Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В поисках подводных течений




Обсуждая коучинг баланса, мы говорили о создании новых перспектив, выборе между этими перспективами, принятии от­ветственности, делающем выбор необратимым, и последова­тельных действиях, реализующих его. Принятие ответственнос­ти в отношении процесса означает принятие жизни такой, ка­кой она есть, со всеми реальными ценностями и обязательства­ми. У вас может появиться решимость установить мир на всей планете и/или выполнить обязательства перед своей семьей. Это — одна категория обязательств. Другая категория проявля­ется в жизни через выборы, которые человек делает совершен­но независимо от того, что он говорит. Клиентка может утверж­дать, что хочет найти новую работу, но предпринимаемые ею действия показывают, что на самом деле она продолжает имити­ровать бурную деятельность в этом направлении. Заглядывая в жизнь клиента в поисках реальных обязательств, ответственно­сти и жизненных решений, можно обнаружить, что этим объек­том является, например, состояние злости или страха, или стремление избежать рискованных действий. Вот к каким выво­дам может привести внимание к самому процессу жизни.

Кажется, словно какое-то подводное течение все время тянет клиента ко дну. Что же это за течение? Коуч может заявить кли­енту: «Вы утверждаете, что намерены сбросить вес и вернуть се­бе форму, но факты Вашей жизни говорят о чем-то другом. Сам процесс, ход Вашей жизни показывает, что больше всего Вы привержены тому, чтобы оставаться в комфорте и сопротив­ляться переменам (вариант: разыгрывать драму внутренней борьбы)». Что бы человек ни говорил, сама его жизнь может по­казывать приверженность чему-то совсем другому — роли жертвы или одинокого волка, переживанию собственной право­ты, жалобам на жизнь. Такое подсознательное подводное тече­ние может реально управлять поведением людей. Когда оно вы­ходит на поверхность, как сопротивление или водоворот, то ста­новится заметным и доступным для коучинга.

Бывают и другие подводные течения. В их образовании могут участвовать рассмотренные нами ранее моменты — образ Себя-В-Будущем, формулировка миссии и «неизбежный путь». Все это — мощные положительные течения, которые движут нас в верном направлении. Даже такой процесс, как выявление и уточ­нение целей, можно сравнить с поиском подобного течения.

Коучинг процесса

Коучинг процесса приходится использовать во всех случаях, когда требуется более или менее глубокое проникновение в опыт переживаний клиента. Это особенно необходимо, когда сильные устойчивые эмоции клиента блокирует его продвиже­ние в любом направлении. Эмоции могут быть разными — тос­ка, злость, чувство потери, а иногда даже бьющая через край радость.

Такое «попадание в плен» к собственным эмоциям случается в различные переходные периоды жизни, когда эмоциональный поток настолько силен, что человеку просто трудно прорваться сквозь него и перейти к действиям. Коучинг процесса позволяет клиенту полностью присутствовать, переживая этот опыт, вмес­то того чтобы рассуждать об этом опыте или пытаться словами «вытащить» себя из потока переживаний.

Начало: покажите, что заметили сопротивление

Работа начинается, когда коуч замечает сопротивление кли­ента и спрашивает: «Куда именно Вы не хотите попасть?». Даль­ше необходимо зондировать ситуацию, проникая все глубже и глубже, и продолжать задавать вопросы: «С чем это связано? Что для вас изменится, если это случится?». Можно сказать кли­енту: «Я вижу, что мы с Вами каждую неделю составляем новые планы и обязательства, но ничего не происходит. Где же источ­ник сопротивления? Может быть, Вы бы хотели на него более пристально взглянуть? Соберитесь, сделайте глубокий вдох — и расскажите мне, в чем, собственно, дело».

Если клиент говорит коучу, что ему страшно, тот должен под­твердить, что услышал это, но при этом продолжать зондирова­ние: «Итак, Вы боитесь. А чего именно? Вы боитесь опять потер­петь неудачу. Да, я знаю, это очень тяжело пережить». Коуч дол­жен отметить здесь важный поворотный пункт. Он признает на­личие у клиента некоторого чувства и принимает его. Коуч под­держивает клиента в том, что неудачу бывает тяжело пережить.

В этой ситуации есть разные пути коучинга, например вариа­ции на тему «не ошибается только тот, кто ничего не делает», «на ошибках учатся» и так далее или разбор альтернативных реше­ний той же проблемы, но не надо забывать о том, что коуч и кли­ент плывут по реке. За шумом этой реки клиент может просто не услышать попыток коуча его успокоить. В рамках коучинга про­цесса коуч не должен утешать клиента, убеждая его, что бояться неудачи — это плохо. Сейчас клиент чувствует, что боится не­удачи, и ему плохо. Коуч должен разделить с ним это чувство, вступить в этот поток, продолжая, впрочем, крепко держаться за большое дерево на берегу. Освоившись, можно заходить все глубже.

Дальнейшее погружение

Приступив к этому погружению в чужой процесс, коуч уже не имеет права его прервать. Он остается внутри, воспринимая все новые детали внутреннего опыта клиента. Больше того, этот опыт можно углубить и расширить. Можно усилить эффект зон­дирования посредством воображения: «Какой частью вашего тела Вы ощущаете неудачу? Что Вы при этом видите? В какой находитесь позе? Как Вы дышите?». Коуч должен напомнить клиенту, что находится рядом с ним: «Вы готовы продолжать? Давайте усилим интенсивность ощущений — так, как можно увеличить громкость звука. Представьте, что Вы беретесь за ру­коятку и поворачиваете ее в сторону увеличения громкости на одно деление шкалы. Что Вы чувствуете теперь?».

Самая эффективная основа для коучинга процесса — это ис­пользование метафор. Клиент получает сюжеты и образный язык, с помощью которых он может выразить свои сильные и часто недифференцированные ощущения. Можно представить, например, что проблема — это озеро, в которое коуч с клиентом нырнули и теперь по нему плавают. Или предложить клиенту исследовать пещеру, освещая ручным фонариком все ее закоулки и расщелины. Или попросить его засучить рукава и запустить руки в глубину проблемы прямо по локоть. Или представить се­бя ученым, провести научное исследование проблемы и скрупу­лезно зафиксировать его, аккуратно регистрируя на своем пути все открытия.

Через непродолжительное время клиент достигнет точки, где его представление о содержании данной темы станет относи­тельно полным. Спрашивая: «Что Вы видите еще? Что интерес­ного мы еще можем здесь обнаружить?», коуч рано или поздно обнаружит, что клиент перестал погружаться глубже. Интуиция и опыт помогут ему определить момент, когда представление о теме оформилось. Тогда можно начать подводить итоги: «Что но­вого Вы в результате узнали? Что это Вам дало? Что Вы вынесли из этого опыта? С чем Вы хотели бы расстаться? Что Вам хоте­лось бы в следующий раз сделать иначе?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...