Передник. Передник, фартук, занавеска. Передник-занавеска заменялся фартуком, крепящимся на поясе. Передники носили как женщины, так и девушки. Но девичьи передники были скромнее и почти без украшений. Женские передники, напротив, были богато украшены выш
Передник Передник, фартук, занавеска. Передник-занавеска заменялся фартуком, крепящимся на поясе. Передники носили как женщины, так и девушки. Но девичьи передники были скромнее и почти без украшений. Женские передники, напротив, были богато украшены вышивкой, кружевом, аппликациями. Как уже было сказано ранее - передник был " визитной карточкой" замужней бабы. По нему можно было определить её семейное положение - замужем, вдова, солдатка, сколько детей родила. Символом замужней женщины было древо, или цветок. После рождения сына на переднике вышивался конь, а после рождения дочери - птица. В местах бытования понёвного комплекса женские передники отличалиь большим разнообразием. Самым архаичным был передник-занавеска туникообразного покроя с рукавами - полотнище ткани перегибалось по утку, в месте сгиба прорезалось отверстие для головы. Иногда полотнища могли скрепляться с боков, иногда между ними вшивался клин. Туникообразный передник более всего походил на другую архаичную туникообразную одежду - нагрудник. Названия туникообразного передника были разными: шушман, запон, завеска, костолан. Впрочем, этот передник мог быть и без рукавов. В середине 19 века стали появляться передники с грудкой и завязками на талии. А к началу ХХ века они стали заменяться фартуками, крепящимися на талии с помощью завязок. Передник и доныне играет важную роль в одежде. Он защищает наше платье при работе на кухне. А раньше передник был не просто частью одежды. Он был " визитной карточкой" женщины. Передников у любой русской бабы было несколько - праздничных, траурных и будничных.
Пояс " Пояс верный, друг сердечный" — Так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян. Само слово пояс является общеславянским. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега.
Пояс играл большую роль в традиционных народных обрядах восточных славян. Эта сфера функционирования пояса подробно исследована Г. С. Масловой. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: " Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного пояс! " После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха. Через пояс в Егорьев день вешний (23 апреля по старому стилю) выгоняли скот на пастбище после зимнего стойлового содержания. Перед отправлением к венцу белорусская невеста вешала пояса в тех местах или над теми предметами, от которых ожидала благополучия. Желая хлебного довольства, вешала пояс в амбаре, скота - в хлеву, имущества - над сундуком. Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других - на годины, Распоясать человека означало обесчестить его. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки, Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. У белорусов невеста на запоинах опоясывала жениха, на вторых запоинах - свата и, кроме того, поясом обертывали бутыль или бочонок с вином. После свадьбы невеста одаривала пояском за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, кто зажигал лучину, кто приносил яичницу, кто готовил постель и т. д.
В селах Рязанской губернии, когда свадебный поезд был готов к отъезду, дружка возвращался в избу специально за кушаком, чем подчеркивалось особое значение этого предмета одежды, Удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой. В Псковской губернии при отправлении свата к невесте его ударяли пояском, говоря при этом: " Не я бью, удача бьет". Пояс кидали на рушник, на котором стояли в церкви брачащиеся. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском. Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело широкое распространение у восточнославянских народов. В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили " ладно да гладко". Причем кушак с себя снимал крестный отец невесты, а затем повязывал его себе через плечо. В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары. В Островском уезде Псковской губернии человек, наделенный, по представлениям окружающих, особой колдовской силой, за конец пояса отводил невесту вместе с подружками в баню. Там он подавал конец пояса невесте и вел ее за полок, оставшимся же концом пояса он перевязывал невесте правую руку, ногу и грудь, приговаривая при этом: " Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине грудину". Делалось это для того, чтобы муж с женой в будущем шли рука об руку, нога в ногу, не расходились и любили друг друга. Антропоморфная роль пояса проявлялась и в следующем обычае, зафиксированном в первой половине XIX века. Вместе с поясом жених повязывал себе суровую нитку с сорока узлами и творил богородичную молитву. Узел, как известно, имеет охранительное значение. Одновременно эти узлы имели отношение к представлениям о деторождении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|