Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приехала сваха немилостивая,. Начала эту косу рвать и метать,. И рвать, и метать, на две заплетать». «Засветить» волосом считалось величайшим грехом. Лебедева писала, что в Брянской и Калужской губерниях сохранилось немало рассказов о том, что появление ж




Приехала сваха немилостивая,

Начала эту косу рвать и метать,

И рвать, и метать, на две заплетать».

«Засветить» волосом считалось величайшим грехом. Лебедева писала, что в Брянской и Калужской губерниях сохранилось немало рассказов о том, что появление женщины с «открытыми» волосами внушало ужас.

Иногда повойник использовался и до свадьбы (во время сватовства). «Поношенный женский повойник с заколотыми в него булавками сваты всегда брали с собой, чтобы легче было обабить девушку. При удачном исходе его берегли до самого венчания, чтобы дело не распалось».

Обряд одевания повойника назывался по-разному: крутить голову, окручивание, окручение, повивание, выкрутка, обабить, сповиваня молоды. Иногда головной убор предварительно освящали. «На столе на блюде лежит или сорока или повойник, покрытый платком. Священник снимает платок и благословляет убор». Происходило повивание по-разному. Так, А. В. Терещенко привел несколько описаний этого обряда.

В Нижегородской губернии крестная мать после венчания отводила молодую в притвор церкви, и, перекрестясь, заплетала ей две косы, а потом одевала повойник. На малороссийской свадьбе этот обряд совершался после ужина. Девушки расплетали косу молодой, а старшая сваха заплетала ее уже «по женскому обычаю» и надевала очипок, которая молодая сбрасывала три раза и при этом плакала. В Саратовской губернии две косы плели свахи: одну – сваха со стороны жениха, а другую – со стороны невесты. Описывая современный ему обряд свадьбы, этот автор указал, что одевание повойника происходило дома после венчания, две свахи плели косы, а затем накладывали на невесту повойник. Н. И. Костомаров подробно описал «окручение», которое происходило во время праздничного пира, после того, как ставили первое блюдо, священник читал «Отче наш», а затем молитву на покровение головы, сваха просила благословения у матери и отца невесты, затем растягивался большой кусок тафты между женихом и невестой. Сваха смачивала гребень в чарке с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала волосы, и надевала на нее женский головной убор. Во Владимирской губернии «голову крутили» дома в момент, когда гости садились за стол. Невесту уводили в особую комнату, где ей заплетали две косы и надевали сверху повойник и кокуй. Несколько описаний этого обряда у великоруссов приводит П. В. Шейн. В Новгородской губернии «после обряда венчания новобрачные заезжают к попу в гости. Там молодую причесывают по-бабьи и надевают повойник. Иногда для потехи свадебные девушки накрутят узлами волосы невесты так, что она не может их распутать и только дав свахе денег, с ее помощью распутывают узлы».

В Смоленской губернии «по окончании венца из церкви заходят или к дьячку, или в сторожку, где причесывают волосы молодой: с одной стороны плетет косу сваха, с другой стороны жених. Потом косы эти обматывают вокруг головы и повязывают молодую платком, как носят женщины». У белорусов свекровь завивала невестку на гумне, часто эти обряды совершались на деже или на кадке с рожью.

В Калужской и Брянской губерниях повойник надевали на невесту сразу же после венчания в церковной сторожке. В с. Любец девушки при этом пели:

«Повивай, сваха, повивай,

Чтобы у тебя руки

Отсохли по самые локоточки…»

В д. Местковичи при надевании повойника различались три этапа. Первый – «чесание» волос молодой. При этом пели:

«Пречистая матерь,

                                                                    Не стой под вокошечком,

                                                                   Ходи к нам в хату

                                                                    Свахе помогати, голову чесати».

                                                                      Второй связывался с надевание повойника, во время которого пели:

 «Чего мы хотели,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...