Конституционное право в системе права Российской Федерации
По результатам изучения данного раздела студент должен научиться: - определять видовую принадлежность норм конституционного права; - осуществлять правоприменительную деятельность на основе норм права; - отличать нормы конституционного права от норм других отраслей права; - определять предмет регулирования конституционного права; - правильно определять юридические факты как основания возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений; - правильно определить, является ли тот или иной нормативный правовой акт источником конституционного права; - анализировать и сравнивать источники конституционного права, устанавливать соотношение между ними. - ориентироваться в исторических этапах развития российского конституционного права и законодательства, понимать причины принятия Конституций РСФСР, СССР и России; - объяснять эволюцию конституционно-правовых норм; - сравнивать нормы российских Конституций в разные исторические периоды; - анализировать проекты нормативных правовых актов, осуществлять их соответствие проверку на соответствие Конституции РФ; - осуществлять толкование норм Конституции РФ. Содержание лекции 1.1.1 Понятие и предмет конституционного права Прежде чем рассматривать предмет и метод конституционного права следует четко уяснить содержание фундаментальных юридических категорий: право, правопонимание, свобода; свойства, функции и принципы права. От того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем концепциям правопонимания: нормативное, социологическое, нравственное. С точки зрения нормативного правопонимания, право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространено в силу его простоты, формального подхода к праву. В рамках этого правопонимания закон и право равны. С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. В социологическом правопонимании первичной клеткой является правоотношения. Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Таким образом, законы можно разделить на правовые и неправовые. Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения). Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство). Социологическая теория имеет иные социальные основания. Эта концепция дает приоритет общественным отношениям, она согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления. В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи – свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.
Сущностной характеристикой права является свобода, которая понимается как возможность действовать по собственному усмотрению. Право – это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Но право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. Так, в праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность. Право всегда выступает как социально обусловленная мера свободы, то есть это социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе. Это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями, характеризующими достигнутый уровень развития общества, а также являющимися критерием человеческого прогресса в обществе. Право – это равная мера свободы, то есть оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица. Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное право – общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право – это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права, то есть мера возможного поведения лица.
Таким образом, право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения. Сущность права лучше всего раскрывается через его свойства, функции и принципы. Свойства права – качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных, с ним. Можно выделить следующие объективные свойства права: - нормативность (право в своей значительной части состоит из норм, то есть общеобязательных правил поведения); - общеобязательность (нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся); - принудительность (неисполнение требований норм права влечет за собой применение мер государственного принуждения); - формальная определенность (поведение людей фиксируется в праве точно, очерчиваются границы возможного поведения); - системность (все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других); - сочетание динамизма и стабильности (взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений, сочетание, с одной стороны, устойчивости, относительной постоянности и, с другой стороны, изменчивости, способности меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни); - реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Функции права – это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения. С точки зрения данного определения полезно подразделить функции права на следующие группы:
1. Общесоциальные функции права. Во-первых, под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни. Во-вторых, это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В последнем случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни, оказывают на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены. К общесоциальным функциям права относятся: - ценностная (ценностно-ориентационная) функция, воздействие которой состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей; - воспитательная функция – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны; - информационная функция, которая заключается в том, что право представляет собой определенную информацию – о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержании неких правовых категорий и т. д. 2. Специально-юридические функции включают такое воздействие права, которое присуще и специфично для права. В них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Специально-юридические функции права делятся на две подгруппы: регулятивные и охранительные. Регулятивные функции заключаются в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения, то есть, 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений, 2) определять круг юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий и 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. Регулятивная функция реализуется через две разновидности: - регулятивно-статическая функция (закрепляет, фиксирует достигнутый уровень развития общества); - регулятивно-динамическая функция (обеспечивает положительное развитие общества). Охранительные функции включают такое правовое воздействие, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и, соответственно, на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Принцип права – основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте правового акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный – для системы общего права.
В правовой системе можно выделить множество различных принципов. С точки зрения теории государства и права значимы прежде всего общеправовые принципы, то есть те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом. Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом. К ним относят политические, экономические и нравственные начала права. Специально-юридически е принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят принципы: - законности; - равенства перед законом; - ответственности за вину и презумпцию невиновности; - судебной защиты прав и свобод граждан; - единства прав и обязанностей; - сочетания убеждения и принуждения в праве. Таким образом, право следует рассматривать как систему, различая при этом два понятия: правовая система и система права. Правовая система – взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Элементами правовой системы являются собственно право (как система норм и принципов устанавливающих меру свободы и ответственности), законодательство (внешнее выражение права), юридическая практика (ядром которой является судебная практика) и правосознание (господствующий в обществе тип правовой идеологии и правовой психологии). Близкие по культуре и традициям национальные правовые системы объединяются в правовую семью. В современном мире различают следующие правовые семьи: Романо-германская (законодательная) правовая семья. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права – нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное право. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное право. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Англо-саксонская правовая семья. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Для этой семьи характерно развитие процессуальных дисциплин. Суд играет ведущую роль, по сути он творит право. В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Общее право – это право юристов-практиков. Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли. Религиозно-общинная правовая семья (семья мусульманского и традиционного права). Эта семья сформировалась на основе двух факторов: догма веры (мусульманское право) и обычаи (традиционное право). Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае они не подпадают под данное выше определение права. В религиозно-общинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. На сегодняшний день для стран традиционного и религиозного права характерно усиление роли закона как источника права. При этом можно констатировать сохранение значения традиционных и религиозных норм. Идеологизированная правовая семья. Иногда ее рассматривают вместе с религиозной, т. к. в последней тоже очевидна ведущая роль идеологии, в качестве которой выступает религия. В качестве ведущего источника права идеологизированной правовой системы выступает политическая идеология. Для большинства норм этой системы характерен императивный характер. Отличительными чертами являются принижение прав человека, декларативность управомочивающих норм, гипертрофированное количество подзаконных актов. Политические нормы в этом случае ставятся выше юридических, последние применяются только постольку, поскольку соответствуют политической доктрине. Особенности российской правовой системы. Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в романо-германскую правовую семью. Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Упор на подзаконные акты мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права. Система права – это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой. В этом явлении отражается такое свойство права, как системность, в котором проявляются две характеристики права: единство (внутренняя непротиворечивость, согласованность нормативных предписаний друг с другом) и дифференциация (специализация норм права, проявляющаяся в том, что право делится на отрасли и институты в зависимости от потребностей правового регулирования). Объективность системы права проявляется в том, что она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счете предметом правового регулирования. Система права складывается исторически, а не устанавливается по произволу нормоустанавливающего субъекта. Систему права составляют отрасли, институты и нормы. Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородные, юридически своеобразные отношения. Правовой институт – это группа норм права, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений в рамках отрасли права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием. В зависимости от предмета правового регулирования определяется метод правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений. Метод правового регулирования включает в себя следующие элементы: 1. Характер общего юридического положения субъектов. Этот элемент показывает, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчиненном). 2. Основания возникновения прав и обязанностей субъектов. Этот элемент показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор. 3. Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права. Этот элемент показывает государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения. В зависимости от того, какой способ регулирования является ведущим, методы правового регулирования подразделяют на три вида: 1. Императивный метод с точки зрения общего юридического положения субъектов (первый элемент метода) характеризуется соподчиненным положением субъектов; с точки зрения второго элемента метода ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; с точки зрения санкций характерна средняя жесткость воздействия; направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, но в большей мере - на имущество; санкции могут применяться в административном порядке. 2. Диспозитивный метод характеризуется равным юридическим положением субъектов, наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей и достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя. 3. Охранительный метод характеризуется, во-первых, соподчиненным положением субъектов, во-вторых, основанием возникновения прав и обязанностей является закон, в-третьих, жесткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя и налагаемыми в рамках судебной процедуры. Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, использующие один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями. С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права: 1. Учредительная отрасль права – государственное (конституционное) право. Это основополагающая отрасль, она носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права. Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления. Метод отрасли – императивный. Основные источники - Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др. 2. Гражданское право. Предмет – сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Метод – диспозитивный. Основные источники – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы и др. 3. Уголовное право. Предмет – отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства. Метод – охранительный. Основные источники – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ. 4. Административное право. Предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Метод – императивный. Основные источники – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на: 1. Основополагающая отрасль – состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право); 2. Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.); 3. Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.). В зависимости от функций права отрасли можно разделить на: 1. Регулятивные – выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т. д.); 2. Охранительные – выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право). По предметному единству отрасли делятся на: 1. Основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное, административное); 2. Комплексные – состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.). Правовой институт – это группа правовых норм, регулирующих одну сторону качественно однородных общественных отношений. Традиционно под институтом права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо разновидность общественных отношений внутри отрасли права. Особенности правового института: - нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений; - нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны, поскольку однородность общественных отношений не исключает разнообразия их сторон; - его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций; - нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга; - закрепляется в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком-либо разделе нормативного акта. В системе права выделяют два крупных образования, две подсистемы: частное право и публичное право. Публичное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности. К сфере публичного права относят такие отрасли как конституционное, административное, муниципальное, уголовное, уголовно-исполнительное и др. Частное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К сфере частного права относят такие отрасли как гражданское, семейное, трудовое право и др. Следует различать систему права и законодательство. Законодательство – это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. Система законодательства – это внутреннее строение законодательства. В этой связи следует помнить о следующих моментах: 1. Система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства – его внешнюю форму. 2. В отличие от системы права система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования. Система права – объективна. 3. Первичным структурным элементом системы права является норма права, а первичным структурным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт. При этом система права состоит из отраслей права (как совокупности правовых норм), а система законодательства – из отраслей законодательства. Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих какую-либо группу, разновидность общественных отношений. 4. Система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права. Систему законодательства можно рассматривать двояко: 1) горизонтальное деление системы законодательства – в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли; 2) вертикальное деление системы законодательства – в зависимости от иерархии нормативно-правовых актов, от их юридической силы. Система права носит единый характер. Система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня. 5. Помимо внешнего несоответствия, система законодательства имеет и содержательные отличия от системы права. В текстах нормативно-правовых актов, помимо изложения норм, содержатся также призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права. В систему права входят только нормы права. Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется прежде всего в том, что система права лежит в основе системы законодательства. Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту, обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер. Таким образом, система права и система законодательства представляют собой тесно взаимосвязанные, но все же различные по сути правовые явления. Из всего вышесказанного следует, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, нарушение которых влечет за собой применение государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие данную отрасль характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от других отраслей права. Предметом отрасли права являются однородные общественные отношения, урегулированные нормами данной отрасли. Общественные отношения можно определить как сложную систему социально значимых связей между людьми. Среди многообразных общественных отношений урегулированных нормами права выделяется сфера публичных отношений, правовое регулирование которых необходимо с целью формирования и обеспечения целостности общества как единой политической, экономической и социальной государственно-организационной структуры. Такое единство требует установления основополагающих принципов, а также особого механизма, обеспечивающего всестороннюю управляемость общественными процессами через систему публичной власти. Особенность предмета конституционного права состоит в том, что он включает отношения, складывающиеся, по сути дела, во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Однако к предмету данной отрасли относятся только те общественные отношения в этих сферах, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Эти отношения носят системообразующий характер, оформляют целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Уяснение предмета отрасли права требует выявления в совокупности общественных отношений различных сфер. Среди таких, относительно автономных сфер можно выделить: 1. Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выявляется прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т. е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Общество нуждается в наличии единых основ экономической системы. Все эти общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы гл.1 Конституции РФ обобщаются понятием «основы конституционного строя». 2. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека и государства, т. е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. 3. Отношения между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения включают многообразные отношения связанные с разграничением полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. 4. Целостность и единство общества обеспечивается общими принципами его устройства и организации, а также механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом является система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы этих органов: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые акты, систему органов местного самоуправления. Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. 1.1.2 Конституционно-правовые нормы Одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения, то есть это правила поведения общего характера. Нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе. Норма права – это обязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства. Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза – эта часть нормы права, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие. Диспозиция – это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. Санкция нормы права – это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы. С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на логические нормы и нормативно-правовые предписания. Логическая норма – это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. Логическая норма обладает полной структурой. Логическая норма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Нормативно-правовое предписание – это нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части. Нормативно-правовое предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру и соответствует какой-либо части текста нормативного акта (статье, пункту, части статьи, отдельной фразе). Ее дробление невозможно, так как она представляет собой цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. Норму права можно оценить с точки зрения ее эффективности, то есть соотношения между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы. Классификация норм права. По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на: 1. Регулятивные – это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм. 2. Охранительные – это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). 3. Нормы специального действия (или специализированные) – это предписания, имеющие дополнительный характер. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним. В литературе они были названы «нормами о нормах», эта метафора прекрасно раскрывает смысл данной категории норм: эти нормы говорят о действии других норм, устанавливают общие положения, зная которые, можно оперировать прочими нормами. В зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в правовом регулировании, специализированные нормы делятся на: - общие (обще
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|