Сущность и основы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Понятие местного самоуправления - Конституционные принципы взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти - Территориальная организация местного самоуправления - Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления Компетенция муниципальных образований Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления т участия в осуществлении местного самоуправления Органы и должностные лица местного самоуправления - Представительный орган муниципального образования - Глава муниципального образования - Местная администрация - Контрольный орган муниципального образования - Избирательная комиссия муниципального образования Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Содержание самостоятельной работы 10.3.1 Тест 1. Вопросы местного значения – это: а) вопросы, решаемые населением муниципальных образований непосредственно и через органы местного самоуправления; б) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. 2. Должностное лицо местного самоуправления – это: а) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения; б) выборное или заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления – это: а) избираемые населением органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
б) избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 4. Сельским поселением является: а) село, станица, деревня, хутор, аул, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; б) один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 5. Муниципальный правовой акт – это решение, принимаемое: а) только по вопросам местного значения; б) по вопросам местного значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. 6. Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе: а) политической партии; б) Президента РФ; в) органов местного самоуправления; г) населения; д) органов государственной власти субъектов РФ. 7. Преобразование муниципальных образований возможно посредством: а) объединения муниципальных образований; б) разделения муниципальных образований; в) изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. 8. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений посредством: а) референдума; б) сходов граждан; в) голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
9. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по инициативе: а) населения; б) регионального отделения политической партии; в) органов государственной власти субъекта РФ. 10. На собрании граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления вправе присутствовать граждане по достижении ими возраста: а) 21 года; б) 16 лет; в) 18 лет. 11. На публичные слушания жителей муниципального образования могут вноситься: а) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; б) вопросы преобразования муниципального образования; в) вопросы о досрочном отзыве выборных должностных лиц местного самоуправления. 12. Результаты опроса граждан имеют: а) императивный характер; б) рекомендательный характер; в) консультативный характер. 13. Решения, принятые на референдуме населения муниципального образования, имеют: а) императивный характер; б) консультативный характер; в) рекомендательный характер. 14. Представительный орган населения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее: а) 500 человек; б) 300 человек; в) 100 человек. 15. Органы местного самоуправления: а) являются составной частью органов государственной власти; б) не входят в систему органов государственной власти; в) входят в систему органов государственной власти субъектов. 16. Собрания граждан муниципального образования проводятся для: а) обсуждения вопросов местного значения; б) информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; в) лишения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. 10.3.2 Вопросы и задания 1. Кто понимается под лицом, замещающим муниципальную должность? Являются ли данные лица муниципальными служащими? 2. При найме на муниципальную службу кто является нанимателем, а кто работодателем? 3. Назовите не менее трех признаков муниципальной службы. 4. Муниципальный служащий вступил в политическую партию. Является ли это нарушением принципа внепартийности? Какие еще принципы лежат в основе муниципальной службы?
5. Что такое реестр должностей муниципальной службы? Кем он утверждается? 6. Законом субъекта РФ установлены следующие квалификационные требования к муниципальным служащим: а) наличие среднего профессионального образования; б) наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности; в) наличие навыков принятия управленческих решений, стратегического планирования, подготовки проектов нормативных правовых актов, организации работы коллектива, знание законодательства РФ, ведения деловых переговоров, владение приемами межличностных отношений. Правомерно ли установление подобных требований? 7. Муниципальный служащий является одновременно директором школы. Возможно ли такое совмещение видов деятельности? 8. Приступая к трудовым обязанностям, муниципальный служащий обнаружил, что ему придется работать в помещении, находящимся в аварийном состоянии, с плохим освещением. Он обратился к работодателю с требованием обеспечить ему в соответствии с Трудовым кодексом РФ безопасные условия труда. Однако работодатель ответил, что на муниципального служащего требования Трудового кодекса РФ не распространяются. А в законе о муниципальной службе такой обязанности работодателя не предусмотрено. Кто прав? 9. Муниципальный служащий потребовал от работодателя выдать ему из личного дела некоторые документы для более подробного изучения дома, а также для снятия копий с них. Работодатель отказался выдать документы. Служащий считает, что его права нарушены. Кто прав? 10. При выдаче разрешения на строительство выяснилось, что владельцем строительной фирмы является родной брат муниципального служащего, принимающего данное решение. Однако, по мнению служащего здесь нет нарушения закона, т.к. его брат не находится с ним в прямой служебной связи. Верно ли это утверждение? 11. На одном из протокольных мероприятий муниципальный служащий получил в подарок ружье, инкрустированное драгоценными камнями, работы 18 века. Возможно ли принятие такого подарка?
12. Глава местной администрации является одновременно генеральным директором ОАО «Восток-строй». Возможно ли такое совмещение? 13. Муниципальный служащий, недовольный организацией работы местной администрации и личными качествами главы администрации, высказался публично об этом в местной газете. При этом им были сделаны конструктивные предложения об улучшении работы местной администрации. Допустимо ли такое высказывание в средства массовой информации? 14. Ваш подчиненный достиг предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Однако вы никак не можете найти ему замену. Возможно ли продление срока службы данного лица? 15. Как часто проводится аттестация муниципального служащего? Может ли муниципальный служащий быть уволен по результатам аттестации? Какие вообще возможны последствия аттестации муниципального служащего? 16. Муниципальный служащий совершил дисциплинарный проступок. До решения вопроса о его дисциплинарной ответственности он был временно, сроком на два месяца, отстранен от исполнения должностных обязанностей без сохранения денежного содержания. Возможно ли это? Какая ответственность наступает для муниципального служащего в случае совершения дисциплинарного проступка? Вправе ли муниципальное образование оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие права и законные интересы местного самоуправления? 17. Относятся ли к муниципальным служащим следующие лица: а) депутат представительных органов местного самоуправления; б) член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса; в) глава местной администрации; г) завхоз в местной администрации; д) глава муниципального образования; е) водитель главы местной администрации. 18. Сравните определения местного самоуправления, содержащиеся в следующих источниках. Выделите имеющиеся в них отличия. а) Европейская хартия местного самоуправления. «Статья 3. Понятие местного самоуправления 1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. 2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».
б) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Статья 1. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. 2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». в) Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Статья 2. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации». г) Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». «Статья 1. Понятие местного самоуправления Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации – система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации». 19. Проведите сравнительный анализ порядка проведения референдума субъекта РФ и местного референдума. Для этого изучите законодательство любого региона. Заполните таблицу 6.
Нормативные источники 1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 ETS №122: ратифицирована Федеральным законом «О ратификация Европейской хартии местного самоуправления» от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №36. – Ст.4466. 2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 1. – Ст. 2. 3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №27. – Ст.2710. 4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3823. 5. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №44. – Ст.4147. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1(часть I). – Ст.1. 7. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №1(ч.I). – Ст.1. 8. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая1995 №82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – Ст.1930. 9. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №49. – Ст.5497. 10. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 нября 1997 г. №143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст.2965. 11. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст.5005. 12. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №24. – Ст.2253. 13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 6 октября 2002 г. №161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №48. – Ст.4746. 14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №40. – Ст.3822. 15. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №10. – Ст.1152. 16. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №5. – Ст. 708. 17. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. №14-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №42. – Ст.4902. Литература 1. Баженова, О. А. Муниципальное образование как субъект права / О. А. Баженова. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. – 255 с. 2. Твердиенко, А. П. К вопросу о лишении избранного кандидата мандата депутата представительного органа муниципального образования по мотиву замещения им муниципальной должности муниципальной службы: пробел в правовом регулировании / А. П. Твердиенко // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 2. – С. 59–60. 3. Шугрина, Е. С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень / Е. С. Шугрина. – М.: Новая юстиция, 2007. – 237 с. 4. Шугрина, Е. С. Судебная защита местного самоуправления / Е. С. Шугрина. – М.: Норма, 2010. – 335 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|