Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный музыкальный материал




Кармен. Опера. Ж. Визе. Увертюра.

Конек-Горбунок. Балет. Р. Щедрин. Фрагменты: Ночь, Золотые Рыбки, Царь Горох.

Симфония М 6. П. Чайковский. Фрагменты: вторая тема 1-й части, фрагмент 2-й части, главная тема 3-й части.

Симфония № 5. Л. Бетховен. Экспозиция 3-й части.

Симфония № 8 (Неоконченная). Ф. Шуберт. Экспозиция 1-й части.

Пер Гюнт. Сюита. Э. Григ. Утро.

Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Ария Сусанина.

Мелодия. П. Чайковский.

Мелодия. А. Рубинштейн.

Ария. И.С. Бах.

Скворушка прощается. Т. Попатенко, стихи М. Ивенсен.

Дружат дети всей Земли. Д. Львов-Компанеец, стихи В. Викторова.

Волк и семеро козлят. Опера. М. Коваль.

Сонная песенка. Р. Паулс, стихи И. Ласманиса, перевод О. Петерсон.

Ходила младешенька, русская народная песня.

Где ты, колечко? Греческая народная песня в обработке Т. Кор-ганова.

Арагонская хота, испанский народный танец.

Арагонская хота. М. Глинка. Фрагмент главной темы.

Золушка. Балет. С. Прокофьев. Гавот.

Арлезианка. Сюита. Ж. Бизе. Фарандола.

Песня менуэта. Е. Адлер, стихи Л. Дымовой.

Карнавал животных. К. Сен-Санс. Королевский марш львов.

Марш памяти Суворова. А. Аренский.

Полонез. Ф. Шопен.

Прелюдия № 7, Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

Спой нам, ветер! (песенка Роберта из кинофильма «Дети капитана Гранта»). И. Дунаевский, стихи В. Лебедева-Кумача.

Высота ли, высота поднебесная, русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова.

Сказка о царе Салтане. Опера. Н. Римский-Корсаков. Три чуда.

Вторая четверть ИНТОНАЦИЯ

В этой теме важно обратить внимание учащихся на сходство и различие разговорной речи и речи музыкальной. Хотя эти два вида речи вполне самостоятельны (мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим), тем не менее они имеют много oбщего. Начать эту беседу можно так: учитель читает вслух какой-нибудь небольшой литературный текст без пауз, без единого знака препинания, на одной высоте (без понижений и повышений), без ускорений и замедлений, без акцентов, без выделения сильных, важных слов — все одинаково. Такая речь обязательно вызовет смех у ребят и, возможно, напомнит им, как говорят они сами, отвечая на уроке или рассказывая о чем-либо. А потом нужно прочитать тот же текст выразительно, интонационно осмысленно, с паузами и знаками препинания, одни слова произнося быстрее другие — медленнее, одни — громче, другие — тише. В беседе могут прозвучать стихи и музыка одной из знакомых ребятам песен, например «Скворушка прощается» Т. Попатенко. Можно напомнить детям о короле, который будто бы забыл поставить запятую в словах приговора: «Казнить нельзя помиловать», — и судьи не знали, что им делать с осужденным — казнить или помиловать…

Продолжая разговор о сходстве и различии музыкальной речи и речи разговорной, нужно рассказать учащимся о том, что существует своеобразный прием произнесения (и пения!) — скороговорки, которые чаше всего носят шуточный характер. «Болтает», «тараторит», «трещит» — вот как говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. В остроумнейшей песне С. Прокофьева «Болтунья» ребята услышат и наверняка определят интонационные особенности музыки, раскрывающие характер главной героини. Чтобы ребята почувствовали близость разговорной речи и музыкальной, можно исполнить несколько фраз из рефрена песни «Болтунья», разучить песенку-скороговорку «Барабан» Д. Кабалевского.

Сравнивая текст и мелодию нескольких песен и спев их, обратите внимание на интонационную выразительность исполнения: точное выполнение пауз, сознательное выделение сильных (наиболее важных) слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, устремление к кульминации (вершине). Здесь уместно рассказать ребятам о том, что музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно и по высоте, и по длительности.

Для того чтобы учащиеся лучше поняли, что слабые и сильные доли в разговорной речи и в музыке играют важную роль, можно обратиться к хорошо известной школьникам песне «Спой нам, ветер!» И. Дунаевского. Главное слово в первой фразе — «ветер»: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!. Веселый ветер! Веселый ветер!». При произнесении этого слова первый его слог — «ве» звучит сильнее, чем второй — «тер». Точно так же звучит это слово и в пении. Предложите ребятам заменить это слово каким-нибудь именем, например Борис. Пусть они сами установят, почему этого нельзя сделать. Пусть сами придут к выводу, что имя Борис надо для этого заменить сокращенным — Боря. А чтобы сохранить «Борис», придется изменить порядок слов: «А ну-ка песню нам пропой, Борис веселый!» Ребята сами могут придумывать примеры такого же рода.

Постепенно учащиеся осознают, что понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свойственно и музыке, и разговорной речи. Им становится ясно, что красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.

Важно закрепить в сознании учеников понимание того, что в музыке, как и в обычной человеческой речи, есть свои знаки препинания и что они разделяют музыку на фразы, как это происходит в обычной речи. Рекомендуем разобрать несколько уже известных и новых сочинений, показать, как сочинения делятся на фразы (например, «Калинка» — две фразы, «Во поле береза стояла» — четыре фразы и т. д.). В этих примерах каждая фраза отделяется от следующей запятыми, а в конце песни стоит точка. В первом примере вершинами являются первые звуки каждое фразы: из них, как ручеек из источника, вытекает мелодия. Во втором примере построение такое же.

Необходимо подчеркнуть, что ощущение и понимание знаков препинания в музыке очень важно для ее осмысленного, выразительного исполнения. В классе прозвучит музыка, требующая разной интонационной выразительности в исполнении, например настойчивой в попевке «Барабан» Д. Кабалевского, шутливо-задорной в песне «Кузнец» И. Арсеева.

Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зерен». Каждое такое «зерно» мы называем интонацией. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем и узнаем при повторениях, даже если построение звучит с какими-либо изменениями. В зерне-интонации есть зародыш мелодии ритма и других элементов музыкальной речи, главное же — характер музыки.

Главная интонация часто пронизывает все произведение («Барабан», «Три подружки» Д. Кабалевского, «Кузнец» И. Арсеева). Иногда главной интонацией музыка начинается («Кто дежурные?» Д. Кабалевского, «Утро», «Марш» Э. Грига), иногда она звучит в середине («Перепелочка»). Важно, чтобы ребята поняли, что даже по одной интонации можно определить знакомую музыку.

Перед исполнением мелодии из Симфонии № 5 Л. Бетховена можно предложить учащимся следующую задачу: пусть представят, что перед ними на стене висит большой портрет Юрия Гагарина (или другого известного и любимого ребятами героя). На вопрос учителя: «Герой ли он?» — последует, конечно, утвердительный ответ. Тогда пусть ребята определят, каким он был героем, и из предложенных определений учитель отберет одинаковые по ритму (четыре слова с ударением на последнем слове), например «сильный герой», «смелый герой», «храбрый герой». Одного-двух таких определений будет уже вполне достаточно. Пусть весь класс произнесет эти короткие фразы очень четко. Ритм наверняка получится такой же, как в бетховенской интонации. Тогда предложите ребятам вспомнить, какая музыка (известная и исполнявшаяся ими) соответствует этому ритму. Так от мужественного образа героя через «мужественные» слова и «мужественные» ритмы они сами придут к «мужественной» музыке Бетховена.

При слушании экспозиции 3-й части Симфонии № 5 Бетховена пусть дети сами определят, что главная (героическая) интонация звучит не в начале, а в конце каждого из трех построений.

Интонации бывают выразительные и изобразительные: одни выражают настроения, чувства, мысли человека, другие изображают какие-либо его движения (шаги, прыжки) или разнообразные звуки, шумы и явления окружающего мира.

Пусть ребята назовут примеры интонаций, выражающих разные характеры, чувства, настроения людей: плаксивая — «Плакса», сердитая, злая — «Злюка» («Три подружки» Д. Кабалевского), мужественная, героическая (главная тема экспозиции 3-й части Симфонии № 5 Бетховена) и др. А затем приведут примеры интонаций изобразительного характера: интонация шага («Марш»), набатного колокола («Дон-дон»), трубы и барабана («Труба и барабан») и др. Обратите внимание на связь характера интонаций в той или иной песне с характером ее исполнения. По аналогии напомните ученикам, что они сами часто придают своей речи определенную интонационную окраску. Даже одно и то же слово произносят то вопросительно (да?), то утвердительно (да!), то неуверенно (да-а...).

Продолжая разговор о выразительных и изобразительных интонациях, учитель не должен упускать из виду то обстоятельство, что, как об этом уже говорилось во II классе, выразительность и изобразительность чаще всего существуют вместе, в неразрывном единстве. Это прослеживается и на отдельных интонациях.

Очень точно нарисовал музыкальные портреты главных действующих лиц в своей опере "Золотой петушок» великий «музыкальный сказочник» И. Римский-Корсаков. Пусть учащиеся попытаются услышать и определить характеры главных интонаций каждого действующего лица (звучат темы Петушка, Звездочета, царя До-дона, воеводы Полкана из пролога оперы).

Изучение темы «Интонация» подводит ребят к выводу о том, что отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука — это дает повод для начала обучения пению по нотам. Методы обучения могут быть различными. Программа подразумевает возможность использования как абсолютной, так и относительной сольмизации. Музыкальным материалом могут быть те попевки и песни, которые были выучены во IIклассе. Однако при этом важно, чтобы музыка по своему содержанию была органически связана с темой урока.

В этой четверти можно начать опыты импровизации с опорой на заданное зерно-интонацию из 2 - 4 звуков и текст (1 - 4 строчки). Благодаря этому импровизация перестает быть бессмысленным подбиранием мелодии, так как в нее входит элемент интонационной осознанности.

Обобщение темы второй четверти. Интонация — основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза (привести примеры бессмысленного набора нескольких слов и нескольких звуков). Мелодия — интонационно-осмысленное музыкальное построение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...