Этапы становления Российской Федерации
- Дореволюционный период развития государственно-территориального устройства - Развитие федеративного устройства РСФСР (с 1918 по 1991) - Становление и развитие федеративного устройства современной России (с 1991) Конституционно-правовая природа Российской Федерации - Понятие формы государственно-территориального устройства - Признаки федеративного государства Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации Конституционно-правовые признаки России как федеративного государства Компетенция Российской Федерации - государственное строительство - законодательство и правоохрана - экономическое и социально-культурное строительство - оборона и безопасность - внешнеполитические и внешнеэкономические отношения - регулирование и охрана прав и свобод человека и гражданина 4.2.2 Конституционно-правовой статус субъектов РФ Вопросы, выносимые на обсуждение Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов Особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ - Республика в составе Российской Федерации - Край - Область - Город федерального значения - Автономная область - Автономный округ Предметы ведения (по сферам) - государственное строительство - законодательство - правозащитная и правоохранительная деятельность - социально-экономические отношения - внешнеэкономические связи и отношения Национально-культурная автономия в Российской Федерации Административно-территориальное устройство субъектов РФ - Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Федерации
- Виды административно-территориальных единиц в составе субъекта Содержание самостоятельной работы 4.3.1 Тест 1. Описание государственного флага, герба и гимна РФ устанавливается: а) Конституция РФ; б) федеральным конституционным законом; в) федеральным законом; г) Указом Президента РФ. 2. Границы между субъектами РФ могут быть изменены: а) с согласия субъектов РФ; б) без согласия субъектов РФ; в) с согласия как субъектов, так и Федерации. 3. Русский язык на территории РФ является: а) государственным языком; б) языком межнационального общения; в) единственным языком судопроизводства. 4. Статус республики определяется: а) Конституцией РФ и уставом республики; б) Конституцией РФ и конституцией республики; в) Только Конституцией РФ; г) Только конституцией республики. 5. Статус г. Москва как столицы устанавливается: а) федеральным конституционным законом; б) федеральным законом; в) законом г. Москва. 6. В ведении Российской Федерации находятся: а) государственные награды и почетные звания РФ; б) судоустройство; прокуратура; правовое регулирование интеллектуальной собственности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; в) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; г) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. 7. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: а) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; б) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) метеорологическая служба и бухгалтерский учет. 8. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция: а) Центрального банка РФ; б) Сбербанка; в) Банка г. Москвы. 9. Государственные займы РФ выпускаются в порядке, определяемом: а) указом Президента РФ; б) федеральным законом; в) федеральным конституционным законом. 10. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт: а) Российской Федерации; б) субъекта РФ; в) Постановление Конституционного Суда РФ о разрешении спора. 11. Система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается: а) федеральными органами государственной власти; б) субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом; в) субъектом Федерации самостоятельно в соответствии с нормами федерального законодательства и договором о разграничении полномочий и предметов ведения. 12. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения: а) полномочий федеральных органов государственной власти; б) прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ; в) полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. 13. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются: а) федеральным конституционным законом; б) федеральным законом; в) указом Президента РФ. 14. Реализация мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относятся: а) к компетенции Российской Федерации;
б) совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов; в) к компетенции субъектов Федерации. 15. Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат относятся: а) к компетенции Российской Федерации; б) совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов; в) к компетенции субъектов Федерации. 16. Республики в составе Российской Федерации: а) являются суверенными государствами; б) не обладают суверенитетом; в) обладают ограниченным суверенитетом. 17. Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется: а) Российской Федерацией; б) субъектами РФ; в) исключительно Центральным банком РФ. 18. Статус края, области определяется: а) Конституцией РФ; б) конституцией края, области; в) уставом края, области. 19. Ограничения перемещения товаров и услуг на территории РФ: а) не допускаются; б) могут вводиться федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей; в) могут вводится субъектом Федерации; г) могут вводится субъектом Федерации по согласования с Российской Федерацией, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей. 20. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта оформляется: а) федеральным законом; б) федеральным конституционным законом; в) указом Президента РФ. 21. Изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании: а) федерального конституционного закона; б) указа Президента РФ; в) федерального закона. 22. Формы участия субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов: а) Совет Федерации; б) Государственный Совет; в) совещания органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. 23. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается: а) федеральным конституционным законом; б) федеральным законом; в) постановлением Правительства РФ; г) указом Президента РФ. 24. Национально-культурная автономия – это: а) форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях сохранения национального языка, традиций, культуры;
б) форма национально-государственного устройства; в) вид общественного объединения; г) вид административно-территориальной единицы; д) форма государственного устройства. 25. Национально-культурная автономия имеет право: а) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; б) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; в) иметь представительство в Государственном Совете, Совете Федерации. 26. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется: а) по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством; б) по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства, утвержденному Советом Безопасности ООН; в) без согласия данного иностранного государства и по результатам проведенного на этой территории референдума о вхождении в состав Российской Федерации. 27. Закон об автономной области, автономном округе может быть принят: а) по решению Государственной Думы; б) постановлением Совета Федерации; в) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа. 28. Разграничение государственной собственности относится к предмету ведения: а) Российской Федерации; б) совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; в) субъектов Федерации. 29. Субъекты РФ обладают всей полнотой власти: а) вне пределов ведения Российской Федерации; б) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; в) в пределах установленных Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
4.3.2 Вопросы и задания 1. Перечислите полномочия субъектов РФ в правотворческой сфере. 2. Сравните конституционно-правовой статус России по Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. 3. Сравните конституционно-правовой статус автономной республики по Конституции РСФСР 1978 г. и конституционно-правовой статус республики по Конституции РФ 1993 г. 4. Между двумя республиками Российской Федерации существует территориальный спор. В каком порядке он может быть разрешен? 5. Камчатский край и Амурская область в лице высших должностных лиц начали переговоры об объединении и создании нового субъекта РФ. Будут ли перспективы у таких переговоров? Отвечает ли объединение двух названных субъектов РФ требованиям федерального законодательства? 6. Перечислите общие конституционные признаки и особенности правового статуса республики и области как субъекта РФ. 7. Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющего общую границу с Российской Федерацией, направила ходатайство в высшие органы государственной власти РФ о вхождении в состав Российской Федерации. Возможно ли положительное решение этого вопроса? 8. Республика Т. в составе Российской Федерации заключила два международных договора с Украиной: - Первый договор предусматривает предоставление гражданам Украины, проживающим на территории республики Т., льготные условия налогообложения при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории республики; - Второй договор предусматривает в рамках культурного сотрудничества проведение совместной конференции работников краеведческих музеев Украины и Республики Т. Правомерно ли заключение данных международных договоров? Обладают ли республики в составе Российской Федерации международной правосубъектностью? 9. Законодательный орган республики Коми принял новую республиканскую Конституцию. Государственная Дума Федерального Собрания РФ обратилась к законодательному органу Республики с требованием представить Конституцию Республики для проверки ее на соответствие Конституции РФ и последующего утверждения Президентом РФ. Однако законодательный орган республики Коми отказался представить Конституцию в Государственную Думу. Подлежат ли учредительные акты субъектов федерации утверждению федеральными органами государственной власти? Какой орган и в каком порядке может решить вопрос о соответствии учредительного акта Республики Конституции РФ? 10. Население автономного округа, входящего в состав края, было включено в списки избирателей на выборах в законодательный (представительный) орган власти края. Гражданин И. обратился в суд с заявлением о незаконном включении его в списки избирателей. По мнению И. действия органов власти края не соответствуют Конституции РФ, так как население автономного округа не является частью населения края. Автономный округ является самостоятельным субъектом Федерации. Обоснованы ли доводы И.? Может ли население автономного округа включаться в списки избирателей края, в состав которого входит округ? 11. При подписании двустороннего договора между Российской Федерацией и Республикой Б. (в составе Российской Федерации), данной Республикой был поставлен вопрос о включении в договор положений о том, что валютное регулирование и денежная эмиссия на территории республики будет осуществляться нормативными правовыми актами республики. Возможно ли включение в двусторонний договор такого положения? Свой ответ обоснуйте. 12. Одна из областей в составе Российской Федерации приняла закон об областном референдуме, не соответствующий федеральному законодательству. Президент РФ своим Указом отменил этот закон и распустил законодательный орган области. Правомерна ли данная ситуация? Какие действия может предпринимать Президент РФ в отношении законодательного органа власти субъекта РФ? 13. При проведении выборов депутатов законодательного органа Республики Б. по решению Избирательной комиссии республики избирательные бюллетени были напечатаны на языке, установленном в республике в качестве государственного. В суд поступила жалоба на указанные действия Избирательной комиссии. В жалобе говорилось, что выборы в органы государственной власти субъекта Федерации – это одна из сфер, в которой использование русского языка как государственного языка РФ обязательно. В каких сферах обязательно использование русского языка как государственного языка РФ? Можно ли в этих сферах использовать государственные языки республик в составе РФ? Возможно ли в этих сферах использование языков других народов России, не признанных в качестве государственных? 14. Постановлением законодательного органа Еврейской автономной области на областной референдум был вынесен вопрос следующего содержания: «Согласны ли вы с преобразованием Еврейской автономной области в Еврейский автономный округ?». Можно ли вынести подобный вопрос на референдум субъекта Федерации? 15. В N-ском автономном округе принят закон, предоставляющий малочисленным народам, проживающим на территории округа, дополнительные гарантии по развитию и сохранению их самобытности, национальной культуры, родного языка. Можно ли данный вопрос урегулировать законом субъекта РФ? 16. В связи с ростом числа правонарушений на территории N-ской области группа депутатов внесла в Законодательное Собрание два законопроекта: - Проект закона «Об уголовной ответственности в N-ской области», предусматривающий более жесткие наказания за преступления по сравнению с наказаниями, установленными в Уголовном кодексе РФ. В пояснительной записке к проекту депутаты указали, что целью принятия данного закона является снижение уровня преступности на территории области. Возможность принятия данного нормативного акта в области депутаты объяснили тем, что усиление мер уголовной ответственности не посягает на основы конституционного строя Российской Федерации и не ухудшает правового положения законопослушных граждан по сравнению с федеральным законодательством. - Проект закона «Об административной ответственности в N-ской области», предусматривающей введение мер административной ответственности, не предусмотренных в федеральном законодательстве. Возможно ли принятие таких нормативных актов субъектом федерации? Подготовьте письменный ответ субъекту права законодательной инициативы от имени профильного комитета Законодательного Собрания. 17. Решением прокуратуры N-ской области губернатору области была определена мера административной ответственности в виде штрафа за незаконное использование государственной символики. Дело в том, что государственный флаг РФ, находившийся в кабинете губернатора, украшала бахрома, а на его древке размещался металлический наконечник. Губернатор области обжаловал решение прокуратуры в судебном порядке. По мнению губернатора, закон не содержит соответствующих запретов. Прав ли губернатор Вологодской области? Какое решение по его жалобе вынесет суд? Нормативные источники 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 1. – Ст. 2. 2. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. №22-1. 3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №1. – Ст.1. 4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №51. – Ст. 5712. 5. О Государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5020. 6. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5021. 7. О Государственном гимне Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5022. 8. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –2001. – №52(1ч.). – Ст.4916. 9. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №27. – Ст.2710. 10. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть первая): Федеральный закон: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 11. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16. 12. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть вторая): Федеральный закон: часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410. 13. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть третья): Федеральный закон: часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 49. – Ст. 4552. 14. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть четвертая): Федеральный закон: часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52(1 ч.). – Ст. 5496. 15. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 16. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3823. 17. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №44. – Ст.4147. 18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1(часть I). – Ст.1. 19. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3. 20. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №1(ч.I). – Ст.1. 21. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №23. – Ст.2381. 22. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №50. – Ст.5278. 23. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – №33. – Ст.1915. 24. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. №4528-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – №46. – Ст.2615. 25. О статусе столицы Российской Федерации: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4802-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №19. – Ст. 683. 26. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №8. – Ст.801. 27. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №34. – Ст. 3426. 28. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №49. – Ст. 4694. 29. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №29. – Ст.2757. 30. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №49. – Ст.5497. 31. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст.2965. 32. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст.3833. 33. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №51. – Ст.6273. 34. Об мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №51. – Ст.6270. 35. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №2. – Ст.231. 36. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №18. – Ст.2208. 37. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст.5005. 38. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст.3336. 39. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №2. – Ст.133. 40. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №12. – Ст.2031. 41. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №24. – Ст.2253. 42. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №26. – Ст. 2519. 43. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 6 октября 2002 г. №161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №48. – Ст.4746. 44. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №24. – Ст.2249. 45. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №40. – Ст.3822. 46. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №23. – Ст. 2199. 47. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №10. – Ст.1152. 48. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 №763 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №36. – Ст.3633. 49. По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 9-П // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №28. – Ст. 1083. 50. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №29. – Ст.3581. 51. По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №28. – Ст. 3117. 52. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. №92-О // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №29. – Ст.3117. Литература 1. Анненкова, В. Г. Модернизация федеративных отношений и укрепление единства Российской Федерации / В. Г. Анненкова // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научной конференции / под ред. Н.В. Витрука, Л. А. Нудненко. – М., 2009. – Т. 2. – С. 19–24. 2. Борисова, М.М. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации / М. М. Борисова, И. В. Дудко. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 262 с. 3. Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития / И. А. Конюхова; Фонд правовых проблем федерализма и мест. самоупр. – М.: Формула права, 2004. – 587 с. 4. Кочев, В. А. Конституционно-правовая природа административно-территориальной единицы с особым статусом / В. А. Кочев, П. А. Ромашов // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научно-теоретической конференции. – М., 2009. – Т. 2. – С. 85–96. 5. Кутафин, О. Е. Российская автономия / О. Е. Кутафин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. – М.: Проспект, 2006. – 767 с. 6. Лебедев, А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституц. модель, практика) / А. Н. Лебедев; Ин-т государства и права РАН. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1999. – 197 с. 7. Хабриева, Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева. – М.: Юстицинформ, 2003. – 255 с. 8. Чиркин, В. Е. Современное федеративное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. – 124 с. 9. Чиркин, В. Е. Федерализм на евразийском пространстве: общее и особенное / В. Е. Чиркин // Российское правосудие. – 2010. – № 8. – С. 31–41.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|