Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус личности. Гражданство Российской Федерации




По результатам изучения данного раздела студент должен научиться:

- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина;

- юридически правильно квалифицировать факты нарушения конституционных прав и свобод граждан, выявлять нарушения конституционных прав и свобод;

- давать юридические консультации гражданам по вопросам гражданства РФ, по вопросам реализации конституционных прав и свобод;

- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами конституционного права;

- овладеть навыками подготовки юридических документов в сфере защиты конституционных прав и свобод личности;

- выполнять обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- выявлять и анализировать социально значимые проблемы в правовом регулировании миграционных процессов, в регулировании статуса иностранных граждан;

- применять нормы законодательства об иностранных гражданах, беженцах и вынужденных переселенцах;

- принимать участие в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов по правам человека.

Содержание лекции

3.1.1 Понятие основ правового статуса личности

Конституционное воплощение институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина, получил в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» действующей Конституции РФ. Нормы данной главы конкретизируют ст. 2 Конституции РФ, также нормы данного института содержатся в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся: федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и др.

Данный конституционно-правовой институт отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это прямо выражено в ст. 64 – заключительной статье гл. 2 Конституции.

Чтобы понять функциональное значение данного правового института, основания единства и дифференциации его норм, необходимо выявить его внутреннее строение, совокупности тех относительно специфических групп норм, которые входят в его систему.

Классификация норм данного института:

1. Нормы закрепляющие общие принципы правового статуса личности. Данные нормы проявляют себя во всех сферах реализации правоспособности личности независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и т. д.

2. Нормы, определяющие принадлежность его к гражданству Российской Федерации, основания приобретения и прекращения гражданства. Нормы данной группы определяют и правовой статус иностранцев, а также лиц без гражданства; беженцев; лиц, получивших политическое убежище и т. д.

3. Нормы устанавливающие конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.

Действующая Конституция РФ впервые зафиксировала следующие принципиальные моменты:

1. Примат норм международного права.

2. Отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод человека и гражданина.

3. Юридически признана категория «права человека».

4. Признание прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

5. Отказ от принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.

3.1.2 Принципы правового статуса личности

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование. Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Однако, практическая реализация этих принципов не обеспечивается в должной мере.

Принципы правового статуса человека и гражданина отражают такие обще правовые принципы, как демократизм, законность, гуманизм, социальная справедливость и другие, а также отраслевые принципы и принципы и нормы международного права.

Основными принципами, лежащими в основе конституционно-правового статуса личности являются:

1. Принцип равноправия каждого человека и гражданина в использовании прав и свобод, которые обязано признавать, соблюдать и защищать государство. Содержание данного принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три аспекта: равенство перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина и равные права мужчин и женщин.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом и не должен принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего за свои действия.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство.

Каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Государство должно оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы.

Конституция закрепляет принцип равенства прав и свобод в общегражданском аспекте, т. е. применительно к каждому человеку и гражданину. Однако некоторые из индивидуальных прав могут быть реализованы только в сочетании с коллективными правами. Общегражданский аспект закрепления принципа равенства означает, что он не затрагивает специальных прав, связанных с особым статусом лица, допускающим определенные изъятия из общего принципа равенства (депутатский иммунитет, неприкосновенность определенного круга должностных лиц и т. п.)

Равные права мужчин и женщин провозглашены, чтобы обеспечить правовую защиту прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола.

Конституция и текущее законодательство предусматривает правомерное ограничение прав и свобод человека и гражданина!

2. Права и свободы человека и гражданина основываются на их гаранитированности. Этот принцип получает правовое выражение и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так в ст. 2 установлено, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17 и 19 гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст.46-54), т. е. об ущемлении самых важных жизненных прав человека самим государством, осуществляемом в интересах защиты общества.

Субъектом, который гарантирует права и свободы, является государство. Она осуществляется через систему органов государственной власти. В ст. 18 устанавливается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом.

Основным гарантом прав и свобод согласно ст. 80 является Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам – Конституционному Суду РФ, конституционным и уставным судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции. Помимо этого, Конституция предусматривает такой специфический институт как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Условием реализации прав и свобод является и деятельность общественных объединений. Кроме того, в ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Гарантии принято делить на:

1. Социально-экономические – социальная стабильность, развивающаяся экономика, система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, состояние окружающей среды и др.

2. Политические – политика государства направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и др. политико-организационные факторы.

3. Юридические – правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации.

Основополагающие юридические гарантии закреплены в тексте Конституции. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст.47-54 Конституции РФ) самим государством:

- Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

- Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ).

- Принцип презумпции невиновности – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ).

- Недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление, использование доказательств полученных с нарушением федерального закона (ст. 50 Конституции РФ).

- Гражданин имеет право не давать показания против самого себя, своих родственников и иных близких лиц, а также в иных случаях установленных федеральным законом (ст. 51 Конституции РФ).

- Закон устанавливающий или утяжеляющий ответственность обратной силы не имеет (ст. 53 Конституции РФ).

Также Конституция гарантирует право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке предусмотренном федеральным законодательством, а также признает за осужденным право просить о помиловании или смягчении наказания.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Запрещено издание законов, умаляющих или отменяющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы являются непосредственно действующими.

Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ).

Ограничение прав и свобод возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). В ст. 56 Конституции РФ зафиксирован предел ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с участием в судопроизводстве. Могут применяться: комендантский час; введение предварительной цензуры; изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; проверка документов; личный досмотр; просмотр вещей, жилищ, транспортных средств и др.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

3.1.3 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Законодательство о подданстве сохраняло много феодальных черт. Одним из отличительных признаков дореволюционного законодательства о подданстве было отсутствие юридического равенства. Подданные, в соответствии с законодательством Российской империи подразделялись на несколько правовых статусов:

- природные подданные (делились на лиц податного и неподатного состояния): а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

- инородцы (евреи и восточные народы);

- финляндские обыватели.

Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения, получали бессрочные паспорта; лица неподатного состояния (мещане и крестьяне) не пользовались этими правами. С принадлежностью к той или иной категории законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым советским актом по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК от 11(24) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Данный декрет отменял все сословные различия и привилегии, а также вводил понятие «граждане Российской Республики». 1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».

Следующим этапом развития института гражданства стало принятие Конституции РСФСР 1918 г., которая отнесла к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. Местные Советы получили право предоставлять гражданство тем иностранцам, которые проживали на территории РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием СССР было установлено гражданство СССР. В ст.7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство. В развитие конституционных положений были приняты: Положение о союзном гражданстве 1924 г. и Положения о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 гг. Общие особенности, свойственные правовой регламентации данной сферы отношений:

1. Гражданами считались все лица, проживавшие в пределах СССР, если они не имели доказательств принадлежности к иностранному гражданству.

2. Гражданство союзных республик, хотя и провозглашенное Конституцией 1924 г. и Положением 1931 г., оставалось чисто формальным.

3. Широко использовался институт лишения гражданства, в том числе и по приговору суда.

4. Не признавалось право инициативного свободного выезда и не допускалось проживание за границей граждан СССР.

5. Органами, уполномоченными решать вопросы приема в гражданство, выхода из гражданства и лишения гражданства, являлись: Президиум ЦИК СССР, Президиумы ЦИКов союзных республик. По Положению 1931 г. в упрощенном порядке лицо могло быть принято в гражданство СССР по постановлению крайисполкома, облисполкома, ЦИК АССР и исполкома автономной области, если заявитель проживал на территории области.

6. Иностранные граждане (рабочие и крестьяне) проживавшие в пределах СССР для трудовых занятий пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

С принятием Конституции СССР 1936 г. произошли изменения и в институте гражданства. Верховный Совет 19 августа 1938 г. принял Закон о гражданстве Союза ССР, который предусматривал ряд новых положений. Главные из них:

1. Установлено, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

2. Вопросы выхода из гражданства и лишения гражданства были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. За Президиумами Верховных Советов союзных республик сохранялось право принимать в гражданство СССР лиц, проживающих на территории СССР.

Следующий этап был связан с принятием Конституции СССР 1977 г. На ее основе был принят новый Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР». Законом Верховного Совета РСФСР в 1981 г. был утвержден Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР». Наиболее важные нововведения:

1. Гражданами СССР являются: а) лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу нового Закона; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с новым Законом.

2. Сохранялось гражданство СССР за лицами проживающими за границей.

3. Дети апатридов, имеющих постоянное место жительства в СССР, родившиеся на территории СССР, являются гражданами СССР.

4. Введена норма о возможности восстановления в гражданстве СССР.

5. Лишить гражданства стало возможным только в исключительных случаях, предусматривалась возможность выдворения из пределов СССР лица, лишенного гражданства.

6. Признан приоритет международного договора (в котором участвует СССР) перед национальным законодательством о гражданстве.

Новый этап в развитии законодательства о гражданстве был ознаменован принятием 23 мая 1990 г. Закона о гражданстве СССР. Нововведения:

- дано определение гражданства как политико-правовой связи лица и советского государства;

- подчеркивается взаимная ответственность государства и гражданина;

- зафиксировано право на гражданство каждого человека в СССР;

- существенное ограничение возможности лишить гражданства;

- впервые упомянуто гражданство автономной республики;

- раскрыто содержание принципов гражданства;

- открытый запрет на двойное гражданство;

- конкретизированы основания отказа в выходе из гражданства;

- детализированы основания утраты гражданства СССР;

- определены полномочия Президента СССР по вопросам гражданства.

С распадом СССР насущной стала потребность в нормативном регулировании вопросов гражданства России. Это было сделано Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и от 6 февраля 1995 г.). Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. По сравнению с последними союзными законами о гражданстве, первый Закон о гражданстве 1991 г. значительно демократизировал институт гражданства. Это нашло выражение в нормативных установлениях Закона:

- отрицание возможности лишения гражданства и дозволение любому гражданину изменять свое гражданство в установленном законом порядке;

- ориентация на нормы и принципы международного права;

- дозволение гражданам Российской Федерации одновременно иметь гражданство иностранного государства;

- поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства;

- признание института почетного гражданства;

- регламентация упрощенного порядка решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации.

С 1 июня 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Понятие гражданства нормативно определено в ст.3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в дальнейшем – Закон о гражданстве): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Данная дефиниция фиксирует основные существенные правовые признаки гражданства. Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. То есть, оно не зависит от факта проживания человека в стране. Понятие «граждане» следует отличать от понятия «население», второе понятие – демографическое.

Государство в Законе устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином, а также основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения вопросов связанных с гражданством.

В соответствии со ст.5 гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Паспорт является основным документом удостоверяющим гражданство и личность гражданина. Паспорт обязаны иметь все граждане России достигшие возраста 14 лет и проживающие на ее территории. Паспорт оформляется по единому образцу на русском языке, содержит сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина за пределами Российской Федерации. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий их расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение гражданства требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе же государства эти отношения вообще расторгнуты быть не могут.

Конституция Российской Федерации (ст.6) и Федеральный закон о гражданстве (ст.4) устанавливают те общие начала, которые определяют принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства. Конституционно закреплена принципы единого и равного гражданства. Не предусматривается наличие гражданства субъектов Российской Федерации. Принцип равного гражданства означает, что не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или было принято в гражданство.

В Федеральном законе о гражданстве конституционные принципы дополняются:

- проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства;

- гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его;

- гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;

- РФ поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Приобретение гражданином иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства. Такой гражданин рассматривается только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев предусмотренных международным договором или федеральным законом. Гражданам, находящимся за пределами России, предоставляется защита и покровительство Во всех случаях изменений в брачных отношениях автоматически не меняется гражданство супругов.

3.1.4 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочные органы, ведающие вопросами гражданства

В ст.11 Федерального закона о гражданстве установлены следующие основания приобретения гражданства:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство;

- в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

- по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства по рождению (ст.12) является главным основанием пополнения корпуса граждан. Это основание исходит из сочетания «права крови» и «права почвы». Ребенок, родители или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения.

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве, а другой является лицом без гражданства или признан судом безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой является иностранным гражданином, ребенок является гражданином Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Аналогично решается вопрос в случае если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства. Принцип «права почвы» применяется и в отношении детей, родители которых неизвестны.

Федеральным законом установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок (ст.13) и упрощенный порядок (ст.14).

С заявлением о приеме в гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.

В случае принятия в гражданство в общем порядке должны соблюдаться следующие условия:

1. проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение 5 лет непрерывно, т. е. нельзя выезжать в течение всего срока более чем на три месяца в году за пределы Российской Федерации;

2. соблюдать Конституцию и законодательство;

3. иметь законный источник средств к существованию;

4. обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5. владеть русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех вышеуказанных условий. Граждане иностранных государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство без соблюдения условий, предусмотренных в отношении срока проживания и без предоставления вида на жительство.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на лиц, для которых предусмотрены льготные условия приема. К лицам имеющим право обратиться с заявлением о приеме в гражданство без соблюдения обязательного срока проживания на территории РФ относятся:

- имеющие хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

- являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 года.

Лицо проживающее на территории РФ может обратиться с заявлением о приеме в гражданство без соблюдения условия о сроке проживания, если:

- родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

- состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

- являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами России;

- имеют ребенка, являющегося гражданином России, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских права или ограничен в родительских правах;

- имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности и т. д.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания.

Также в упрощенном порядке, без условий 1, 3-5 принимаются ветераны Великой Отечественной войны имевшие гражданство СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Без соблюдения условий принимаются ребенок, недееспособное лицо:

- по заявлению родителя имеющего гражданство РФ и при наличии согласия другого родителя (согласие не требуется если ребенок проживает на территории Российской Федерации);

- ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства в соответствии с программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в упрощенном порядке без соблюдения условий (1), (3), (5).

В качестве основания приобретения гражданства Федеральный закон предполагает восстановление в гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве при соблюдении основных условий. При этом срок проживания сокращается с пяти до трех лет.

Основания для отказа в приеме в гражданство иностранному гражданину или лицу без гражданства (ст.16):

- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

- в течение пяти лет выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом;

- использовали подложные документы и заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности иностранного государства;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

- осуждены и отбывают наказание.

Иным основанием является выбор гражданства (оптация) при изменении границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации. Также к иным основаниям относятся также усыновление (удочерение) ребенка, недееспособного лица; следование ребенка гражданству родителей, принятых в российское гражданство и др.

В соответствии со ст.6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство. Основаниями прекращения гражданства являются: 1) выход из гражданства и 2) иные основания, предусмотренные Законом и международными договорами Российской Федерации (ст.18).

Выход из гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется в общем порядке, а лица проживающего на территории иностранного государства, – в упрощенном порядке. Выход осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, заявляющего о выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из российского гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства не допускается, если гражданин Российской Федерации: 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...