Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Концепции ролевого поведения руководителей




3. 2. Концепции ролевого поведения руководителей

Понятие роли

Понятие «роль» широко используется для описания целостных единиц человеческого поведения, или, шире, взаимодействия, в современной социологии, социальной и возрастной психологии, управленческих науках и др. Отталкиваясь от пионерских работ в этой области Дж. Мида и Р. Линтона, которые впервые ввели в рассмотрение ролевой анализ интеракций и социокультурного развития, социологический подход рассматривает прежде всего совокупность ролей, обусловленных интересами больших социальных общностей, вытекающих из однородных условий их жизнедеятельности.

В социальной и возрастной психологии теоретический аппарат ролевого поведения широко используется для рассмотрения механизмов межличностного и группового общения, распределения функций в производственных, учебных коллективах, в семье. Здесь под ролью понимают социально одобряемые образцы поведения, исполнение которых ожидается от индивида в зависимости от его положения в системе межличностных или общественных отношений.

Ролевое поведение личности по Е. С. Кузьмину. Акцентирование на таких сторонах ролевого поведения субъекта, как общественное признание его роли, проявляемые им свойства личности, взаимовлияние различных ролей, позволило Е. С. Кузьмину выделить три основных плана рассмотрения ролевого поведения личности: социальный, психологический и социально-психологический.

Роль в социальном плане это скорее объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане это соответствие качеств индивида выполняемой роли. Роль в социально-психологическом смысле — это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. (Е. С. Кузьмин, 1967, с. 122-123).

Мы видим, таким образом, что специфика ролей человека неможет быть сведена только к поведенческим проявлениям; для полного и всестороннего анализа ролевого пространства субъекта необходимо изучение широкого спектра его личностных качеств. На важность такого комплексного подхода при решении задач управления персоналом указывает Б. Г. Ананьев:

Для реализации программы подбора кадров и управления требуется изучение людей и учет не только их тенденций (установок, отношений, интересов и т. д. ), но и сложного комплекса индивидуально-типических особенностей (Б. Г. Ананьев, 1977, с. 144).

Рассматривая различные уровни психической регуляции, направленные на реализацию жизненно важных долговременных отношений, Ю. Я. Голиков и А. Н. Костин выделяют (от низшего уровня к высшему) регуляцию:

—непосредственного взаимодействия;

—опосредованной координации;

—программно-целевой организации;

—личностно-нормативных изменении;

—мировоззренческих коррекций.

По мнению указанных авторов, именно личность (система личностных норм) выступает в качестве одного из высших средств регуляции в ходе активности, направленной на формирование и изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью. Таким образом, ролевые особенности человеческого поведения и взаимодействия, опосредуемые системой личностных норм, могут быть рассмотрены и как динамические проявления социального статуса, и как средства формирования социального и профессионально адекватного взаимодействия.

Сценарии. Как показывает методологическое исследование Л. И. Воробьевой и Т. В. Снегиревой, сама структура психологического опыта личности носит ярко выраженный сценарный характер. В основе психологического опыта личности лежит «событие» как уже потенциально содержащее в себе сценарий социального взаимодействия и определенное взаимодополнение ролей.

Психические состояния, базисные составляющие психологического опыта личности, порождаемые и воспроизводимые культурным гештальтом, поэтому позиционно (композиционно) связаны у всех его носителей (Л. И. Воробьева, Т. В. Снегирева, 1990, с. 11).

В связи с этим большой интерес представляет исследование не только тех или иных особенностей ролевого поведения, но целостных сценариев ролевого взаимодействия в конкретной социально-профессиональной среде.

Роль менеджера. Для анализа труда руководителей понятие «роль менеджера» впервые было применено американским исследователем Г. Минцбергом в его монографии «Природа управленческого труда». Под ролью руководителя он понимал совокупность определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Обобщив результаты более ранних исследований, а также проведя собственные исследования управленческой деятельности методом включенного наблюдения, Г. Минцберг описал десять ролей менеджера, сгруппированных в три блока: межличностные, информационные и собственно управленческие (другое название ролей последнего блока — роли, связанные с принятием решений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...