Правительство Российской Федерации
По результатам изучения данного раздела студент должен научиться: - знать принципы построения системы государственных органов РФ; - понимать содержание и значение принципа разделения властей как основополагающего принципа построения этой системы; - определять место исполнительной власти в системе разделения властей; - характеризовать порядок формирования и основные полномочия Правительства Российской Федерации; - уметь соотносить полномочия палат федеральных министерств и ведомств между собой; - иметь представление о правовом механизме взаимодействия Правительства Российской Федерации с иными органами государственной власти; - быть подготовленным к профессиональной деятельности в органах государственной власти РФ; - участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих статус государственных органов. Содержание лекции 8.1.1 Конституционно-правовой статус и состав Правительства Российской Федерации Согласно Конституции Российской Федерации (ст.110) исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Как высший орган исполнительной власти Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно ст.111 Конституции РФ, предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает выборы. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом: - по заявлению об отставке; - в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет его заместитель. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей Председателя заместителю Председателя на срок до двух месяцев.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.112) Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение о сложении полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки, Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Члены Правительства не вправе: - быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
- занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; - заниматься предпринимательской деятельностью лично, или через доверенных лиц; - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью; - быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; - использовать в служебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; - получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; - получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное или иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; - принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; - выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц. 8.1.2 Полномочия и организация деятельности Правительства Российской Федерации Правительство в пределах своей компетенции: - организует реализацию внутренней и внешней политики государства; - осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; - обеспечивает единство системы исполнительных власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; - формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; - реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Полномочия Правительства Российской федерации можно разбить на несколько групп.
В сфере экономики: - осуществляет регулирование экономических процессов; - обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; - прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; - вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; - разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; - осуществляет общее руководство таможенным делом; - принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; - формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства. В сфере бюджета и финансов: - обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; - представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; - обеспечивает совершенствование бюджетной системы; - принимает меры по регулированию рынка ценных; - управляет государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; - осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; - руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В социальной сфере: - обеспечивает проведение в России единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; - принимает меры по реализации трудовых прав граждан; - разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; - обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; - принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране;
- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; - взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; - разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. В сфере науки, культуры, образования: - разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; - обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; - обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России. В сфере природопользования и охраны окружающей среды: - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; - координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: - участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; - разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; - осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. В сфере обороны и государственной безопасности: - осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности страны; - организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований Российской Федерации; - обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; - обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; - принимает меры по охране государственной границы; - руководит гражданской обороной. В сфере внешней политики и международных отношений - осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; - обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; - в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств; - отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; - осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества. Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Данное право осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу. Правительство РФ вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении законопроектам. Если разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, то они в обязательном порядке направляются Правительством в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства направляется субъекту законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ, если только по согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок не был продлен. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами законопроектах. Отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы. Заключения Правительства на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства или его заместителем. Члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного законопроекта назначается официальный представитель(и) Правительства РФ. Для защиты позиций Правительства по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат. Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. В целях обеспечения законодательной деятельности Правительства и его взаимодействия с палатами Федерального Собрания создается Комиссия Правительства Федерации по законопроектной деятельности. Ее основными задачами являются: а) совершенствование законопроектной деятельности Правительства; б) повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; в) формирование позиции Правительства по законопроектам (законам), рассматриваемым палатами Федерального Собрания; г) организация взаимодействия в законодательном процессе Правительства с другими субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства; д) оказание субъектам Федерации содействия по вопросам законотворческой деятельности. Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указами Президента, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство, – постановлением Правительства РФ. Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр Российской Федерации (федеральный министр). Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства. Однако, такое правовое регулирование осуществляется за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства. Министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом в установленной для него сфере, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральный министр осуществляет следующие функции: - утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; - вносит в Правительство по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников; - вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; - вносит в Правительство проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства; - во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; - имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; - назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ; - назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент. Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства (осуществляющего координацию и контроль деятельности службы). Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента. Федеральное агентство – федеральный органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента, Председателя Правительства и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту. На федеральное агентство возлагаются обязанности по ведению реестров, регистров и кадастров. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об этих органах исполнительной власти. Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, утверждаются Президентом. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств. Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством, если иное не установлено федеральным законом. Создание федеральных органов исполнительней власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства. Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент. Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством. Правительство может создавать для осуществления своих полномочий свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве. Оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. Правительство в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Порядок деятельности Правительства согласно ст. 114 Конституции РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Возглавляет Правительство его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства: - представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; - ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; - подписывает акты Правительства; - представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий, об их поощрении; - распределяет обязанности между членами Правительства; - систематически информирует Президента о работе Правительства. Заместители Председателя Правительства: - участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; - координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; - предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство. Федеральные министры: - участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; - принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; - обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. - Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министерств или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министерства подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией и федеральным законом к полномочиям Президента, и Президенту. Правительство – орган коллегиальный. Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения: - о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; - рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; - устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; - устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; - принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; - рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; - рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; - рассматриваются вопросы приобретения государством акций; - рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; - принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации; - образуется Президиум Правительства; - утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; - устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; - утверждаются Регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством. Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях. Правила организации деятельности Правительства по реализации его полномочий устанавливаются Регламентом Правительства. Регламент регулирует: - планирование заседаний Правительства, порядок подготовки и проведения заседаний Правительства, оформление решений, принятых на заседаниях Правительства; - устанавливает порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента, Председателя Правительства и его заместителя; - порядок внесения проектов актов, порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве; - устанавливает порядок организации и деятельности правительств<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|