Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание свободной, просторной жизни




Итак, коуч с клиентом получили опыт совместного пережива­ния некоторого периода его жизни, включая и ту его часть, кото­рую клиент до этого отказывался принимать и даже называть своим именем. Теперь надо начать «встраивание» этого опыта в его реальную жизнь.

Это ключевой момент в коучинге процесса. Необходимо со­здать свободное пространство, в котором поместилась бы вся жизнь, и собрать ее — собрать, включив не только ее легкие и приятные части, но и весь беспорядок, все разочарования, по­стыдные воспоминания, сожаления, все, с чем так трудно жить. Это и есть тот опыт, в который коуч должен был помочь клиенту войти — вместо того чтобы просто говорить о нем. Как только клиент сумеет включить в свой опыт все, что предлагает ему жизнь, он может вздохнуть гораздо свободнее. И сама его жизнь теперь становится более свободной. Такое глубокое пережива­ние сильно расширяет пространство возможных действий.

Эмоция — знак, но не симптом

Наиболее сложный элемент коучинга процесса, вызывающий у многих коучей затруднения, — это переживание эмоций. Ис­следование, которое мы описали, затрагивает очень глубокие переживания и чувства клиента — эмоции и состояния, часто выражаемые как вербально, так и невербально. Это может быть клокочущая в груди ярость или мужественно сдерживаемые слезы. Открытие двери, ведущей на запретную территорию, мо­жет привести буквально к эмоциональному наводнению, пото­пу. Коучей это иногда путает и смущает. Они начинают думать, что, раз реакция клиента оказалась такой бурной, тут нужны уже не равноправные отношения, а психотерапия. Но эмоции не всегда требуют психотерапии. Эмоции — это всего лишь эмо­ции. Когда человек плачет, это не обязательно значит, что он бо­лен. Он плачет просто потому, что ему хочется плакать — это та­кой способ выражения сильных чувств.

Коуч должен допускать и даже поощрять проявление эмоций — таких как тоска, боль, ярость. Эмоции — это такой же нор­мальный способ выражения переживаний, как слова, музыка или танец. Пусть они вас не настораживают. Обычно коучи сра­зу пытаются выяснить причину слез; этого делать не нужно. Причина сама по себе не так уж важна, важно то, что коуч при­нимает это переживание клиента. Тем более коучу не следует пытаться затормозить или остановить эмоциональные проявле­ния (хотя это тоже типичная реакция). Нужно просто признать их наличие и исследовать, констатируя факт столкновения с сильным чувством, за которым кроется какая-то боль клиента.

Проявление эмоций входит в нормальное функционирование человеческой личности. Это не симптом болезни. Здоровый, сильный, полноценный человек имеет полный доступ к своим эмоциям. Попытки отрицания, сокрытия, подавления эмоций — это именно то, что ведет к неприятностям. Чувства суть способ самовыражения; проявляя их, мы разряжаем внутреннее напря­жение и раскрываемся для мира. А если мы не разряжаемся и не раскрываемся, то мы и не растем. Если мы что-то такое удержи­ваем в себе, то можем просто заболеть — психически или физи­чески. К тому же важно учитывать очистительный эффект слез, гнева или удовольствия.

В коучинге процесса слезы и другие эмоциональные выплес­ки закономерны, поскольку коуч предлагает клиенту — и даже побуждает его к этому — посетить «запретные» области собст­венной жизни и пережить их содержание так, чтобы оно пере­стало быть недоступным. Коучинг, не проникающий в эти за­крытые места, лишен и глубины, и размаха. Клиент может при этом продолжать двигаться вперед, но истинного развития нет там, где нет глубоких перемен.

Несмотря на эмоциональную нагруженность коучинга про­цесса, в нем может остаться место и для юмора. Если при про­никновении на запретную территорию удается сохранить чув­ство юмора, клиент будет смелее направлять луч света во все­возможные темные места. И глубина мрачных подземных вод будет пробуждать в нем, скорее, любознательность, чем боязнь утонуть.

Ловушки коучинга процесса

Теперь поговорим о некоторых трудностях. Коучинг процесса — занятие в целом менее упорядоченное, чем коучинг самореали­зации, где приходится заниматься выявлением и уточнением цен­ностей, созданием перспективы на будущее, борьбой с «гремли-ном», или коучинг баланса, который опирается на четкую после­довательность семи ступеней, ведущих к действию. К тому же ко­учинг процесса по самой своей сути эмоциональнее нагружен. Уникальная природа коучинга процесса порождает здесь некото­рое количество ловушек, которых стоит остерегаться.

По ту сторону техники

Ошибка, свойственная некоторым коучам, — сводить коу­чинг процесса только к технике. Особенно это касается «зонди­рования», т.е. проникновения в глубокие слои личности с ис­пользованием воображения. Руководствуясь интуицией и лич­ным стилем, коуч ищет способы предложить клиенту описать, где он находится сейчас. «Где в Вашем теле можно локализовать это ощущение?» — этот часто очень полезный вопрос смещает внимание клиента от интеллектуальных построений к непосред­ственному опыту.

Но серия подходящих вопросов, направляющих внимание клиента в нужную сторону, — это еще не коучинг процесса. Са­ма по себе техника — это только опорный пункт, ворота в тун­нель. Придание технике самостоятельного значения позволяет работать без риска, но порождает поверхностный подход к кли­енту. А что, если клиент согласен рисковать, но хочет погрузить­ся глубоко? Коуч обязан установить внутреннюю связь с клиен­том, иначе коучинг процесса просто не состоится. Клиент пре­красно чувствует, разделяет коуч его опыт на глубинном уровне или нет, присутствует ли он на третьем уровне. Коуч должен стремиться быть с клиентом, разделяя его переживания.

Испугались?

Иногда коучей пугают прорывы эмоций у клиента и другие особенности коучинга процесса, который очень трудно упорядо­чить и подогнать под какие-то алгоритмы. Коучинг баланса — это набор действий, аккуратно расписанных по шагам. В коучинге самореализации есть такая вполне понятная процедура, как вы­явление и уточнение ценностей. Но коучинг процесса обязатель­но требует погружения под воду, в мутный поток, в котором не­известно еще, что найдешь. Непредсказуемость результата, не­контролируемость процедуры, опасение, что клиенту на самом деле нужна психотерапия, сильнейший соблазн оказать локаль­ную помощь («скрепить» расползающиеся швы и т.п.) и на этом свернуть работу — все это обычные реакции испуганного коуча, который вдруг обнаружил, что попал, как кур в ощип, в коучинг процесса. Сверх того, коучинг процесса — это поразительный опыт события с другим человеком на уровне более глубоком, не­жели мышление и понимание. Коуч при этом полностью входит в жизнь клиента и разделяет его переживания. Для самого клиен­та это очень серьезный опыт. Он, скорее всего, редко встречал в своей жизни людей, готовых запросто сопровождать его в опас­ном путешествии, не отговаривая, не давая дурацких советов, не успокаивая, не похлопывая ободряюще по плечу, готовых просто двинуться с ним в путь. Человек чувствует себя исключительно спокойно, уверенно и безопасно тогда, когда он с кем-то вместе и при этом может быть полностью собой.

«Процессуализм» как зависимость

Однажды оценив мощь коучинга процесса и то, какой потен­циал он предоставляет клиенту, некоторые коучи начинают ис­кать объекты для коучинга процесса где угодно. Происходит своеобразная интоксикация, порождающая привыкание к дан­ному типу переживаний (а может быть, к выбросам эндорфи-нов, адреналина или эмоциям, которыми они сопровождаются). Но коучинг процесса — это не магический эликсир. Его надо ис­пользовать аккуратно, сопровождая коучингом деятельности. Запомните, что направление, в котором ведется Коактивный ко­учинг, — это часть соглашения, заключенного между коучем и клиентом. Если коуч постоянно навязывает клиенту свою про­грамму — значит, он это соглашение нарушает. Здесь тоже ну­жен баланс между бытием и действием.

И последняя ловушка коучинга процесса — остановка на пол­пути. Уж если коуч ступил на этот путь, то лучше идти и дальше, набираясь храбрости, до тех пор, пока клиент снова не обретет ясность и вновь не войдет в контакт со своей собственной силой.

Диалог

Клиент: Похоже, что мне все-таки придется опять выта­щить на свет Божий свое старое резюме.

Коуч: Вы, наконец, узнали что-нибудь о заморской ва­кансии?

Клиент: Да. И получил совсем не тот ответ, на который надеялся. Так что я начинаю поиск заново.

Коуч -. Вы так издергались, пытаясь получить эту работу. Я помню, в каком Вы были состоянии после последнего собеседования. А сейчас мне кажется, что Вы даже рады от нее отделаться, словно это и неважно. В чем тут дело?

Клиент: В разочаровании. Коуч: Угу.

Клиент: Ради этого собеседования я просто выжал себя до капли. Я не представляю, что мог бы сделать еще.

Коуч: Колоссальный провал.

Клиент: Я не хочу продолжать этот разговор.

Коуч: Я понимаю. Только вот мне кажется, будто что-то внутри Вас все еще очень хочет его продолжить.

Клиент: Да, парень, это правда. Я не помню, чтобы мне когда-нибудь раньше было так плохо. Может быть, я слишком много потратил сил, пытаясь выбраться к черту из этой страны.

Коуч: Как это для Вас выглядит? Мне вот сейчас груст­но. А у Вас какие ощущения?

Клиент: Такие, как будто мне врезали кулаком в живот. Как будто дышать нечем. Ударили прямо в живот, аж не разогнуться.

Коуч: Что самое болезненное?

Клиент: Потеря. Ожидание. Энергия, потраченная впус­тую.

Коуч: Что, если мы разберемся в этом прямо сейчас? Я думаю, что эту проблему надо пройти насквозь, а не пе­решагивать через нее.

Клиент: Да. Я все это ненавижу, но избавиться не могу. Коуч: Как это выглядит?

Клиент: Что-то темное... темное и острое... трудно раз­глядеть, но, кажется, там зазубренные края.

Коуч: Что Вы чувствуете на своем лице?

Клиент: За глазами — какое-то давление. Мой лоб чем-то стиснут, а в ушах звенят колокольчики и вроде бы слышатся голоса.

Коуч: Что они говорят?

Клиент: Все то же, что обычно говорят «гремлины». Но сегодня у них любимая тема: «Ты — плохой специалист. Ты засыпался на первом же собеседовании. Если тебя когда-то и ценили, то незаслуженно. Никого не обманул твой фальшивый послужной список». Ну, обычный на­бор — сами знаете.

Коуч: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы Вы повысили их громкость — сначала ненамного. Сейчас указатель на цифре 5, подверните его до 6.

Клиент: В смысле — громкость голосов?

Коуч: Громкость голосов, интенсивность боли, давления — всего, что Вы сейчас чувствуете. Прислушайтесь ко всему этому — и как следует. Я буду рядом.

Клиент: Поворачиваю регулятор звука. Сейчас он пока­зывает 6.

Коуч -. И что Вы замечаете?

Клиент: Неудача. Грандиозная неудача, которая накаты­вается волной и заглушает все остальное.

Коуч: Накатывается волной неудача. А Вы сами при этом в безопасном месте?

Клиент: Да, волна уже катится позади меня.

Коуч: Когда будете готовы, попробуйте перевести регу­лятор на 7.

Клиент: Вот сейчас я действительно ощущаю потерю. Как будто умерла мечта. Как будто исчез мой последний шанс создать в жизни что-то существенное.

Коуч: Вы действительно сожалеете о потере мечты. На­сколько это серьезно?

Клиент: Предельно серьезно.

Коуч: Да уж. А что вы замечаете сейчас?

Клиент: Что могу уменьшить звук.

Коуч: Вы действительно хотите сделать это сейчас?

Клиент: Да.

Коуч: Что происходит с ощущениями потери и неудачи, которые Вами сейчас владеют?

Клиент: Я и не знал, насколько крепко они меня схвати­ли. По крайней мере, сейчас чуть-чуть свободней.

Коуч: И Вы видите, что можете отчасти их контролиро­вать. У вас есть силы, чтобы их пережить — и чтобы ог­раничить удар, который они Вам нанесли.

Клиент: Я не просто жертва. Я еще могу выбирать.

Коуч: Итак, вот Вам моя просьба на следующую неделю: я хочу, чтобы Вы так и не расставались с ощущениями разочарования, потери и неудачи. Сделаете это?

Клиент: Вы шутите!

Коуч: Да нет, не шучу. Как искать работу, вы знаете: на­писать резюме, пройти собеседования, ну и что там надо еще... Ваша проблема — как жить с чувством разочаро­вания. Здесь Ваши умения кончаются. А если бы Вы это­му научились, что бы это вам дало?

Клиент: Свободу. Только... Я ведь не обязан получать от этого удовольствие?

Коуч: Нет. И Вам не придется ничего избегать из того, что Вы делаете обычно. Вы ведь сейчас, скорее всего, не последний раз столкнулись с потерей и неудачей. Если Вы сумеете пережить их сейчас — и нарастить соответ­ствующие «мускулы», чтобы обращаться с ними, — то окажетесь в лучшей форме в следующий раз, когда слу­чится разочарование.

Клиент: Прямо-таки программа эмоциональной гимнас­тики, просто фитнесс какой-то.

Коуч: Для которого Вселенная обеспечила Вам велико­лепный тренажерный зал. Так давайте им воспользуем­ся, чтобы научиться противостоять разочарованию и не­удачам, которые Вам еще встретятся в жизни. Задание для «исследования жизни» на эту неделю: «Чему я учусь у своих разочарований?».

Клиент: Думаю, что тут многому можно научиться.

Процесс и подотчетность

Процесс — это самоуглубление, созерцание, следование по­току. Но в то же время, как мы уже отметили ранее, процесс включает в себя деятельность. Следовательно, коучинг процес­са, так же как коучинг самореализации или баланса, может включать элемент подотчетности. В этом случае коуч и его кли­ент активно ищут способы катализировать действия и углубить навыки плавания в потоке жизни.

Представим, что клиентка испытывает затруднения каждый раз при необходимости высказать неприятную правду боссу, коллегам, супругу или детям, и эти затруднения столь сущест­венны, что мешают ей вообще куда-либо двигаться. Коуч может убедить ее взять на себя обязательство сказать неприятную правду на следующей неделе не менее пятнадцати раз и пона­блюдать, что в ней происходит в момент непосредственного столкновения с внутренней борьбой, вместо того чтобы заглу­шать или избегать ее. Теперь она ответственна за свое бытие в этой нелегкой ситуации. Например, она может обещать записы­вать ежедневно по три утверждения «неприятной правды» и по­том отмечать, хватило или нет у нее решимости громко произне­сти каждое из этих утверждений перед человеком, которого оно касается. Или она может каждый день записывать в дневнике ответ на вопрос: «Какую неприятную правду я скрыла от себя сегодня?».

Также можно добавить процессуальный аспект к традицион­ным формам подотчетности. Если клиент обязался написать за следующую неделю очередные тридцать страниц своей книги, заметив, что он это исполнит, хотя и с большим трудом, — коуч может сделать встречное предложение: «А слабо написать все те же самые тридцать страниц, но только так, чтобы это было лег­ко?». Или спросить клиента, выяснив, что тот намерен делать, какие ощущения у него могут возникнуть в этот момент. Может ли он выполнять задуманные действия так, чтобы это было быс­тро, или радостно, или по-детски, или торжествующе, или неж­но? Хочет ли он быть веселым, напряженным, творческим, со­средоточенным, ответственным? И вообще — сколько сущест­вует способов, которыми можно просто быть?

Где надо остановиться?

Прежде чем закончить обсуждение работы с «внутренними препятствиями» клиента, стоит целенаправленно задать вопрос коучу: «Где Вы сами останавливаетесь в коучинге? Какие облас­ти жизни являются трудными для Вас?». Ответ на этот вопрос очень важен — он указывает на моменты и темы, которые коучу будет трудно прорабатывать с клиентами.

Допустим, у коуча проблемы с финансами, или его одолевают агрессивные реакции, или охватывает чувство покинутости. Это пункты, о которые коуч может споткнуться, спасовав в тот мо­мент, когда клиенту понадобиться пройти сквозь эти участки своего опыта. Но, если коуч не сознает особенностей своего соб­ственного процесса, то в такой ситуации не сможет вести коу-чинг, фактически обманув клиента: как только клиент двинется в одну из этих областей, коуч тут же бессознательно направит его в другую сторону. Таким образом, коучу необходимо пройти су­ровый самоанализ — желательно с помощью другого коуча. Про­анализировав эти «заблокированные» потоки и интегрировав их в свою жизнь, коуч сможет помочь в этом и своим клиентам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...