Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным потребностям.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».

Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Систематическое изучение содержания курса на I-ом этапе обучения по предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе использования одноименных учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемых издательством «Просвещение».

Содержание учебников направлено на формирование жизненных компетенций обучающихся, а именно на практическое усвоение приемов работы с разными художественными материалами и в разных видах изобразительной деятельности, на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности с актуализацией жизненного опыта ребенка, на развитие его коммуникативных навыков и др. Материал учебников способствует усвоению учащимися доступных академических знаний о цвете, форме, композиции, материалах и инструментах, а также соответствующего словаря, знакомит с произведениями известных художников и предметами народного творчества.

Обучение рисованию, лепке, работе над аппликацией детей с нарушением интеллекта выстроено с учетом особенностей их развития. Материал учебников направлен на формирование у детей способов познания предметов и явленийдля образования у них полных и ярких представлений об окружающем мире, развивает восприятие, зрительно-двигательную память, наглядно-образное мышление и воображение.

В учебниках учтены психофизические особенности, трудности обучающихся с нарушением интеллекта и возможности развития их познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер деятельности, а также разный уровень развития обучающихся в составе одного класса.

Иллюстративный ряд в учебниках многофункционален: являясь частью методического аппарата, иллюстрации не только дают представление о технических приемах изображения в рисунке, аппликации, лепке, но и становятся наглядной опорой развития мышления, эмоциональной сферы, эстетического восприятия обучающихся, руководством к организации их учебной деятельности.

В структуру учебников, в том числе для 1 класса, включены страницы для организации специальных упражнений, в процессе которых дети с нарушением интеллекта будут преодолевать трудности в овладении отдельными техническими приемами (запоминание формы посредством обведения пальчиком, проведение карандашом линий различной конфигурации, удержание кисти в разных положениях и многое другое). По образцам, рекомендуемым на страницах учебников, учитель сможет подготовить индивидуальный раздаточный материал для учеников класса с учетом возможностей каждого из них. Необходимый для выполнения ряда заданий дидактический материал для каждого класса (образцы графических изображений для обведения по контуру и раскрашивания, заготовки для использования их в качестве основы творческой деятельности обучающихся и др.) размещен на сайте издательства с возможностью свободного доступа, копирования и распечатывания учителем при подготовке раздаточного материала к урокам.

Методические странички в конце учебников служат опорой для педагога в организации деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства по определенным учебной программой направлениям работы и с учетом специфики методов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью.

В методических рекомендациях, сопровождающих учебники для 1–4 классов, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности и формирования интереса к изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений природы, способов изображения и приемов работы с разными художественными материалами, формирования технических умений в изобразительной деятельности, навыков работы с художественными материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений искусства, композиционной деятельности и развития воображения.

К учебнику предлагается электронная версия. Использование электронной формы учебника (ЭФУ) дает дополнительную возможность активизации учебной деятельности школьников, расширения их представлений в связи с изучаемым предметом, формирования их жизненной компетенции и социальной адаптации. Данная форма учебника может быть использована какна уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий. В целях обеспечения наибольшей эффективности привлечения материалов ЭФУ педагогу требуется организовывать учебную деятельность школьников с учетом их индивидуальных возможностей и специфики обучения. При необходимости педагогу следует давать дополнительные пошаговые инструкции, демонстрировать способы действия при выполнении тестовых заданий, предлагаемых в качестве тренажера и контроля.

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);

овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...