Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти




Порядок формирования и срок полномочий Правительства Российской Федерации

Состав Правительства Российской Федерации

- Председатель Правительства Российской Федерации

- Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

- Федеральные Министерства

- Федеральные Службы

- Федеральные Агентства

- Иные органы при Правительстве Российской Федерации

Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с иными органами государственной власти

- Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации

- Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием Российской Федерации

- Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации

- В сфере экономики:

- В сфере бюджета и финансов

- В социальной сфере

- В сфере науки, культуры, образования

- В сфере природопользования и охраны окружающей среды

- В сфере внешней политики и международных отношений

- В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

- сфере обороны и государственной безопасности

Акты Правительства Российской Федерации

Ответственность Правительства Российской Федерации

Организация и порядок деятельности Правительства Российской Федерации

8.2.2 Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

Вопросы, выносимые на обсуждение

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации: избрание, компетенция, структура, порядок деятельности

Статус депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти в субъектах РФ

- Правовой статус главы республики в составе Российской Федерации

- Правительства республик

- Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик

- Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

- Правовой статус главы администрации

Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федеральных законов и судебных решений

Содержание самостоятельной работы

8.3.1 Тест

1. Правительство РФ обеспечивает:

а) проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, экологии;

б) возможность использования Вооруженных Сил РФ за рубежом;

в) управление собственностью на территории РФ.

2. Правительство РФ слагает свои полномочия:

а) перед вновь избранным Президентом РФ;

б) перед вновь избранной Государственной Думой РФ;

в) перед вновь избранным советом Федерации.

3. Правительство РФ состоит:

а) из Президента РФ, Председателя Правительства и федеральных министров;

б) Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

в) федеральных министерств и ведомств.

4. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия:

а) Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

б) Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

в) Федерального Собрания российской Федерации.

5. Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров:

а) Государственной Думе Федерального Собрания РФ;

б) Совету Федерации Федерального Собрания РФ;

в) Президенту РФ.

6. Основные направления деятельности Правительства РФ определяет:

а) Президент РФ;

б) Председатель Правительства РФ;

в) Федеральное Собрание Российской Федерации.

7. Порядок деятельности Правительства РФ определяется:

а) Конституцией РФ;

б) федеральным конституционным законом;

в) федеральным законом.

8. Актами Правительства РФ являются:

а) указы;

б) законы;

в) постановления;

г) распоряжения.

9. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам могут быть отменены:

а) Верховным Судом РФ;

б) Президентом РФ;

в) Конституционным Судом РФ.

10. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется:

а) Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

в) Президентом РФ.

11. Недоверие Правительству РФ может выразить:

а) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

б) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

в) Президент РФ.

12. Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ перед:

а) Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

в) Президентом РФ.

13. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ:

а) продолжает действовать до того, как будет сформировано новое Правительство РФ;

б) немедленно прекращает свою деятельность;

в) продолжает действовать до того, как будет сформировано новое Правительство РФ.

14. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается депутатами Государственной Думы:

а) квалифицированным большинством голосов;

б) большинством голосов от общего числа депутатов;

в) большинством голосов от присутствующих на заседании Государственной Думы.

15. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется:

а) высшим должностным лицом субъекта РФ;

б) законодательным органом государственной власти

субъекта РФ;

в) федеральным законом.

16. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста:

а) 25 лет;

б) 30 лет;

в) 35 лет.

17. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ может быть не более:

а) 4 лет;

б) 5 лет;

в) 6 лет.

18. Споры между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по вопросам осуществления их полномочий разрешаются:

а) в судебном порядке;

б) Президентом РФ;

в) в порядке согласительной процедуры.

8.3.2 Вопросы и задания

1. Между Государственной Думой и Президентом РФ возник спор относительно содержания конституционных понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти». В зависимости от истолкования этих понятий должны определяться полномочия Государственной Думы и Президента в сфере формирования федеральной исполнительной власти. По мнению Государственной Думы, в соответствии со п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности определяется законодательным путем. При этом Государственная Дума полагала, что понятие «система федеральных органов исполнительной власти» включает в себя Правительство РФ, порядок деятельности которого устанавливается федеральным конституционным законом, а также иные федеральные органы исполнительной власти, совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться федеральным законом. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти», используемое в ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, интерпретируется Государственной Думой как внутренняя организация каждого отдельного федерального органа исполнительной власти: именно эту внутреннюю организацию, считает заявитель, и представляет Председатель Правительства РФ согласно ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Президенту РФ для утверждения. Какое толкование понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» дал Конституционный Суд РФ?

2. Проанализируйте реформу системы и структуры федеральных органов исполнительной власти по Указу Президента РФ от 09 марта 2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3. Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга внесло в Правительство РФ законопроект для дачи заключения в соответствие с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Однако, Правительство РФ приняло Постановление о возврате законопроекта субъекту права законодательной инициативы по причине отсутствия его финансово-экономического обоснования. Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга обратилось в Конституционный Суд РФ о признании данного Постановления Правительства РФ не соответствующим Конституции РФ. По мнению Законодательного Собрания, в соответствие с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ обязано давать заключения на поступающие к нему законопроекты, и эта обязанность не зависит от одностороннего усмотрения Правительства РФ. Является ли дача заключения по финансовоемким законопроектам обязанностью Правительства РФ? Может ли дача такого заключения связываться какими-либо условиями (например, наличием финансово-экономического обоснования) со стороны Правительства РФ?

4. Какие меры конституционно-правовой ответственности Правительства РФ предусмотрены Конституцией РФ? Предложите изменения в Конституцию РФ, усиливающие ответственность Правительства РФ перед парламентом. Всегда ли отставка Правительства РФ является мерой конституционно-правовой ответственности? Чем отличается отставка Правительства РФ от сложения им своих полномочий?

5. Председатель Правительства РФ для того, чтобы заручиться поддержкой парламента в условиях политического кризиса, поставил перед Государственной Думой РФ вопрос о доверии Правительству РФ. Однако на заседании Правительства РФ этот вопрос не обсуждался. Данное решение было принято Председателем Правительства РФ единолично. Правомерна ли ситуация? Кем принимается такое решение? Дайте ответ на основе анализа норм ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также Регламента Правительства РФ.

6. На основе данных, полученных с помощью официальных сайтов Государственной Думы РФ, Правительства РФ, выполните следующие задания:

а) Как известно, Правительство РФ ежегодно утверждает планы своей законопроектной работы. Изучите такой план, принятый на текущий год. Какие законопроекты в него включены? Проследите выполнение этого плана.

б) Составьте аналитическую справку о законопроектах, внесенных Правительством РФ в течение последнего времени (например, в текущем году). В справке отразите количество внесенных Правительством РФ законопроектов; их тематику; этапы и итоги рассмотрения законопроектов. Имеются ли случаи наложения президентского вето на законопроекты, внесенные Правительством РФ.

7. Член Правительства РФ А. в свободное от работы время пишет детективы. Издательство «Право и жизнь» предложило А. издать его произведения. При этом договор с издательством предусматривает выплату Симонову авторского гонорара за публикацию. Может ли член Правительства РФ А.А. Симонов заключить такой договор? С какими видами деятельности несовместима деятельность членов Правительства РФ?

8. Перечислите основания, по которым полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) прекращаются досрочно.

Нормативные источники

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 1. – Ст. 2.

2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №51. – Ст. 5712.

3. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №19. – Ст.685.

4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №8. – Ст.801.

5. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №49. – Ст.5497.

6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №2. – Ст.231.

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст.5005.

8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 6 октября 2002 г. №161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №48. – Ст.4746.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №40. – Ст.3822.

10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №31. – Ст.3215.

11. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 №763 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №22. – Ст. 2663.

12. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №11. – Ст. 945.

13. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №20. – Ст. 2290.

14. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – №22. – Ст. 2754.

15. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 №1009 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №33. – Ст. 3895.

16. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 г. № 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №23. – Ст. 2313.

17. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2002 г. №8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №15. – Ст.1497.

18. По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. № 9-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №16. – Ст.1601.

19. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июля 2002 г. №12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №28. – Ст.2909.

20. По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. №9-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №50. – Ст. 5371.

Литература

1. Атаманчук, Г. В. Модернизация государственного управления (Теорет.-методолог. основания) / Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 35 с.

2. Васильев, В. И. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и орг. работы: Учеб. пособие / В.И. Васильев, А.В. Павлушкин, А.Е. Постников; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Городец-издат, 2001. – 284 с.

3. Гранкин, И. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации / И. В. Гранкин. – М.: Манускрипт, 1998. – 114 с.

4. Зимин, В. А. Исполнительная власть в Российской Федерации / В. А. Зимин; Самар. гос. пед. ун-т, Сарат. гос. ун-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Самара: Науч.-техн. центр, 2005. – 336 с.

5. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / А. С. Автономов и др. – М.: Новая правовая культура, 2004. – 564 с.

6. Казаченкова, О. В. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе / О. В. Казаченкова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 2. – С. 3–6.

7. Курманов, М. М. Роспуск законодательного органа субъекта Российской Федерации за непроведение заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 2. – C.7-10.

8. Салищева, Н. Г. Исполнительная власть как конституционная ценность // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научной конференции / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. – М„ 2009. – Т.2. – С. 152–174.

9. Цалиев, А. М. Органы власти и законодательство субъектов Российской Федерации: состояние и проблемы совершенствования / А. М. Цалиев. – М.: Формула права, 2007. – 191 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...