Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика работы руководителя в системе государственной службы




Резюме

Итак, резюмируя вышеизложенное, мы можем охарактеризовать деятельность современного менеджера, руководителя как:

опосредованную по отношению к результатам работой подчиненных;

чрезвычайно многоплановую, многоаспектную, имеющую институциональную, процессуальную и инструментальную компоненты;

фрагментарную и прерывистую, насыщенную большим количеством разнообразных действий;

протекающую в условиях постоянно меняющейся среды, неожиданно возникающих обстоятельств;

сильно насыщенную взаимодействием с подчиненными, с другими людьми;

реализующуюся в условиях выраженного дефицита временных ресурсов и предъявляющую поэтому высокие требования к планированию собственного времени.

Специфика работы руководителя в системе государственной службы

Рассмотрим далее специфические особенности реализации профессиональной деятельности руководителями в системе государственной службы.

Профессиональная деятельность руководителя-государственного служащего осуществляется в достаточно регламентированном правовом и инструктивном пространстве. Так, законы о государственной службе Российской Федерации и ряда ее субъектов содержат однозначное определение государственной службы как профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности двух весьма многочисленных категорий «Б» и «В» (это должности для непосредственного обеспечения работы лиц, замещающих должности категории «А», и должности, которые учреждаются самими органами государственной власти и управления). Также законодательно устанавливается достаточно строгая иерархия руководящих должностей. Таким образом, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы осложняется еще и тем, что он осуществляет свою управленческую деятельность в жестко субординированной организационной среде.

Это весьма важное обстоятельство позволило авторскому коллективу из Северо-Кавказской академии государственной службы даже охарактеризовать государственных служащих (включая и руководителей) как сословно-корпоративную группу: «Такой строгий иерархический порядок должностей и квалификаций, четкое разграничение групп и разрядов является свидетельством того, что государственная служба есть строго сословно-корпоративное объединение» (Профессионализм в системе государственной службы, 1997, с. 56).

Другой важной особенностью, определяющей специфику профессиональной деятельности руководителей—государственных служащих является то, что они работают не только в формализованной организационной структуре, но и цели, средства их достижения также являются достаточно формализованными и регламентированными. Эта особенность материализируется в многочисленных нормативно-инструктивных документах, содержащих порой весьма подробное описание целевых и операциональных сторон работы руководителей. В результате управленческая деятельность руководителей—государственных служащих прежде всего носит организационно-исполнительский характер в отличие от выраженной инновационной компоненты в работе менеджеров предприятий и организаций или, тем более, от предпринимательской деятельности руководителя-бизнесмена.

Оборотной стороной регламентированности профессиональной деятельности является строго очерченная шкала материального вознаграждения руководителей в системе государственной службы, направленная на удовлетворение их потребностей в разумных пределах.

Если первый (управляющий частной фирмой) занимается бизнесом прежде всего ради достижения своих личных целей, то последний (руководитель в системе государственной службы) должен служить интересам общества, и для него считается неэтичным использовать преимущества своего положения в личных целях. (С. И. Самыгин, 1997, с. 42).

Следующей весьма важной отличительной особенностью в деятельности управленца — государственного служащего является отсутствие такого существенного, объективного показателя эффективности его труда, как прибыль. Если одним из ключевых (хотя, разумеется, не единственным) критериев для оценки качества и количества труда менеджера на предприятиях всех форм собственности является полученная возглавляемым подразделением (организацией) прибыль, то работа руководителя органа государственной службы и управления либо вообще не может быть отражена в категориях дохода, издержек, выручки, либо такие показатели отражают эффективность управленческого труда только косвенно (например, если орган Государственной налоговой инспекции допустил некоторое снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, то это вовсе не обязательно является следствием неудовлетворительного управления этим органом, а может быть отражением макроэкономических тенденций, региональных и отраслевых трансформаций, качественных и количественных изменений в структуре юридических и физических лиц-налогоплательщиков и т. д. ).

Поэтому результаты деятельности всей производственной группы лишь частично отражают эффективность профессиональной деятельности руководителя. Указывая, что профессия руководителя относится к высшим формам сложной практической деятельности, М. В. Подольский также отмечает, что сложное и специфическое содержание управленческой деятельности заставляет нас отказаться от попытки использовать количественные показатели деятельности коллектива в качестве критерия оценки успешности осуществляемого управления.

Вследствие этого и без того опосредованная по отношению к результатам общеорганизационного труда деятельность руководителя (см. выше) дополняется в органах государственной власти и управления наличием обобщенных целей, которые с трудом поддаются операционализации и выражению в объективных показателях. Например, для муниципального органа управления народным образованием одна из основных целей — это повышение качества учебно-воспитательного процесса. Но как измерить качество образовательных услуг, их рост или снижение? И в какой мере является повышение/снижение качества образования результатом управленческих усилий руководителей данного образовательного учреждения, ведь здесь сконцентрирована работа педагогического коллектива (и его руководства), индивидуальные усилия учащихся, большое влияние оказывает семья, общественная ценность знании и т. п.?

Последней характеристикой управленческого труда в системе государственной службы, на которой хотелось бы остановиться, является такая особенность внешней среды, как отсутствие конкурентов. Подавляющее большинство менеджеров постоянно сравнивают собственные технологические решения, организацию работы с потребителями с аналогичными параметрами деятельности управленческой группы конкурирующих организаций. Руководитель структурного подразделения пли всего государственного органа в известной мере является региональным или отраслевым монополистом по реализации функций государства.

Поэтому в отличие от менеджеров предприятий, которые часто действуют на опережение конкурентов, задавая «рваный» темп управленческой жизни, постоянно «крутясь» в различных направлениях, руководители из системы государственной службы предпочитают действовать не спеша, принимают решения на основе богатой информационной базы, склонны заниматься в основном одним делом, вынуждены находиться в состоянии почти постоянной готовности представить необходимые материалы вышестоящему руководству.

Итак, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы дополняется тем, что она:

—реализуется в строго иерархической организационной среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности;

—обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей;

—имеет слабовыраженную объективно-критериальную основу для оценки ее эффективности;

—протекает в условиях внешней среды, характеризующейся отсутствием конкуренции.

Особенности управленческого труда в сравнении с трудом специалистов и исполнителей, его специфика для руководителей—государственных служащих позволяют глубже вникнуть в суть адаптивных процессов после назначения на руководящую должность, полнее отразить динамику и взаимодействие личностных, профессиональных качеств, особенностей деятельности руководителя в ходе управленческой адаптации. Содержательному и сравнительному анализу ролевых моделей управленческого труда в целях последующего построения теоретической модели управленческой адаптации посвящен следующий раздел настоящей работы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...