Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская Федерация – демократическое государство




- Основные современные концепции демократии;

- Народовластие: понятие и концептуальное содержание;

- Демократия как система ценностей.

Непосредственная демократия в системе народовластия Российской Федерации

- Понятие непосредственной демократии

- Референдум: понятие, виды, правовая регламентация

- Опросы

- Публичные слушания

- Наказы избирателей

- Отчеты депутатов

- Отзыв депутатов и выборных должностных лиц

- Общие собрания граждан (цель и порядок проведения)

- Сходы граждан (цель и порядок проведения)

- Правотворческая (законодательная) инициатива

- Обращения граждан

- Петиции

- Собрания, митинги, шествия, пикетирования и демонстрации – публичные мероприятия

Представительная демократия в системе народовластия

Конституционно-правовое значение принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина

2.2.2 Конституционно-правовые основы общества

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации: понятие и основные институты

Идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации

Общественные объединения: понятие, виды, правовой статус

- Понятие и юридический статус общественных объединений

- Виды общественных объединений

- Религиозные организации: особенности правового статуса

Политические партии: понятие, виды, правовой статус

- Понятие политической партии согласно действующему российскому законодательству

- Классификация политических партий

- Правовой статус политической партии

Местное самоуправление: понятие, виды и конституционно-правовой статус

2.2.3 Конституционно-правовые основы российского государства

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Правовое государство

- Понятие правового государства

- Характерные черты правового государства

Республиканская форма правления

- Понятие формы правления

- Виды форм правления

- Особенности формы правления в Российской Федерации

Разделение властей

- «Горизонтальное» разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная)

- «Вертикальное» разделение властей (разграничение предметов ведения и компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами)

Социальное государство

- Понятие социального государства

- Отличительные черты социального государства

Федеративное государство

- Понятие формы государственного устройства

- Виды форм государственного устройства: унитарное государство и федерация

Суверенное государство

- Понятие суверенного государства

- Суверенитет и легитимность

Светское государство

Содержание самостоятельной работы

2.3.1 Тест

1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью:

а) российское государство;

б) гражданское общество;

в) человека, его права и свободы.

2. Народ России – это:

а) совокупность физических лиц, проживающих на территории РФ;

б) совокупность граждан РФ;

в) совокупность представителей автохтонных (коренных) этносов.

3. Наказы избирателей депутатам:

а) институт непосредственной демократии;

б) институт представительной демократии;

в) институт непосредственной и представительной демократии.

4. Наказ избирателей – это:

а) поручение избирателей депутатам, имеющее общественное значение и направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей избирателей;

б) пожелание избирателя, направленное на решение его проблем;

в) распоряжение избирателя, направленное на удовлетворение потребностей в экономической, политической и социальной сферах.

5. Досрочный отзыв депутата избирателями характерен для:

а) императивного мандата депутата;

б) свободного мандата депутата;

в) полусвободного мандата депутата.

6. Отчеты депутатов перед избирателями:

а) информирование избирателей о своей деятельности в средствах массовой информации;

б) выступление депутата с докладом о его работе за определенный период времени на собрании избирателей, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями;

в) письменное информирование депутатом инициативной группы, выдвинувшей данного депутата.

7. Коллективные обращения граждан и петиции – это:

а) равнозначные понятия;

б) неравнозначные понятия;

в) второе является разновидностью первого;

г) первое является разновидностью второго.

8. Виды обращений граждан, упомянутые в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 № 59-ФЗ:

а) предложения;

б)заявления;

в) ходатайства;

г) жалобы;

д) петиции.

9. Срок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления:

а) 7 дней;

б) 14 дней;

в) 30 дней.

10. По Конституции РФ, обращения граждан РФ могут быть адресованы:

а) государственным органам;

б) органам местного самоуправления;

в) общественным объединениям.

11. Формами непосредственного волеизъявления граждан Российской Федерации служат:

а) референдум;

б) выборы;

в) съезды и конференции общественных объединений;

г) уличные, домовые комитеты;

д) наказы избирателей.

12. Основным методом реализации общественной власти является:

а) метод принуждения;

б) методы убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений;

в) метод запрета.

13. Государственную власть от имени народа осуществляют:

а) российское государство через систему органов государственной власти;

б) общественные объединения.

14. Местное самоуправление имеет:

а) государственный характер;

б) общественный характер;

в) государственно-общественный характер.

15. Важнейшими признаками государственной власти, присущими местному самоуправлению, являются:

а) право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов;

б) наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением;

в) наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории;

г) наличие территориального общественного самоуправления.

16. Демократия имеет следующие формы:

а) представительная;

б) непосредственная;

в) виртуальная;

г) общественная.

17. Референдумы бывают:

а) обязательные;

б) факультативные;

в) консультативные.

18. Право на объединение в политические партии не имеют:

а)судьи;

б) прокурорские работники;

в) служащие органов местного самоуправления;

г) служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.

19. Общественный характер местного самоуправления характеризует то, что:

а) структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между ними определяются местным сообществом самостоятельно;

б) имеется территориальное общественное самоуправление;

в) оно имеет право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов.

20. Публичные мероприятия в Российской Федерации осуществляются:

а) в уведомительном порядке;

б) разрешительном порядке.

21. Виды религиозных объединений в Российской Федерации:

а) религиозные группы;

б) религиозные организации;

в) религиозные союзы.

22. Религиозные объединения в Российской Федерации:

а) участвуют в выборах органов государственной власти и местного самоуправления;

б) участвуют только в выборах в органы местного самоуправления;

в) не участвуют в выборах.

23. Светский характер Российской Федерации предполагает:

а) отделение церкви от государства;

б) преподавание в школе знаний о религии;

в) равноправие религиозных организаций;

г) обязанность государственных служащих исповедовать определенную религию.

24. Императивный мандат депутата предполагает:

а) обязательность наказов избирателей депутату, периодические отчеты депутатов перед избирателями, досрочный отзыв депутата избирателями в установленных законодательством случаях;

б) отчеты депутатов перед избирателями и досрочный отзыв депутата избирателями в установленных законодательством случаях;

в) необязательность наказов избирателей депутату, но обязанность последнего предоставлять через средства массовой информации отчеты.

25. Свободный мандат депутата:

а) депутат представляет не избирателей своего округа, а народ в целом; депутат не связан наказами избирателей и не подлежит отзыву;

б) депутат выражает интересы политической партии и несет перед ней ответственность;

в) депутат обязан отчитываться перед избирателями и может быть досрочно отозван избирателями в установленных законодательством случаях.

26. Полусвободный мандат предполагает:

а) связанность депутата наказами избирателей;

б) отсутствие наказов, роль которых выполняет предвыборная программа кандидата в депутаты; отчеты депутатов перед избирателями; возможность досрочного отзыва депутата;

в) наличие наказов избирателей, при отсутствии обязанности отчитываться перед избирателями.

27. Признаки президентской республики:

а) отсутствие должности премьер-министра;

б) возможность роспуска парламента;

в) выборы президента народом;

г) выборы президента парламентом.

28. Признаки парламентской республики:

а) выборы президента парламентом;

б) выборы президента народом;

в) отсутствие должности премьер-министра;

г) наличие должности премьер-министра;

д) возможность роспуска парламента президентом.

29. Признаки смешанной республики в Российской Федерации:

а) президент – глава правительства;

б) президент – глава государства;

в) возможность роспуска президентом парламента;

г) избрание президента народом;

д) избрание президента парламентом.

30. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществляют:

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) местные органы самоуправления;

д) суды РФ.

31. Членство в политической партии может быть:

а) индивидуальным;

б) коллективным;

в) индивидуальным и коллективным.

32. В собственности политической партии может находиться:

а) любое имущество;

б) только то имущество, которое необходимо для обеспечения ее деятельности;

в) имущество, необходимое для ее деятельности, предусмотренное федеральным законом и уставом политической партии.

33. Символика политической партии:

а) не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

б) может совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

34. Численность политической партии должна составлять не менее:

а) 500 членов;

б) 1000 членов;

в) 45000 членов.

35. Политические партии могут принимать пожертвования:

а) от физических лиц;

б) юридических лиц;

в) иностранных государств и иностранных юридических лиц.

36. Организатором публичного мероприятия могут быть:

а) один или несколько граждан;

б) политические партии и общественные объединения;

в) органы местного самоуправления.

37. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается:

а) в территориальный орган внутренних дел РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) орган исполнительной власти субъекта РФ.

38. К местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие:

а) к резиденциям Президента РФ;

б) помещениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ;

в) зданиям, занимаемым судами;

г) зданиям, занимаемым прокуратурой, органами внутренних дел;

д) территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

39. Российское государство:

а) финансирует политические партии;

б) не финансирует политические партии;

в) финансирует политические партии по итогам их участия в выборах.

40. Организационно-правовые формы общественных объединений:

а) общественные организации;

б) общественные движения;

в) сходы граждан;

г) органы общественной самодеятельности.

41. Общественное учреждение:

а) ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения;

б) имеет целью совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы;

в) создано на основе членства для реализации определенных целей в политической и экономической сфере.

42. Местное самоуправление – это:

а) разновидность государственной власти;

б) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране;

в) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

43. Правовое государство – это:

а) государство, в котором есть право;

б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством);

в) государство, в котором не нарушаются права и свободы человека и гражданина.

44. Федерализмом является:

а) союз государств;

б) союзное государство;

в) принцип взаимоотношений федеративного государства и его составных частей, для которого характерна значительная децентрализация и определенная самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.

45. Формы собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации 1993 г.:

а) частная;

б) личная;

в) государственная;

г) муниципальная.

46. К принципам экономической деятельности, по Конституции Российской Федерации 1993 г., относятся:

а) свобода экономической деятельности;

б) запрет конкуренции;

в) единое экономическое пространство;

г) признание и защита равным образом различных форм собственности;

д) поддержка конкуренции.

47. Признак теократического государства:

а) церковь отделена от государства, школа от церкви;

б) церковь и государство слиты в единое целое;

в) законодательство закрепляет наличие господствующей церкви.

48. На референдум Российской Федерации по вопросу о принятии новой Конституции РФ явилось 50% граждан, включенных в списки участников референдума. В этом случае референдум будет признан:

а) состоявшимся;

б) недействительным и требуется повторный референдум;

в) несостоявшимся и возможно повторное голосование;

действительным;

г) недействительным и требуется повторное голосование;

д) несостоявшимся и возможен повторный референдум.

2.3.2 Вопросы и задания

1. Признаки, отличающие петиции от обращений граждан, – это...

2. Вертикальное разделение властей – это...

3. Горизонтальное разделение властей – это...

4. Договорная федерация – это...

5. Конституционная федерация – это...

6. Ассиметричная федерация – это...

7. Симметричная федерация – это...

8. Продолжите фразу: «Конституция РФ закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания...»

9. Согласно ст. 16 Конституции Республики А. земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики А. и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности. Соответствует ли приведенное выше положение Конституции РФ?

10. Инициативная группа граждан РФ приняла решение о проведении съезда по созданию новой политической партии, которая будет действовать в Сибири и на Дальнем Востоке под наименованием «Либерал-консервативная партия Сибири и Дальнего Востока России». Правомерны ли действия инициативной группы?

11. Покажите соотношение государственной власти и местного самоуправления.

12. Раскройте взаимозависимость институтов непосредственной демократии и прав личности.

13. Сравните институт референдума на федеральном и регионально-республиканском уровнях. Выделите общие и особенные черты.

14. Сравните институт обращений граждан России и институт петиций. Выделите общие и особенные черты.

15. Раскройте роль и место Общественной палаты РФ во взаимоотношениях гражданского общества и российского государства.

16. Назовите нормативные правовые акты, развивающие содержание ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.

17. Перечислите и охарактеризуйте документы необходимые для регистрации политической партии.

18. Проведите сравнительный анализ Федеральных законов «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». Результаты оформите в виде таблицы (общие черты, различия в определении понятий, организационноправовых формах, учредителях (участниках), порядке регистрации, правах и обязанностях, основаниях приостановления и прекращения деятельности).

19. Проанализируйте нормы советских Конституций и сделайте вывод о том, как менялись представления о субъекте власти в нашей стране в разные исторические периоды. Кому по действующей Конституции принадлежит власть?

20. Внимательно изучите следующие извлечения из решений Конституционного Суда РФ:

а) «1. Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в статье 3 Конституции Российской Федерации (референдум – свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов статья 32 Конституции Российской Федерации, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем – право участвовать в референдуме.

2. В соответствии с предназначением института свободных выборов (формирование и периодическая сменяемость состава органов публичной власти) Конституция Российской Федерации закрепляет принцип периодичности выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также сроки их проведения. Предусмотренная международными обязательствами Российской Федерации, а именно Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер. Что касается института референдума, предназначенного для принятия всенародным голосованием решений по вопросам государственного значения, то Конституция Российской Федерации закрепляет полномочие Президента Российской Федерации назначать референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом, неправомочность временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации назначать референдум, основания вынесения проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование и условия признания ее принятой (статья 135, часть 3). Периодичность референдума, какие-либо сроки его проведения или препятствующие этому обстоятельства Конституцией Российской Федерации непосредственно не предусматриваются.

3. Исходя из того, что каждая из этих форм предназначена для достижения самостоятельных целей, федеральный законодатель определяет как время проведения выборов, так и время проведения референдума. Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов» (Из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»).

б) «1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1, 2 и 3). Референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов государственной власти являются, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 11 июня 2003 года № 10-П, высшими формами непосредственной демократии, которые, при том что каждая имеет собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга; статьями 84 (пункт «в»), 92 (часть 3) и 135 (часть 3) Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 3, 32 (части 1 и 2) и 71 (пункты «а», «в») обусловливаются характер и содержание законодательного регулирования условий и порядка проведения референдума и выборов в органы публичной власти, с тем чтобы свободное волеизъявление граждан было обеспечено как при осуществлении права участвовать в референдуме, так и при осуществлении избирательных прав; устанавливая регламентацию соответствующих прав, федеральный законодатель обладает достаточной свободой усмотрения, которая тем не менее ограничена особенностями высших форм непосредственного народовластия, их предназначением и соотношением.

2. В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства. Данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права (пункты 5 и 8).

3. Следовательно, осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с референдумом Российской Федерации, федеральный законодатель должен обеспечить такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение исключительных прерогатив Федерального Собрания или других федеральных органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений» (Из Постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа»).

На основании правовых позиций Конституционного Суда РФ сделайте вывод о соотношении институтов прямой и представительной демократии. Можно ли говорить о приоритете референдума как института прямого народовластия перед свободными выборами? Поясните свой ответ, опираясь на решение Конституционного Суда РФ. Выскажите собственную точку зрения по данному вопросу, аргументируйте ее.

21. Внимательно изучите требования Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее – ФКЗ о референдуме) к вопросу референдума. Предложите вопрос, который мог бы быть вынесен на общефедеральный референдум.

22. Дайте сравнительный анализ понятий повторный референдум и повторное голосование. Для этого определите критерии, по которым возможно сравнение этих понятий. Результаты сравнения оформите в таблицу.

23. Могут ли быть вынесены на референдум Российской Федерации следующие вопросы:

а) освобождение от налогов шахтеров в целях стабилизации обстановки в угледобывающих районах;

б) о включении в состав Совета Безопасности Российской Федерации министра внутренних дел Петрова А.А.;

в) о восстановлении территории бывшего СССР;

г) о переводе всех субъектов РФ в статус губерний;

д) об увеличении расходов федерального бюджета в сфере здравоохранения и образования;

е) о введении в качестве меры ответственности за измену Родине лишение гражданства РФ;

ж) о перенесении сроков выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с нехваткой средств в федеральном бюджете;

з) об упразднении Общественной палаты РФ;

и) об отмене смертной казни.

24. Центральной избирательной комиссией РФ была зарегистрирована инициативная группа граждан по проведению федерального референдума. Однако после регистрации инициативной группы в одном из субъектов РФ в связи со стихийным бедствием было введено чрезвычайное положение. В результате, референдум Президентом РФ назначен не был. Граждане обратились в суд с требованием назначить референдум, ссылаясь на то, что чрезвычайное положение введено лишь в одном из субъектов РФ и это не препятствует проведению референдума общефедерального уровня. Правы ли граждане в данной ситуации? В каких условиях референдум РФ не может быть инициирован? Назовите обстоятельства, препятствующие назначению и проведению референдума РФ?

25. Комитет жильцов, созданный жителями нескольких жилых домов в г. N, обратился в Администрацию города с уведомлением о проведении пикета против незаконного, по мнению жителей, строительства здания на участке между домами. Однако Администрация города посчитала, что организация пикета с такой целью не подпадает под действие закона, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий. Городская Администрация отказала в принятии уведомления. Комитет жильцов обжаловал действия Администрации в суд. С какой целью могут проводиться публичные мероприятия? Какое решение примет суд в указанной ситуации? Допускается ли отказ в принятии уведомления о проведении публичного мероприятия?

26. В г. N состоялся митинг жителей, на котором публично осуждалась политика действующих властей города, звучали призывы к отставке главы города, а также привлечению к уголовной ответственности коррумпированных чиновников. Допустимо ли проведение публичного мероприятия, в ходе которого звучат подобные призывы?

27. Религиозная организация «Свет Истинного Евангелия» обратилась к органам власти с уведомлением о проведении митинга с требованием законодательного закрепления запрета абортов. Однако, поскольку одним из организаторов митинга был Йозеф Шуленбург (гражданин Австрии), постоянно проживающий в Российской Федерации, проведение митинга власти города запретили. Возможно ли запрещение проведения публичного мероприятия? Могут ли иностранные граждане быть организаторами и участниками публичных мероприятий?

28. По законодательству края К. в составе Российской Федерации к уведомлению о проведении публичного мероприятия необходимо приложить следующие документы:

а) копии паспортов организатора публичного мероприятия и лиц, уполномоченных выполнять на нем распорядительные функции;

б) письменное согласие уполномоченных лиц на выполнение распорядительных функций;

в) решение политической партии (или иного объединения) о проведении публичного мероприятия, скрепленное печатью и заверенное уполномоченным лицом;

г) копию протокола заседания политической партии (или иного объединения), скрепленную печатью и заверенную уполномоченным лицом;

д) нотариально заверенную копию документа о регистрации политической партии (или иного объединения);

е) нотариально заверенную копию устава политической партии (или иного объединения) либо нотариально заверенную копию документа, подтверждающего факт создания и деятельности объединения, действующего не на основании устава;

ж) план-схему расположения участников публичного мероприятия;

з) регламент мероприятия.

Законно ли включение подобных требований? Соответствуют ли они федеральному законодательству?

29. Работники машиностроительного завода г. N в полном соответствии с законом обратились в городскую Администрацию с уведомлением о проведении митинга против закрытия заводского санатория «Счастье в труде». На следующий день глава Администрации города направил организаторам ответ, в котором вместо митинга предлагалось провести пикетирование. По мнению главы Администрации, такая форма как митинг в данном случае не соответствует цели проводимого мероприятия. Законны ли действия главы Администрации? Имеют ли право органы власти предлагать организаторам публичного мероприятия изменить его форму? Какими правами наделены органы власти в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия?

30. Правозащитная общественная организация «Слово права» обратилась в Администрацию г. N с уведомлением о проведении пикета за отмену смертной казни. Однако проведение пикета не было согласовано, так как, по мнению Администрации, тема акции является вопросом федерального, а не регионального значения и ее проведение в г. N нецелесообразно. Законны ли действия городской Администрации? Определены ли в законодательстве вопросы, по которым могут проводиться публичные мероприятия на региональном и местном уровне?

31. Используя Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также закон субъекта федерации, в котором вы проживаете, составьте текст уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, демонстрации, шествия или пикетирования).

32. В управление Министерства юстиции по N-ской области 30 июня 2011 г. были представлены документы для государственной регистрации негосударственного пенсионного фонда «Жизнь». 14 сентября 2011 г. учредителям фонда по телефону сообщили об отказе в регистрации на том основании, что на территории области уже имеется негосударственный пенсионный фонд. Какие нарушения законодательства допущены в данной ситуации?

33. В управление Министерства юстиции по г. N с документами о регистрации обратились общественные объединения «Партия любителей игры в гольф» и «Российский фонд социальной защиты молодежи Новосибирска». Однако в регистрации им было отказано. Объясните, почему?

34. «Общественному фонду помощи слепым» было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия у него уставного капитала. Правомерен ли отказ в регистрации?

35. Общественное объединение «Российский женский фонд социального прогресса» было зарегистрировано в 2008 г. Однако, начиная с 2009 г. его деятельность не осуществлялась, и перед налоговыми органами о своей финансовой деятельности фонд не отчитывался. На протяжении более трех лет, начиная с 2008 г. фонд не представлял в регистрирующий орган сведения о продолжении своей деятельности и о месте нахождения своего руководящего органа. Какие действия возможны по отношению к этому общественному объединению?

36. Общественная организация инвалидов «Оптимисты» имеет мастерскую по ремонту инвалидной техники и протезов. В этой мастерской оказывают услуги по соответствующему ремонту не только членам данной общественной организации, но и любому обратившемуся в мастерскую гражданину. Является ли такая деятельность законной? На каких условиях общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность?

37. Составьте сравнительную таблицу организационно-правовых форм общественных объединений (Таблица4).

Таблица 4
Организационно-правовая форма общественного объединения На чем основано (на членстве или на участии) Главная цель создания
Общественная организация    
Общественное движение    
Общественный фонд    
Общественное учреждение    
Орган общественной самодеятельности    
Политическая партия    

38. Религиозному объединению «Армия Спасения» было отказано в государственной регистрации по следующим причинам: среди его учредителей есть иностранные граждане, и объединение иерархически подчинено центральному отделению в Лондоне; в учредительных документах не конкретизирована суть исповедуемых убеждений, а содержатся лишь общие ссылки на христианство и Евангелие; по мнению регистрирующего органа, объединение имеет милитаристский характер, так как в его наименовании есть слово «армия». Оцените с точки зрения закона указанные основания отказа в регистрации?

39. Мэр г. N своим постановлением отстранил от обязанностей имама городской мечети Н. В ответ на действия мэра в г. N состоялось заседание совета имамов мечетей республики. На заседании было принято решение о восстановлении в правах имама Н. С этой целью велись переговоры с мэром города и городской администрацией. Но в ходе переговоров согласия достичь не удалось. По мнению совета имамов, религиозные организации сами определяют свою структуру, выбирают и назначают своих руководителей. По мнению мэра, имам городской мечети входит в структуру органов местного самоуправления и подчиняется непосредственно ему. Кто прав в данной ситуации? Оцените доводы сторон.

40. Гражданка М. обратилась в районный суд г. N с жалобой на действия служителей монастыря. Как следует из материалов дела, во время посещения монастыря к М. было обращено требование его служителей покрыть голову платком и обвязать талию полотнищем, поскольку согласно решению администрации монастыря на его территорию не допускаются женщины в брюках и без го<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...