Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий платок, сложенный по диагонали, а затем в широкую ленту, подвязывал подбородок, а его концы завязывались на макушке.




В зимнее время русские крестьянки надевали на голову несколько платков: нижний обычно был тонкий хлопчатобумажный, закрывавший часть лба, верхний — толстый шерстяной, сложенный по диагонали. Два его конца, перекрещиваясь под подбородком, завязывались узлом на затылке. Способ, при котором два конца толстого шерстяного платка, перекрещенных под подбородком, завязывались на темени, считался старше. В некоторых деревнях зимой надевалось три платка.

Третий платок, сложенный по диагонали, а затем в широкую ленту, подвязывал подбородок, а его концы завязывались на макушке.

В будние дни русские крестьянки прикрывали голову «простыми» платками, т. е. хлопчатобумажными, однотонными или белыми, клетчатыми холщовыми. В праздничные дни они предпочитали платки ярких расцветок, с нарядными кистями, бахромой. Особенной популярностью пользовались красные хлопчатобумажные платки с мелким цветочным узором, называемые крестьянами «хранцузскими» (французскими), а также шелковые плотные платки с жаккардовым узором: синие, красные, желтые, с крупными букетами по углам, гирляндами цветов по периметру. В каждой волости, уезде, губернии отдавалось предпочтение тем или другим платкам. Так, например, в Каргопольском уезде Олонецкой губернии большой популярностью пользовались платки из коленкора, вышитые на углу цветочным узором золотной нитью. В Центральной России — парчовые платки, в Южной России — платки из тонкой шерсти или шелка с цветочным орнаментом, называвшиеся золотой, бухарский, турский и т. д.

Русские крестьяне использовали платок также и в качестве украшения праздничного костюма. Женщины и девушки накидывали его на плечи. Иногда на плечи накладывалось до десяти шелковых или тонких кашемировых платков, сложенных углом. Их два передних конца свисали по груди или закладывались за лямки сарафана.

Шейный платок носили также и молодые щеголеватые мужчины из зажиточных семей. Платок, сложенный углом, они завязывали на груди узлом или, перекрещивая его концы спереди, затыкали справа и слева за пояс. В русской деревне XIX — первой четверти XX века нарядный платок считался большой семейной ценностью. Его тщательно хранили, надевая толь ко по большим праздникам, передавая по наследству от матери к дочери.

Повойник

С. Н. Амосова

Повойник – головной убор замужней женщины. Д. К. Зеленин считал этот женский головной убор общим для всех восточнославянских народов, имеющим одинаковый покрой, но разные наименования: рус. повой, повоец, повойник, волосник, сборник, чепчу, чепец, чехол, чехлик, чехлушка, шлык, шлычок, чупирник, плетушка; укр. очiпок, чипец, чепик; белорусск. чап, чапец, контур; старорусск. подубрусник, повой. Единообразный покрой этих женских головных уборов этих женских головных уборов, по мнению, указывает на раннее их происхождение. Он выделил несколько видов повойников. Н. И. Лебедева разделила по покрою повойники только Калужской губернии на две группы. Первые – это повойники форма, которых связана с предшествовавшими им кичкам. Другие – более простые по покрою, шились из квадратной полосы ситца (универсальной формы).. Покрой этих головных уборов, как и название, могут быть различными, однако они обладают одной общей функцией (закрыть волосы замужней женщины). Обряд надевания повойника был одним из центральных моментов свадьбы. Головной убор, связанный с прической, является ее дополнением. Девушки носили волосы открытыми, заплетая их в одну косу. Я. Ф. Головацкий, описывая женские головные уборы, заметил, что « девушки никогда не покроют своих волос, этой с большим старанием выхоленной красы своей, разве в ненастье или стужу».

Напротив, замужняя женщина должна была ходить с покрытой головой. Обычно волосы заплетали в две косы и убирали под повойник – это основное отличие прически замужней женщины от девичей. В. И. Даль приводит пословицу, описывающую женскую прическу: «Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась». В свадебных плачах невесты так же говорится об этом это изменении:

«Авдотья плачет Михайловна по русой косе:

«Коса ли моя косонька, русая коса!

Вечер эту косу девушки плели:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...