То мы и сделали. Из девки – молодицу». «Вчера зайко, вчера серый. По подгорью бегал,. Сегодня зайка, сегодня серый,. На блюдечке лежит.
То мы и сделали Из дежки – лепешки, Из муки – пеленешки, Из девки – молодицу». Третий момент – вывод молодой из сторожки, в это время пели: «Вчера зайко, вчера серый По подгорью бегал, Сегодня зайка, сегодня серый, На блюдечке лежит. Вчера наша Танюшечка Девицей была, Сегодня наша Танюшечка Молодая княгиня». В Иркутской губернии невеста, когда ей заплетали косы и покрывали голову платком, причитала: «А теперь раздвоили русу косу на двое, И заплетали косу во трое, И круг головушки обвили, Золотую кику навили И молодою женою назвали, Молодой женой хозяюшкой». Таким образом, этот обряд мог совершаться в разных местах (в церковной сторожке, в трапезной, на паперти, в церковном пределе, дома у жениха и т. д. ), это могли делать разные люди (чаще всего сваха, крестная мать, свекровь, сам жених). После этого девушку начинали называть по-другому. Так, Г. С. Маслова писала, что после окручения девушке подносили зеркало и говорили: « Ну теперь ты, голубушка, уже баба». А. В. Гура указал, что после венчания и перемены прически и головного убора невеста получала новое наименование, например, рус. молодая, молодица, молодуха, молодка и др. Это демонстрируют и песни, которые пели во время надевания повойника в Калужской губернии, и причитание невесты в Иркутской губернии.
Обычай покрывать волосы имеет мотивировки «изнутри традиции». Самая распространенная заключается в том, что девушка переходит во власть мужа. Есть и некоторые другие. Например, «если замужняя женщина выйдет без платка на голове в сени, то домовой потянет ее за волосы на чердак», кроме того, это может вызвать падеж скота или неурожай. Простоволосой ходит колдунья. Бабой - пустоволоской на русском севере назывался зловредный персонаж заговора: «Спаси и сохрани от девки-чужеволоски, от бабы-пустоволоски, от лихой воды, от лихой беды…». Вообще, персонажи нечистой силы часто представлялись с распущенными волосами – севернорусская Мокуша, русалки, кикиморы, демоны болезней (лихорадки), смерть (Белая баба) др. Исследователи по-разному объясняли этот обычай. Так, Д. К. Зеленин видел в этом «остаток прежнего закрывания лица», оберег от чар и, одновременно, попытку мужа «обезопасить свою собственность». Н. И. Гаген-Торн считала, что покрытые волосы – символ подчиненного положения, в которое переходит женщина. Волосы прятали с целью обезопасить род мужа от магической силы, принадлежащей другому роду (роду жены). Сходная точка зрения высказывалась и А. А. Потебней, который видел в покрывании волос потерю девичьей красы и гордости, а так же лишении девушки некоторой таинственной силы. Б. А. Успенский писал, что повойник носят, потому что «на женский волос не должно светить солнце». Волосы связаны с культом Волоса. В этом запрете он видел отражение противопоставления Перуна и Волоса. «Непокрытые волосы замужней женщины вызывают гнев небес, подобно тому, как Волос в исходной мифологической схеме провоцирует гнев Перуна». А. К. Байбурин считает, что в укрывании волос замужней женщины можно видеть проявление общей тенденции к постепенному росту ограничений на каждом новом жизненном этапе. Внешне эта тенденция наиболее ярко проявилась в одежде: человек доодевается, его облик изменяется по линии «открытость» - «закрытость». Вместе с тем изменяется и характер причесок (они становятся более искусственными). Функции индивида и его социальные роли становятся более определенными, это требует внешнего проявления и закрепления.
Слово повойник, повой, согласно этимологическому словарю М. Фасмера, ‘это то, что повито’, связь его (с учетом чередования корневых гласных) с ‘вить’. Он сближает значение этого слова с повитухой (повивальной бабкой). Символика действий, связанных с *viti, может быть описана как зарождение, развитие, приумножение некоторого блага, и шире – как начало какой-либо новой структуры. Серб. за-вити нередко связываются с символикой начала, зарождения чего-либо, по-вити – с символикой укрытия, защиты, откуда серб. повоjница – ‘подарок новорожденному’, повоj – ‘пеленка’. Эти вещи получают дополнительный смысл: они защищают ребенка от злых духов. У русских повоем назывался кусок ткани, на который вынимали ребенка из купели после крещения. *viti связано и с идеей рождения человека, и с созданием новой семьи. «Витье (кручение)» - фольклорная метафора зарождения жизни, умножения. Возможно, что повивание невесты – было символом ее рождения в новом социальном статусе. Брак (на мифологическом уровне) интерпретируется как смерть невесты в одном статусе и рождение в другом. Уже было отмечено, что после изменения прически и покрытия головы невесту начинают называть по-другому. Вероятно, этой связью можно объяснить сходную терминологию, обозначающую рождение ребенка и переход женщины в новый социальный статус (повивание невесты, повойник – женский головной убор и серб. повоjница – пеленка, повиje – пеленать). К этому же можно отнести и такое: повивальная бабка и повивальная сваха. Повивать - ‘принимать роды’ и повивать – ‘надевать повойник’ могут быть рассмотрены как термины, описывающие «специфическое женское поведение, обоими актантами этого действия могут быть только взрослые женщины». Другое название обряда надевания повойника – окручивание, оно сходно с названием святочной игры окручать покойника и с названием ряженых на святках – окрутники. Этот обряд приобретает значение оборачивания, превращение в существо другой природы. «Рассматриваемые символы актуализируются в критические моменты, когда главный персонаж обряда изменяет свои сущностные характеристики»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|