кто-нибудь услышит и призвуки танца).

Определения «песенность», «танцевальность» и «маршевость» разъяснять пока не надо ни в коем случае, и даже сами эти термины произносить еще тоже не следует.

В песне «Игра в гостей» Д. Кабалевского класс делится на две группы. Став лицом друг к другу, ребята поют песню, изображая разговор гостей с хозяевами и сопровождая пение взаимными поклонами и легкими движениями рук. При таком исполнении очень полезно обратить внимание учащихся на то, что мало понимать дирижерский жест учителя, надо еще учиться слышать в хоре себя и своих товарищей («Ухо для музыканта — его главный дирижер!»).

На следующих занятиях происходит знакомство ребят с важным выразительным средством музыки — тембром. Как и во всех других случаях, приступая к рассмотрению нового вопроса, надо прежде всего вспомнить все, что имело отношение к нему на прошлых уроках. В данном случае надо вспомнить тембры, которые уже прозвучали в классе: отдельные голоса и инструменты, разные хоры и оркестры.

Желательно заготовить по два (одинаковых по масштабам) рисунка каких-либо предметов, например овощей — моркови, помидора, огурца. Один рисунок должен быть выполнен обыкновенным черным карандашом или тушью (только контур), другой — в соответствующем цвете (оранжевом, красном, зеленом). Вывод ребята сделают без всякого труда сами: рисунок остается тем же самым, меняется краска (цвет). Переход к музыке достаточно прост: какая-либо мелодия, музыкальный отрывок играется на фортепиано, потом он же дается в исполнении на каком-либо другом инструменте (или в вокальном исполнении). Рисунок (мелодия) остается тот же, изменяется краска (тембр), с изменением краски, естественно, меняется и характер музыки. Материал для этого занятия лучше всего взять преимущественно из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, которая целиком будет прослушана на одном из последних уроков четверти.

Надо сказать учащимся, что сочинил это произведение один из самых замечательных современных русских композиторов С. Прокофьев. Он сочинил эту симфоническую сказку для детей, но уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети, и взрослые. Желательно показать ребятам рисунки, на которых изображены музыканты, играющие на инструментах симфонического оркестра, использованных в этом сочинении.

Школьники познакомятся с отдельными темами и соответствующими музыкальными инструментами: темой Пети — скрипки и все другие струнные инструменты, похожие на скрипку, но больших размеров (альты, виолончели и контрабасы); темой весело чирикающей птички — флейта («чирикает» очень высоко, тонким, чистым и звонким голосом); темой утки — гобой (звучит в низком регистре немножко неуклюже и словно покрякивает); темой кошки — кларнет (звучит в низком регистре, вкрадчиво, словно хочет незаметно подкрасться к птичке, а иногда царапается); темой дедушки — фагот (чуть-чуть ворчливый, сердится на Петю, но в общем-то добрый); темой волка — три валторны вместе (злые аккорды, словно лязгают волчьи зубы); темой охотников — все четыре деревянных духовых инструмента: флейта, гобой, кларнет и фагот (Прокофьев соединил четыре разные «краски» вместе и создал новую «густую краску», как это делается при рисовании красками в живописи); охотники идут бойким шагом и стреляют из ружей — большой барабан и литавры.

Обратите внимание ребят на звучание всего симфонического оркестра в заключительном шествии героев сказки.

Рассказывать ребятам перед исполнением «Пети и волка» содержание сказки не следует: во-первых, все будет ясно и без предварительных комментариев, во-вторых (и это самое главное!), исчезнут все неожиданности и удивление от них. В то же время удивление и радость от удивления — ценнейшие качества человека, которые надо поддерживать, развивать с самого раннего возраста, и музыка может сыграть здесь очень большую роль. Это всегда надо учитывать в музыкальных занятиях.

При слушании «Пети и волка» целиком на одном из последних уроков года внимание учащихся должно быть пока (!) направлено главным образом на узнавание тембров действующих лиц и связь их с происходящими в сказке событиями.

Подготовка к заключительному уроку-концерту предполагает исполнение и слушание музыки, которая звучала в классе в течение года, а также новых произведений.

Обобщая пройденные в течение года темы, следует укрепить в сознании ребят мысль, что, хорошо узнав и изучив «трех китов» они узнали и изучили основу музыкального искусства, построили не только фундамент, но и первый этаж своих музыкальных знаний, своего музыкального опыта (своей музыкальной культуры!) Еще раз можно подчеркнуть, что «три кита» не только основа музыки, но и волшебные «три сезама».

Особое внимание надо обратить на бесконечное разнообразие «китов»: тысячи песен (танцев и маршей) так же похожи и одновременно не похожи друг на друга, как похожи и не похожи друг на друга тысячи девочек и мальчиков, тысячи мам и бабушек, тысячи пап и дедушек! Объясните, что происходит это не только потому, что музыкальная речь состоит из звуков, характер звучания которых и число всевозможных сочетаний бесконечно (как бесконечны сочетания слов и фраз в литературе, линий и красок и живописи), но прежде всего потому, что музыка выражает чувства и мысли людей и изображает какие-либо жизненные события, а они всегда разные.

В качестве напутствия перед летними каникулами ребятам можно сказать, что хотя и наступает перерыв в школьных занятиях музыкой, но сама музыка будет продолжать жить вместе с ребятами, оставаясь частью их жизни и без школьных уроков. Они продолжат встречаться с песнями, танцами и маршами. Эти встречи будут закреплять и расширять знания, полученные за год в школе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...