Создание свободной, просторной жизни
Итак, коуч с клиентом получили опыт совместного переживания некоторого периода его жизни, включая и ту его часть, которую клиент до этого отказывался принимать и даже называть своим именем. Теперь надо начать «встраивание» этого опыта в его реальную жизнь. Это ключевой момент в коучинге процесса. Необходимо создать свободное пространство, в котором поместилась бы вся жизнь, и собрать ее — собрать, включив не только ее легкие и приятные части, но и весь беспорядок, все разочарования, постыдные воспоминания, сожаления, все, с чем так трудно жить. Это и есть тот опыт, в который коуч должен был помочь клиенту войти — вместо того чтобы просто говорить о нем. Как только клиент сумеет включить в свой опыт все, что предлагает ему жизнь, он может вздохнуть гораздо свободнее. И сама его жизнь теперь становится более свободной. Такое глубокое переживание сильно расширяет пространство возможных действий. Эмоция — знак, но не симптом Наиболее сложный элемент коучинга процесса, вызывающий у многих коучей затруднения, — это переживание эмоций. Исследование, которое мы описали, затрагивает очень глубокие переживания и чувства клиента — эмоции и состояния, часто выражаемые как вербально, так и невербально. Это может быть клокочущая в груди ярость или мужественно сдерживаемые слезы. Открытие двери, ведущей на запретную территорию, может привести буквально к эмоциональному наводнению, потопу. Коучей это иногда путает и смущает. Они начинают думать, что, раз реакция клиента оказалась такой бурной, тут нужны уже не равноправные отношения, а психотерапия. Но эмоции не всегда требуют психотерапии. Эмоции — это всего лишь эмоции. Когда человек плачет, это не обязательно значит, что он болен. Он плачет просто потому, что ему хочется плакать — это такой способ выражения сильных чувств.
Коуч должен допускать и даже поощрять проявление эмоций — таких как тоска, боль, ярость. Эмоции — это такой же нормальный способ выражения переживаний, как слова, музыка или танец. Пусть они вас не настораживают. Обычно коучи сразу пытаются выяснить причину слез; этого делать не нужно. Причина сама по себе не так уж важна, важно то, что коуч принимает это переживание клиента. Тем более коучу не следует пытаться затормозить или остановить эмоциональные проявления (хотя это тоже типичная реакция). Нужно просто признать их наличие и исследовать, констатируя факт столкновения с сильным чувством, за которым кроется какая-то боль клиента. Проявление эмоций входит в нормальное функционирование человеческой личности. Это не симптом болезни. Здоровый, сильный, полноценный человек имеет полный доступ к своим эмоциям. Попытки отрицания, сокрытия, подавления эмоций — это именно то, что ведет к неприятностям. Чувства суть способ самовыражения; проявляя их, мы разряжаем внутреннее напряжение и раскрываемся для мира. А если мы не разряжаемся и не раскрываемся, то мы и не растем. Если мы что-то такое удерживаем в себе, то можем просто заболеть — психически или физически. К тому же важно учитывать очистительный эффект слез, гнева или удовольствия. В коучинге процесса слезы и другие эмоциональные выплески закономерны, поскольку коуч предлагает клиенту — и даже побуждает его к этому — посетить «запретные» области собственной жизни и пережить их содержание так, чтобы оно перестало быть недоступным. Коучинг, не проникающий в эти закрытые места, лишен и глубины, и размаха. Клиент может при этом продолжать двигаться вперед, но истинного развития нет там, где нет глубоких перемен.
Несмотря на эмоциональную нагруженность коучинга процесса, в нем может остаться место и для юмора. Если при проникновении на запретную территорию удается сохранить чувство юмора, клиент будет смелее направлять луч света во всевозможные темные места. И глубина мрачных подземных вод будет пробуждать в нем, скорее, любознательность, чем боязнь утонуть. Ловушки коучинга процесса Теперь поговорим о некоторых трудностях. Коучинг процесса — занятие в целом менее упорядоченное, чем коучинг самореализации, где приходится заниматься выявлением и уточнением ценностей, созданием перспективы на будущее, борьбой с «гремли-ном», или коучинг баланса, который опирается на четкую последовательность семи ступеней, ведущих к действию. К тому же коучинг процесса по самой своей сути эмоциональнее нагружен. Уникальная природа коучинга процесса порождает здесь некоторое количество ловушек, которых стоит остерегаться. По ту сторону техники Ошибка, свойственная некоторым коучам, — сводить коучинг процесса только к технике. Особенно это касается «зондирования», т.е. проникновения в глубокие слои личности с использованием воображения. Руководствуясь интуицией и личным стилем, коуч ищет способы предложить клиенту описать, где он находится сейчас. «Где в Вашем теле можно локализовать это ощущение?» — этот часто очень полезный вопрос смещает внимание клиента от интеллектуальных построений к непосредственному опыту. Но серия подходящих вопросов, направляющих внимание клиента в нужную сторону, — это еще не коучинг процесса. Сама по себе техника — это только опорный пункт, ворота в туннель. Придание технике самостоятельного значения позволяет работать без риска, но порождает поверхностный подход к клиенту. А что, если клиент согласен рисковать, но хочет погрузиться глубоко? Коуч обязан установить внутреннюю связь с клиентом, иначе коучинг процесса просто не состоится. Клиент прекрасно чувствует, разделяет коуч его опыт на глубинном уровне или нет, присутствует ли он на третьем уровне. Коуч должен стремиться быть с клиентом, разделяя его переживания. Испугались? Иногда коучей пугают прорывы эмоций у клиента и другие особенности коучинга процесса, который очень трудно упорядочить и подогнать под какие-то алгоритмы. Коучинг баланса — это набор действий, аккуратно расписанных по шагам. В коучинге самореализации есть такая вполне понятная процедура, как выявление и уточнение ценностей. Но коучинг процесса обязательно требует погружения под воду, в мутный поток, в котором неизвестно еще, что найдешь. Непредсказуемость результата, неконтролируемость процедуры, опасение, что клиенту на самом деле нужна психотерапия, сильнейший соблазн оказать локальную помощь («скрепить» расползающиеся швы и т.п.) и на этом свернуть работу — все это обычные реакции испуганного коуча, который вдруг обнаружил, что попал, как кур в ощип, в коучинг процесса. Сверх того, коучинг процесса — это поразительный опыт события с другим человеком на уровне более глубоком, нежели мышление и понимание. Коуч при этом полностью входит в жизнь клиента и разделяет его переживания. Для самого клиента это очень серьезный опыт. Он, скорее всего, редко встречал в своей жизни людей, готовых запросто сопровождать его в опасном путешествии, не отговаривая, не давая дурацких советов, не успокаивая, не похлопывая ободряюще по плечу, готовых просто двинуться с ним в путь. Человек чувствует себя исключительно спокойно, уверенно и безопасно тогда, когда он с кем-то вместе и при этом может быть полностью собой.
«Процессуализм» как зависимость Однажды оценив мощь коучинга процесса и то, какой потенциал он предоставляет клиенту, некоторые коучи начинают искать объекты для коучинга процесса где угодно. Происходит своеобразная интоксикация, порождающая привыкание к данному типу переживаний (а может быть, к выбросам эндорфи-нов, адреналина или эмоциям, которыми они сопровождаются). Но коучинг процесса — это не магический эликсир. Его надо использовать аккуратно, сопровождая коучингом деятельности. Запомните, что направление, в котором ведется Коактивный коучинг, — это часть соглашения, заключенного между коучем и клиентом. Если коуч постоянно навязывает клиенту свою программу — значит, он это соглашение нарушает. Здесь тоже нужен баланс между бытием и действием.
И последняя ловушка коучинга процесса — остановка на полпути. Уж если коуч ступил на этот путь, то лучше идти и дальше, набираясь храбрости, до тех пор, пока клиент снова не обретет ясность и вновь не войдет в контакт со своей собственной силой. Диалог Клиент: Похоже, что мне все-таки придется опять вытащить на свет Божий свое старое резюме. Коуч: Вы, наконец, узнали что-нибудь о заморской вакансии? Клиент: Да. И получил совсем не тот ответ, на который надеялся. Так что я начинаю поиск заново. Коуч -. Вы так издергались, пытаясь получить эту работу. Я помню, в каком Вы были состоянии после последнего собеседования. А сейчас мне кажется, что Вы даже рады от нее отделаться, словно это и неважно. В чем тут дело? Клиент: В разочаровании. Коуч: Угу. Клиент: Ради этого собеседования я просто выжал себя до капли. Я не представляю, что мог бы сделать еще. Коуч: Колоссальный провал. Клиент: Я не хочу продолжать этот разговор. Коуч: Я понимаю. Только вот мне кажется, будто что-то внутри Вас все еще очень хочет его продолжить. Клиент: Да, парень, это правда. Я не помню, чтобы мне когда-нибудь раньше было так плохо. Может быть, я слишком много потратил сил, пытаясь выбраться к черту из этой страны. Коуч: Как это для Вас выглядит? Мне вот сейчас грустно. А у Вас какие ощущения? Клиент: Такие, как будто мне врезали кулаком в живот. Как будто дышать нечем. Ударили прямо в живот, аж не разогнуться. Коуч: Что самое болезненное? Клиент: Потеря. Ожидание. Энергия, потраченная впустую. Коуч: Что, если мы разберемся в этом прямо сейчас? Я думаю, что эту проблему надо пройти насквозь, а не перешагивать через нее. Клиент: Да. Я все это ненавижу, но избавиться не могу. Коуч: Как это выглядит? Клиент: Что-то темное... темное и острое... трудно разглядеть, но, кажется, там зазубренные края. Коуч: Что Вы чувствуете на своем лице? Клиент: За глазами — какое-то давление. Мой лоб чем-то стиснут, а в ушах звенят колокольчики и вроде бы слышатся голоса. Коуч: Что они говорят? Клиент: Все то же, что обычно говорят «гремлины». Но сегодня у них любимая тема: «Ты — плохой специалист. Ты засыпался на первом же собеседовании. Если тебя когда-то и ценили, то незаслуженно. Никого не обманул твой фальшивый послужной список». Ну, обычный набор — сами знаете. Коуч: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы Вы повысили их громкость — сначала ненамного. Сейчас указатель на цифре 5, подверните его до 6. Клиент: В смысле — громкость голосов?
Коуч: Громкость голосов, интенсивность боли, давления — всего, что Вы сейчас чувствуете. Прислушайтесь ко всему этому — и как следует. Я буду рядом. Клиент: Поворачиваю регулятор звука. Сейчас он показывает 6. Коуч -. И что Вы замечаете? Клиент: Неудача. Грандиозная неудача, которая накатывается волной и заглушает все остальное. Коуч: Накатывается волной неудача. А Вы сами при этом в безопасном месте? Клиент: Да, волна уже катится позади меня. Коуч: Когда будете готовы, попробуйте перевести регулятор на 7. Клиент: Вот сейчас я действительно ощущаю потерю. Как будто умерла мечта. Как будто исчез мой последний шанс создать в жизни что-то существенное. Коуч: Вы действительно сожалеете о потере мечты. Насколько это серьезно? Клиент: Предельно серьезно. Коуч: Да уж. А что вы замечаете сейчас? Клиент: Что могу уменьшить звук. Коуч: Вы действительно хотите сделать это сейчас? Клиент: Да. Коуч: Что происходит с ощущениями потери и неудачи, которые Вами сейчас владеют? Клиент: Я и не знал, насколько крепко они меня схватили. По крайней мере, сейчас чуть-чуть свободней. Коуч: И Вы видите, что можете отчасти их контролировать. У вас есть силы, чтобы их пережить — и чтобы ограничить удар, который они Вам нанесли. Клиент: Я не просто жертва. Я еще могу выбирать. Коуч: Итак, вот Вам моя просьба на следующую неделю: я хочу, чтобы Вы так и не расставались с ощущениями разочарования, потери и неудачи. Сделаете это? Клиент: Вы шутите! Коуч: Да нет, не шучу. Как искать работу, вы знаете: написать резюме, пройти собеседования, ну и что там надо еще... Ваша проблема — как жить с чувством разочарования. Здесь Ваши умения кончаются. А если бы Вы этому научились, что бы это вам дало? Клиент: Свободу. Только... Я ведь не обязан получать от этого удовольствие? Коуч: Нет. И Вам не придется ничего избегать из того, что Вы делаете обычно. Вы ведь сейчас, скорее всего, не последний раз столкнулись с потерей и неудачей. Если Вы сумеете пережить их сейчас — и нарастить соответствующие «мускулы», чтобы обращаться с ними, — то окажетесь в лучшей форме в следующий раз, когда случится разочарование. Клиент: Прямо-таки программа эмоциональной гимнастики, просто фитнесс какой-то. Коуч: Для которого Вселенная обеспечила Вам великолепный тренажерный зал. Так давайте им воспользуемся, чтобы научиться противостоять разочарованию и неудачам, которые Вам еще встретятся в жизни. Задание для «исследования жизни» на эту неделю: «Чему я учусь у своих разочарований?». Клиент: Думаю, что тут многому можно научиться. Процесс и подотчетность Процесс — это самоуглубление, созерцание, следование потоку. Но в то же время, как мы уже отметили ранее, процесс включает в себя деятельность. Следовательно, коучинг процесса, так же как коучинг самореализации или баланса, может включать элемент подотчетности. В этом случае коуч и его клиент активно ищут способы катализировать действия и углубить навыки плавания в потоке жизни. Представим, что клиентка испытывает затруднения каждый раз при необходимости высказать неприятную правду боссу, коллегам, супругу или детям, и эти затруднения столь существенны, что мешают ей вообще куда-либо двигаться. Коуч может убедить ее взять на себя обязательство сказать неприятную правду на следующей неделе не менее пятнадцати раз и понаблюдать, что в ней происходит в момент непосредственного столкновения с внутренней борьбой, вместо того чтобы заглушать или избегать ее. Теперь она ответственна за свое бытие в этой нелегкой ситуации. Например, она может обещать записывать ежедневно по три утверждения «неприятной правды» и потом отмечать, хватило или нет у нее решимости громко произнести каждое из этих утверждений перед человеком, которого оно касается. Или она может каждый день записывать в дневнике ответ на вопрос: «Какую неприятную правду я скрыла от себя сегодня?». Также можно добавить процессуальный аспект к традиционным формам подотчетности. Если клиент обязался написать за следующую неделю очередные тридцать страниц своей книги, заметив, что он это исполнит, хотя и с большим трудом, — коуч может сделать встречное предложение: «А слабо написать все те же самые тридцать страниц, но только так, чтобы это было легко?». Или спросить клиента, выяснив, что тот намерен делать, какие ощущения у него могут возникнуть в этот момент. Может ли он выполнять задуманные действия так, чтобы это было быстро, или радостно, или по-детски, или торжествующе, или нежно? Хочет ли он быть веселым, напряженным, творческим, сосредоточенным, ответственным? И вообще — сколько существует способов, которыми можно просто быть? Где надо остановиться? Прежде чем закончить обсуждение работы с «внутренними препятствиями» клиента, стоит целенаправленно задать вопрос коучу: «Где Вы сами останавливаетесь в коучинге? Какие области жизни являются трудными для Вас?». Ответ на этот вопрос очень важен — он указывает на моменты и темы, которые коучу будет трудно прорабатывать с клиентами. Допустим, у коуча проблемы с финансами, или его одолевают агрессивные реакции, или охватывает чувство покинутости. Это пункты, о которые коуч может споткнуться, спасовав в тот момент, когда клиенту понадобиться пройти сквозь эти участки своего опыта. Но, если коуч не сознает особенностей своего собственного процесса, то в такой ситуации не сможет вести коу-чинг, фактически обманув клиента: как только клиент двинется в одну из этих областей, коуч тут же бессознательно направит его в другую сторону. Таким образом, коучу необходимо пройти суровый самоанализ — желательно с помощью другого коуча. Проанализировав эти «заблокированные» потоки и интегрировав их в свою жизнь, коуч сможет помочь в этом и своим клиентам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|