Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
По результатам изучения данного раздела студент должен научиться: - знать принципы построения системы государственных органов РФ; - понимать содержание и значение принципа разделения властей как основополагающего принципа построения этой системы; - определять место судебной власти в системе разделения властей; - характеризовать порядок формирования и основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации; - иметь представление о правовой природе постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации; - быть подготовленным к профессиональной деятельности в органах государственной власти РФ; - участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих статус государственных органов. Содержание лекции 9.1.1 Конституционные принципы правосудия Разновидностью государственной власти является судебная власть, основная задача которой – осуществление правосудия. Правосудие – это вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. В соответствии с Конституцией РФ (гл. 7) и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», правосудие строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства. Важнейшим принципом правосудия является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Таким образом, в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые могли бы рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Данный принцип составляет главную гарантию законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Свое выражение этот принцип находит предписаниях ч. 2 и 3 ст. 118 Конституции РФ, где устанавливаются рамки осуществления судебной власти. Последняя реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система определяется нормативно-правовыми предписаниями Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации. К федеральным судам относятся: - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; - Дисциплинарное Присутствие. К судам субъектов Федерации относятся: - конституционные (уставные) суды; - мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Особо в Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) оговаривается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. Носителями судебной власти являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно ст. 119 Конституции судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В ст. 3 и 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливаются некоторые из этих дополнительных требований, согласно которым судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической рофессии не менее семи лет. Судьей районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования: - государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции РФ; - муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления; - должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса. В случае открытия вакансии судьи, соответствующая квалификационная комиссия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также места и времени рассмотрения поступивших заявлений. Такого рода объявление дается не позднее чем за шесть месяцев до прекращения срока полномочий судьи. В случае досрочного прекращения полномочий – не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи.
Любой гражданин соответствующего возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи. По результатам рассмотрения заявлений, проверки достоверности соответствующих документов и сведений, учетом результатов квалификационного экзамена, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Решение коллегии может быть обжаловано в судебном порядке. Решение о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судья обязан соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В случае совершения дисциплинарного проступка (нарушения норм закона, положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. В соответствии со ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи иных федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Председатели и заместители председателей Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда не более двух раз подряд. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда законом установлен в 70 лет. Судья федерального суда, за исключением судей Верховного Суда РФ в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет. В ст. 120 Конституции РФ закреплены принцип независимости судей и подчинения суда только Конституции и федеральному закону. Если судом при рассмотрении дела установлено несоответствие акта государственного или иного органа закону, то суд должен принимать решение в соответствии с законом. Действующее законодательство предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей: - установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т. д.);
- преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; - освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; - установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; - право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; - предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; - особая зашита государством судьи, членов его семьи и их имущества. Судьи федеральных судов и судов субъектов Федерации являются членами судейского сообщества. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: - Всероссийский съезд судей; - Конференция судей субъектов Федерации; - Совет судей Российской Федерации; - Советы судей субъектов Федерации; - общие собрания судей судов; - Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; - квалификационные комиссии судей субъектов Федерации. Задачи органов судейского сообщества: - содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; - защита прав и законных интересов судей; - участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; - утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. В соответствии со ст.121 Конституции РФ судьи несменяемы. Несменяемость означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного но его доброй воле. Этот принцип является гарантией независимости судьи. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти основания и порядок установлены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Квалификационная коллегия судей приостанавливает своим решением полномочия судьи в случае, если: - судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; - было дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; - судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта; - судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федераций или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации. Основания для приостановления полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной коллегии судей. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии по следующим основаниям: - письменное заявление судьи об отставке; - неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи (квалификационная коллегия не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей); - письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; - истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; - увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; - прекращение гражданства Российской Федерации; - занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; - вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; - вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи, либо о признании его недееспособным; - смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; - отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением срока, в случае, если он не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд. В Конституции РФ (ст. 122) установлен принцип неприкосновенности судей, что также является гарантией независимости судей. Понятие неприкосновенности включается в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, даже по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: - в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ; - в отношении судьи иного суда – Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. После поступления в суд представления Генерального прокурора РФ судебная коллегия в 10-дневный срок принимает заключение о наличии в действиях судьи признаков преступления. Решение принимается только с участием уполномоченного прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов. Мотивированное решение квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела либо о привлечении судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Любые изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, влекущие ухудшение положения судьи, допускаются только в порядке, установленном законом для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается: - в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; - в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по данному вопросу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, либо по иному основанию, либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании такой меры пресечения как заключение под стражу принимается: - в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ; - в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Генерального прокурора РФ. Представление вносит Генеральный прокурор РФ. Мотивированное решение коллегии о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий (если в его отношении не возбуждено уголовное дело, либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: - в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; - в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Если судом либо квалификационной коллегией судей будет установлено, что рассмотрение вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, то соответствующий суд либо квалификационная коллегия судей отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий. Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономного округа для принятия заключений и решений, связанных с неприкосновенностью судей, ежегодно утверждаются соответствующей Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Федерации. В случае представления судьей ходатайства (представленного до начала судебного заседания), уголовное дело в отношении судьи рассматривается Верховным Судом РФ. Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационной коллегии судей субъекта Федерации, связанные с неприкосновенностью судей, могут быть обжалованы в течение 10 дней после получения копий указанных решений. Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных с отправлением правосудия. Так, ст.123 устанавливает, что разбирательство дел во всех судах является открытым. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Кроме того, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В случае проведения закрытого заседания, в зал судебного заседания не допускаются публика и представители средств массовой информации. Тем не менее, слушание дела должно вестись с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение приговора суда. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна. Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела в отсутствие подсудимого. Это допускается лишь в исключительных случаях и только при условии, что разбирательство не будет препятствовать установлению истины. Такая возможность может быть реализована, если: - подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд; - разбирается дело о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако в последних двух случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной. Конституцией РФ предусматривается, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. Истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т. е. участников судебного разбирательства, имеющих процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов, и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 Уголовно-процессуального кодекса РФ суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях. Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. Участие граждан в осуществлении правосудия – гражданский долг. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. В соответствии со ст.124 Конституцией РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета. При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который является федеральным государственным органом. Его задачей является осуществление организационного обеспечения деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Им осуществляются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера. Целью данных мероприятий является создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Помимо правосудия, судебная власть осуществляет: - контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т. п.); - толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях его пленума); - удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т. п.); - ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); - судебный надзор за решением судов и др. 9.1.2 Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный Суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, в задачу которого входит самостоятельное и независимое осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства. Порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, а также его полномочия определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет. Ограничение по предельному возрасту не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судьи Конституционного Суда РФ обладают неприкосновенностью. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения Судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с обязательного согласия Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи Конституционного Суда к административной ответственности принимается Судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора. Решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда в качестве меры пресечения заключение под стражу принимается по ходатайству Генерального прокурора РФ судебной комиссией в составе трех судей Верховного Суда РФ. Заключение под стражу производится с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей по представлению Генерального прокурора. Осуществление в отношении судьи Конституционного Суда оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, связанных с нарушением его неприкосновенности либо ограничением его гражданских прав, допускается на основании решения, принимаемого Судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, в том числе по истечении срока его полномочий, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Совершение судьей Конституционного Суда дисциплинарного проступка (нарушение норм Федерального конституционного закона «О Конституционному Суде РФ», федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) влечет за собой наложение Конституционным Судом РФ дисциплинарного взыскания в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Если судья, достигший предельного возраста пребывания в должности, участвует в рассмотрении дела, начатому с его участием, то он в продолжает исполнять обязанности судьи до принятия решения по данному делу, или до назначения на должность нового судьи. Полномочия Конституционного Суда весьма широки. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд, во-первых, разрешает дела о соответствии Конституции РФ: - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; - конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов; - договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации; - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Если нормативный акт решением Конституционного Суда РФ признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, то государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который: должен содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью; вносит необходимые изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия такого нормативного акта применяется Конституция РФ. Если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, то: - Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Данные законопроекты должны быть рассмотрены Государственной Думой во внеочередном порядке; - Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяют нормативный соответствующий акт, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части; - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Федерации, принимает новый закон субъекта Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|