В поисках подводных течений
Обсуждая коучинг баланса, мы говорили о создании новых перспектив, выборе между этими перспективами, принятии ответственности, делающем выбор необратимым, и последовательных действиях, реализующих его. Принятие ответственности в отношении процесса означает принятие жизни такой, какой она есть, со всеми реальными ценностями и обязательствами. У вас может появиться решимость установить мир на всей планете и/или выполнить обязательства перед своей семьей. Это — одна категория обязательств. Другая категория проявляется в жизни через выборы, которые человек делает совершенно независимо от того, что он говорит. Клиентка может утверждать, что хочет найти новую работу, но предпринимаемые ею действия показывают, что на самом деле она продолжает имитировать бурную деятельность в этом направлении. Заглядывая в жизнь клиента в поисках реальных обязательств, ответственности и жизненных решений, можно обнаружить, что этим объектом является, например, состояние злости или страха, или стремление избежать рискованных действий. Вот к каким выводам может привести внимание к самому процессу жизни. Кажется, словно какое-то подводное течение все время тянет клиента ко дну. Что же это за течение? Коуч может заявить клиенту: «Вы утверждаете, что намерены сбросить вес и вернуть себе форму, но факты Вашей жизни говорят о чем-то другом. Сам процесс, ход Вашей жизни показывает, что больше всего Вы привержены тому, чтобы оставаться в комфорте и сопротивляться переменам (вариант: разыгрывать драму внутренней борьбы)». Что бы человек ни говорил, сама его жизнь может показывать приверженность чему-то совсем другому — роли жертвы или одинокого волка, переживанию собственной правоты, жалобам на жизнь. Такое подсознательное подводное течение может реально управлять поведением людей. Когда оно выходит на поверхность, как сопротивление или водоворот, то становится заметным и доступным для коучинга.
Бывают и другие подводные течения. В их образовании могут участвовать рассмотренные нами ранее моменты — образ Себя-В-Будущем, формулировка миссии и «неизбежный путь». Все это — мощные положительные течения, которые движут нас в верном направлении. Даже такой процесс, как выявление и уточнение целей, можно сравнить с поиском подобного течения. Коучинг процесса Коучинг процесса приходится использовать во всех случаях, когда требуется более или менее глубокое проникновение в опыт переживаний клиента. Это особенно необходимо, когда сильные устойчивые эмоции клиента блокирует его продвижение в любом направлении. Эмоции могут быть разными — тоска, злость, чувство потери, а иногда даже бьющая через край радость. Такое «попадание в плен» к собственным эмоциям случается в различные переходные периоды жизни, когда эмоциональный поток настолько силен, что человеку просто трудно прорваться сквозь него и перейти к действиям. Коучинг процесса позволяет клиенту полностью присутствовать, переживая этот опыт, вместо того чтобы рассуждать об этом опыте или пытаться словами «вытащить» себя из потока переживаний. Начало: покажите, что заметили сопротивление Работа начинается, когда коуч замечает сопротивление клиента и спрашивает: «Куда именно Вы не хотите попасть?». Дальше необходимо зондировать ситуацию, проникая все глубже и глубже, и продолжать задавать вопросы: «С чем это связано? Что для вас изменится, если это случится?». Можно сказать клиенту: «Я вижу, что мы с Вами каждую неделю составляем новые планы и обязательства, но ничего не происходит. Где же источник сопротивления? Может быть, Вы бы хотели на него более пристально взглянуть? Соберитесь, сделайте глубокий вдох — и расскажите мне, в чем, собственно, дело».
Если клиент говорит коучу, что ему страшно, тот должен подтвердить, что услышал это, но при этом продолжать зондирование: «Итак, Вы боитесь. А чего именно? Вы боитесь опять потерпеть неудачу. Да, я знаю, это очень тяжело пережить». Коуч должен отметить здесь важный поворотный пункт. Он признает наличие у клиента некоторого чувства и принимает его. Коуч поддерживает клиента в том, что неудачу бывает тяжело пережить. В этой ситуации есть разные пути коучинга, например вариации на тему «не ошибается только тот, кто ничего не делает», «на ошибках учатся» и так далее или разбор альтернативных решений той же проблемы, но не надо забывать о том, что коуч и клиент плывут по реке. За шумом этой реки клиент может просто не услышать попыток коуча его успокоить. В рамках коучинга процесса коуч не должен утешать клиента, убеждая его, что бояться неудачи — это плохо. Сейчас клиент чувствует, что боится неудачи, и ему плохо. Коуч должен разделить с ним это чувство, вступить в этот поток, продолжая, впрочем, крепко держаться за большое дерево на берегу. Освоившись, можно заходить все глубже. Дальнейшее погружение Приступив к этому погружению в чужой процесс, коуч уже не имеет права его прервать. Он остается внутри, воспринимая все новые детали внутреннего опыта клиента. Больше того, этот опыт можно углубить и расширить. Можно усилить эффект зондирования посредством воображения: «Какой частью вашего тела Вы ощущаете неудачу? Что Вы при этом видите? В какой находитесь позе? Как Вы дышите?». Коуч должен напомнить клиенту, что находится рядом с ним: «Вы готовы продолжать? Давайте усилим интенсивность ощущений — так, как можно увеличить громкость звука. Представьте, что Вы беретесь за рукоятку и поворачиваете ее в сторону увеличения громкости на одно деление шкалы. Что Вы чувствуете теперь?». Самая эффективная основа для коучинга процесса — это использование метафор. Клиент получает сюжеты и образный язык, с помощью которых он может выразить свои сильные и часто недифференцированные ощущения. Можно представить, например, что проблема — это озеро, в которое коуч с клиентом нырнули и теперь по нему плавают. Или предложить клиенту исследовать пещеру, освещая ручным фонариком все ее закоулки и расщелины. Или попросить его засучить рукава и запустить руки в глубину проблемы прямо по локоть. Или представить себя ученым, провести научное исследование проблемы и скрупулезно зафиксировать его, аккуратно регистрируя на своем пути все открытия.
Через непродолжительное время клиент достигнет точки, где его представление о содержании данной темы станет относительно полным. Спрашивая: «Что Вы видите еще? Что интересного мы еще можем здесь обнаружить?», коуч рано или поздно обнаружит, что клиент перестал погружаться глубже. Интуиция и опыт помогут ему определить момент, когда представление о теме оформилось. Тогда можно начать подводить итоги: «Что нового Вы в результате узнали? Что это Вам дало? Что Вы вынесли из этого опыта? С чем Вы хотели бы расстаться? Что Вам хотелось бы в следующий раз сделать иначе?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|