Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционный строй Российской Федерации




По результатам изучения данного раздела студент должен научиться:

- понимать место основ конституционного строя в системе конституционного права Российской Федерации, и на этой основе осуществлять соответствующее правовое воспитание в своей педагогической деятельности;

- осознавать сущность и значение народовластия как важнейшего признака конституционного государства;

- разграничивать прямую и представительную формы народовластия, устанавливать их соотношение между собой в конкретных практических ситуациях;

- давать юридические консультации по вопросам проведения референдумов, публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, пикетирований), деятельности общественных объединений, политических партий, религиозных объединений;

- на основе знаний об основах конституционного строя, правильно применять конституционные нормы в конкретной ситуации;

- выявлять и предупреждать нарушения основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивать соблюдение законодательства субъектами конституционного права;

- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов на соответствие их основам конституционного строя российской Федерации.

Содержание лекции

2.1.1 Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Российской Федерации

Каждое государство характеризуется определенным набором характеристик. Совокупность таких отличительных черт образует понятие государственного строя. Будучи закрепленным в конституцией (основным законом) государства, он становится конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, способ организации государства закрепленный в его конституции.

Другое понимание термина «конституционный строй» связано не с каждым государством, а относится лишь к тем государствам, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством. Последнее характеризуется подчинением государства праву. Следовательно, конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом предполагает создание оптимальных условий для существования гражданского общества. Гражданское обществосистема самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Задача конституции заключается в установлении пределов вмешательства в сферы гражданского общества. Однако, по мере развития общественных отношений необходимость государственного вмешательства становится насущно важной и задача конституции не устанавливать жесткие границы, а не допускать чрезмерного вмешательства. Ограничение общественного саморегулирования со стороны государства должно преследовать цели: недопустимость удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; недопустимость государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; недопустимость подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т. д.

В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая сила, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

В закреплении конституционного строя Российской Федерации участвую не отдельные отрасли а вся правовая система в целом. Ведущую роль среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ. Среди норм Конституции РФ определяющую роль играют нормы об основах конституционного строя, который образуют институт конституционного права.

Таким образом, основы конституционного строя (Российской Федерации) – устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства. Основы конституционного строя закреплены в специальной главе Конституции Российской Федерации – Первая глава. В этой главе закрепляются основы конституционного строя, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие Российскую государственность.

2.1.2 Политические основы конституционного строя

В соответствии с ст. 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В ст. 3 Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. С юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть народа осуществляется посредством государственной власти. Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости. Государственная власть осуществляется государственным аппаратом, который представляет собой совокупность государственных органов, учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственная власть обладает силой государственного принуждения. Последнее осуществляется посредством специального аппарата. Государство вправе в определенных случаях применять меры государственного принуждения. Эти меры можно подразделить на дисциплинарные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Народный суверенитет – означает, что народ, ни с кем не дела свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил, использует исключительно в своих интересах. Суверенитет неделим. Народовластие – принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, лигитимируется и контролируется народом. Таким образом, н ародовластие – это организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократияосуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократияформа непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Согласно ст. 3 Конституции РФ – высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум – это всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Активное и пассивное избирательное право предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам обладающим гражданством. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основополагающим демократическим принципом является принцип разделения властей. В ст. 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и реальное ее уравновешивание.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах, но и во всей иерархии государственных органов, ст. 5 Конституции РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции. Согласно ст. 13 Конституции РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан, а также право (не)состоять в общественных движениях и политических партиях. Политический плюрализм базируется на идеологическом, экономическом и т. п. многообразии. Для реализации данного принципа важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институциональную основу политического плюрализма.

Одно из важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации. В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РФ создание организационных структур политических партий не допускается.

Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и т. д.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В современных условиях под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и своих собственных интересах значительной частью общественных дел.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества, но и правовой защиты от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Если ст. 2 Конституции РФ излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т. е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан. Следовательно, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Если защита человека, его прав и свобод от посягательства со стороны государства – задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является обязанностью государства. Права и свободы должны защищаться при помощи норм материального и процессуального права, а также путем реформ в социальной и экономической сфере. Человек не желающий признавать достоинство, права и свободы других людей не вправе претендовать на признание своего достоинства, своих прав и свобод.

В соответствии со ст. 1 Конституцией РФ Россия является правовым государством. Правовое государство – это последовательно демократичное государство, утверждающее суверенитет народа как источника власти, проводящее принцип подчинения государства обществу, его интересам. Правовым является то государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Важнейшим принципом правового государства является верховенство права, которое предполагает в качестве следствия верховенство закона. Последнее выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность, незыблемость. Согласно ст. 15 Конституции РФ: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Однако верховенство права не тождественно верховенству закона. В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. При этом, закон должен исходить из права. Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства и составляют основу всей системы права.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. Ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Составной частью российской правовой системы являются признаваемые Российской Федерацией в порядку установленном Конституцией и федеральным законодательством нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Нормативные акты, издаваемые в России, не должны противоречить ее Конституции и законам и потому называются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств, ведомств и т. д. Все законы должны быть опубликованы. Согласно ст. 15 Конституции России: «Законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Порядок опубликования законов установлен федеральным законодательством.

Правовым является только то государство в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом. Согласно ст. 19 Конституции РФ в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Правовое государство исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает проведение принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость заключается в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотреблений ею. Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. Складывается система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими терртиориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. С этой точки зрения все государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. Унитарное государство делится лишь на административно-территориальные единицы, из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Для таких государств характерно наличие одной конституции, однопалатного парламента, единое гражданство.

Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство; федерация является союзным государством, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств.

Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого – обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и ее субъектов. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее целей и задач. Они признают на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации. Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории.

Образование Российской Федерации шло несколько своеобразно, т. к. Россия не является объединением нескольких государств. Она была образована путем создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.

В настоящее время вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Россия – единое государство. Находящиеся в ее составе государства не могут заключать ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами.

17 декабря 2001 принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Принятие и образование осуществляется на добровольной основе. При принятии и образовании должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства, права и свободы, а также сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально -экономические возможности.

В настоящее время Россия согласно Конституции РФ имеет в своем составе три вида субъектов – государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальные образования (края, области, города федерального значения) и национально-государственные автономии (автономные область и округа). Территориальная автономия – это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Таким образом, государственное устройство Российской Федерации – это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

Нормы института государственного устройства содержатся в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию РФ. Также нормы этого института содержатся в Федеративном договоре от 31 марта 1992, в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации, а также в конституциях (уставах) субъектов.

Из всего вышесказанного следует, что федерализм – это государственная организация национальных отношений. Принцип федерализма связан с понятием суверенитета нации, под которым понимается верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Федерализм также выступает как форма демократизации управления государством.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на следующих принципах:

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность России обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, верховенством Конституции РФ и федерального законодательства, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием права сецессии (выхода из состава Российской Федерации).

2. Единство системы государственной власти, что находит свое выражение в наличии единого органа или системы органов, составляющих высшую государственную власть. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали.

4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Право на самоопределение может быть реализовано только в рамках Российской Федерации или в любой другой форме с согласия Российской Федерации. Формой самоопределения является национально-культурная автономия, т. е. объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой выступает общественная организация. Принципы: свобода волеизъявления при отнесении к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и самоуправления и т. д. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. Действуют правила установленные федеральными законами «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии».

5. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.

От суверенитета народа следует отличать понятие суверенитета государства. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в между народном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство выражается в том, что государственная власть определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Власть может быть ограничена только правом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Совокупная компетенция системы органов государственной власти охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Одним из основополагающих документов в конституционной истории современной России является Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Экономическая основа государственного суверенитета была закреплена Законом РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Основные идеи Декларации были закреплены в Конституции РФ. Так, в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 – что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Действующая Конституция РФ признает суверенный характер власти исключительно за Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации государственным суверенитетом не обладают.

В конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Различают два вида республики – президентская и парламентская. Президентская республика отличается соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства. Парламентская республика основана на принципе верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В Российской Федерации по существу установлена президентско-парламентская (полупрезидентская) форма правления, при ярко выраженном превосходстве президентских полномочий, что можно проиллюстрировать следующим: во-первых, Президент РФ избирается всеобщим голосованием; во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими действовать независимо от Правительства; в-третьих, наряду с Президентом действует Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственны перед Парламентом.

2.1.3 Экономические и социальные основы конституционного строя

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют, либо могут иметь своим последствием ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан. Также, в соответствии со ст. 8 в РФ признается и охраняется государством частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ст. 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст. 35 Конституции РФ признается право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может производиться только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ст. 36 Конституции Конституции предусматривает, что в земля может находится в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей осуществляется на основе Земельного кодекса РФ. Отношения собственности регулируются Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство. Главная задача социального государствадостижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный прожиточный минимум. В ст.37 Конституции РФ закреплена свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В ст. 39 КРФ указывается, что в стране поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Целью социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм, что может быть достигнуто посредством:

- государственного вмешательства в общественные отношения;

- обеспечения общедоступности наиболее важных благ и услуг;

- улучшения положения путем государственных выплат;

- смягчения экономического неравенства;

- устранения социального неравенства методами правового характера.

Разновидностью социального неравенства является неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т. д. Социальное обеспечение выполняет роль средства, помогающего преодолеть это состояние.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ социальная политика направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная политика касается отношений между социальными группами, между обществом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояний граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Элементами социального государства являются:

охрана труда и здоровья;

установление минимального размера оплаты труда;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

развитие системы социального обслуживания;

установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Охрана труда и здоровья людей. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зар

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...