Третья четверть развитие музыки
Музыка — искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность. Музыку куплетной формы (песни), где, казалось бы, само по себе многократное повторение одного и того же неизменного куплета предопределяет отсутствие развития, мы исполняем по-разному и в зависимости от текста куплетов. Это так называемое исполнительское развитие музыки — композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но исполнители вносят в нее развитие, движение, изменение характера (например, «Почему медведь зимой спит?» Л. Книппера, «Любитель-рыболов» М. Старокадомского). Далее следует предложить ребятам проследить за развитием музыки в симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое зерно-интонация. Здесь развитие имеется в самой музыке, независимо от ее исполнения, как это бывает обычно в куплетной песне. Если прочитать (без музыки) эту сказку, то можно увидеть, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружественные переговоры, то в споры и т. д. и т. п. Все это называется развитием. Если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст этой сказки. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица (Прокофьев очеловечивает зверей в своей сказке: они по-человечески «разговаривают» с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди, и интонации изобразительные — птичка чирикает, кошка крадется, волк лязгает зубами, утка крякает и т. п.).
Начать лучше с музыки, рисующей Петю: определить интонацию, из которой выращена его мелодия, проследить, как она видоизменяется (развивается) на протяжении всей сказки в зависимости от событий, происходящих в ней, как Петя из беззаботного мальчика превращается в настоящего героя (развитие темы, начатой во II классе). Дети должны внимательно вслушиваться в основные эпизоды Петиной музыки — от начала сказки, где настроение спокойное, веселое, бодрое, не предвещающее никаких серьезных событий (обратить внимание на то, как в этой музыке сочетаются элементы песни, танца и марша), до заключительного общего шествия-марша, выросшего из Петиной мелодии (Петя — герой!). Таким образом, в симфонической сказке «Петя и волк» ребята могут проследить, как сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с ее действующими лицами, способствуют развитию музыки. Следует обратить внимание учащихся на то, что в «Пете и волке» три части: 1-я — спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей — зверей; 2-я, начиная с появления волка вплоть до его поимки, наполнена главными событиями — опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком; 3-я — заключительное торжество (не забыть л про то, что утка наверняка как-нибудь выберется из волчьего живота, — это ведь сказка!). А дедушка всегда остается одинаковым: он добрый, но всегда немного ворчит. Сперва он боится, чтобы с Петей не случилось какой-нибудь беды, а в конце обеспокоен мыслью, что было бы с Петей, если бы волка не поймали... Художник может изобразить человека смеющегося и человека плачущего, но изобразить на одной картине развитие чувства oт печали к радости или от радости к печали он не может. Композитор, наоборот, может выразить именно развитие чувства человека, переход от одного состояния, настроения к другому. Ребятам уже известно, что в музыке можно также изобразить движение (от медленного к быстрому и, наоборот, от спокойного к возбужденному), передать переход от тишины к шуму, ощущение приближения и удаления и т. д. и т. п. Вспомните среди знакомых уже сочинений примеры развития разного типа и сосредоточьте внимание ребят на средствах выразительности, при помощи которых это развитие осуществляется.
В песне «Во поле береза стояла» (Здесь можно вспомнить тему II класса «Куда ведут нас «три кита»), которую учащиеся могут не только спеть самостоятельно, но и исполнить в ансамбле с учителем, необходимо отметить заключительную (из двух звуков) интонацию, завершающую каждую из четырех фраз песни. Перед слушанием фрагмента финала Симфонии № 4 П. Чайковского нужно наиграть тему. Выявление детьми сходства между развитием темы в фортепианном звучании и в собственном исполнении песни будет для них интересным и полезным для дальнейшего восприятия музыки в оркестровом звучании. В начальной мелодии «Утра» Э. Грига надо помочь учащимся ощутить, осознать и выделить в собственном исполнении первую (главную) интонацию (первые четыре звука). При слушании фрагмента «Утра» в симфоническом звучании ребята услышат, как из маленького зерна-интонации вырастает картина утра. В 4-й части сюиты «Пер Гюнт» — «В пещере горного короля» великолепно передано развитие движения от медленного шествия к быстрому движению, от тихого звучания к громкому, от спокойного к возбужденному, что создает видимую драматическую картину. Слушая ярко изобразительную музыку сцены «Купание в котлах» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, учащиеся могут обратить внимание на развитие уже знакомой им темы царя Гороха, которая приобретает характер унылого похоронного шествия. Этой музыкой композитор словно потешается над царем. Контрастом к ней звучит широкая, раздольная тема Ивана, написанная в духе русских народных песен. Песню «Орленок» В. Белого учитель может дать прослушать учащимся сначала в виде фортепианной пьесы. Ребята, конечно, почувствуют, как очень проникновенная музыка приобретает от куплета к куплету все большую взволнованность, драматичность. Затем пусть песня прозвучит в записи.
В этой четверти школьники познакомятся с новой русской народной песней, которую они будут исполнять многоголосно, например «Со вьюном я хожу». Выучив ее, они могут петь каждый куплет по-разному: изменяя темп и динамику, исполняя в один голос, каноном (двух- или трехголосно) и, наконец, с подголоском. Все зависит от степени подготовленности конкретного класса. По теме четверти педагог может еще раз обратиться к Прелюдиям № 7 и № 20 Ф. Шопена. По развитию обе прелюдии очень разные: в первой (светлой, хрупкой, изящно танцевальной) ощущается ясное стремление мелодии к вершине (кульминации); во второй, написанной в характере траурного марша, печальная сосредоточенность, сдержанность чувств усиливаются контрастом между громкой звучностью 1-й части и тихой звучностью 2-й, дважды повторенной части. К концу четверти можно обратить внимание учащихся (к этому времени в их слуховом опыте уже накопятся достаточные предпосылки для того, чтобы осознать это) на два понятия — мажор и минор, которыми обозначают два типа (характера) звучания — более светлое и как бы затемненное, как свет и тень, яркость и затемненность, блеск и матовость. Ни в коем случае нельзя, как это часто делается, сводить мажор и минор к веселому и грустному. Хотя понятия эти часто совпадают, но они далеко не равнозначны (бывает веселая музыка в миноре и печальная музыка в мажоре). Учитель знакомит ребят с такими сочинениями австрийского композитора Ф. Шуберта, как «Марш», «Вальс», «Пьеса» («Аллегретто»). В «Вальсе» можно обратить внимание на то, как смена мажора и минора связана со сменой настроения, а в «Пьесе» — лишь со сменой красок, света и тени. Кроме того, можно исполнить народные песенки, попевки с чередованием мажора и минора, например «Игра в слова», «Звонкий звонок». Обобщение тем второй и третьей четверти. Осознание учащимися того, что интонация и развитие — основы музыки. Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, и мы с трудом ее запоминаем и узнаем, если в основе ее лежат интонации неяркие, невыразительные; нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие. Мы не смогли бы, например, Дослушать до конца «Петю и волка», если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, из которых Прокофьев «выращивал» все мелодии, темы своей сказки, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же. Слушая теперь всю сказку целиком, ребята смогут уже следить не только за появлением в музыке темы того или иного действующего лица, но и за тем, как развивается музыка каждого из них и всей сказки в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|