Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с умственной отсталостью




Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в дополнительном первом классе - формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности его к трудовому обучению в последующих классах.

Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).

Целевую сторону учебно-трудовой деятельности характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения и принятия учащимися трудового задания, формирование образа конечного результата труда и плана работы. Так, умственно отсталые дети затрудняются ориентироваться в задании. Они не могут качественно сделать анализ трудового объекта, слабо выделяют основные признаки, свойства и детали изучаемых предметов. Испытывают трудности в планировании хода работы, не представляют и плохо запоминают последовательность выполнения изделия. В процессе практических действий наблюдаются пропуски или повторы трудовых операций. Не всегда могут использовать полученные знания и умения при выполнении нового задания. Отсутствует потребность в текущем и заключительном контроле, слабая способность к установлению причинно-следственных связей. Эти трудности обусловлены несформированностью у них процессов зрительно, слухового восприятия и недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Исполнительская сторона включает свойства, относящиеся к практическому преобразованию объекта труда. При формировании двигательных трудовых приемов в процессе технологической обработки того или иного поделочного материала умственно отсталые дети зачастую не сразу понимают и запоминают фронтальное объяснение трудового приема, у них низкий темп овладения техническими приемами, затрудняются рационально использовать приемы. Эти трудности объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрательно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д.

К энергетической стороне относятся свойства, которые характеризуют активационно-мотивационные процессы деятельности. Характерной чертой детей с интеллектуальным недоразвитием является средняя, устойчиво средняя или низкая работоспособность. Эти дети не сразу включаются в работу, зачастую, интерес к трудовой деятельности ситуативный, непостоянный, поверхностный.

Кроме этого, у этих детей, наблюдается недостаточная сформированность эстетической восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о красоте окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в повседневной хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости, значимости и важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом, тормозят у них развитие ценностной ориентации на жизнь.

Опыт работы с этими детьми показывает, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются и более сохранные стороны развития личности. Это, в принципе, позволяет осуществлять трудовое обучение этих детей.

Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.

Задачи обучения в дополнительном первом классе:

· развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

· получение элементарных сведений о труде в жизни человека;

· формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

· формирование интереса к разнообразным видам труда;

· формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;

· обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

· развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

· развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);

· развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

· развитие речи;

· коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного материала в дополнительном первом классе являются:

1. Диагностирование знаний, умений и навыков.

\ В дополнительном первом классе должна решаться диагностическая задача. У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость целенаправленной коррекционной работы с ними и осуществления дифференцированного подхода к ним, что будет способствовать продвижению детей. Это дает учителю объективную картину уровня развития школьников и позволяет определить педагогические пути формирования у них знаний, умений и навыков.

Чтобы полнее выявить особенности познавательной, умственной деятельности, моторной и эмоционально-волевой сферы школьников используются специальные уроки, уроки-игры, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. На таких уроках ручного труда применяется специальный раздаточный материал в виде карт предварительного обследования, свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.

Тема диагностических уроков и виды работы зависят от того, что именно требуется узнать о ребенке. Наблюдая за учащимися в процессе изготовления изделия легко устанавливается:

¾ умение организовать свою деятельность (выполняет все указания данные учителем или «соскальзывает» на более простой вид работы);

¾ отношение к трудовой деятельности (интерес к ручному труду и его видам работы, замечает ошибки и исправляет их);

¾ что знают дети об окружающих их предметах;

¾ как они понимают и ориентируются в заданиях;

¾ каковы у них представления о форме цвете, величине, пространственных отношениях в предмете;

¾ состояние моторики (ведущая рука, степень координированности рук);

¾ состояние эмоционально-волевой сферы (как они умеют работать и вести себя в процессе трудовой деятельности);

¾ речевая активность (понятийный словарь, сопровождение речью предметно-практических действий, комментирование результатов соей работы и др.).

Анализ продуктов деятельности ребенка (складные фигурки, вырезанные силуэты, аппликации, вылепленные изделия и т.д.) свидетельствует не только о его ручной умелости, но и о точности восприятия, мышления, памяти, внимания и т.д.

2. Создание условий для адаптации первоклассников к предстоящему обучению ручному труду.

В этот период формируются представления об окружающем природном и рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека.

Развиваются умения наблюдать, запоминать. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

 

3. Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину на уроках ручного труда.Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.

4. Создание условий для формирование положительной мотивации учения.

Обучение в дополнительном классе должно носить характер игрового и занимательного обучения и строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.

Одним из эффективных средств, пробуждающих живой интерес к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Игры с образовательным уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.

Дидактические игры дают возможность решать большой спектр педагогических задач в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и коррекционно-развивающими целями, они способствуют развитию учащихся и более осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и навыками.

Воспитание качеств, таких как целенаправленность действий, деятельность по инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы можем дать, научив его играть, играя рисовать, лепить, конструировать. Дидактические игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме уточнять и закреплять представления о предмете и его свойствах и признаках (цвете, форме, величине, деталях, пространственных отношениях в предмете); развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Также игра помогает совершенствовать восприятие, внимание, память, наблюдательность.

Предусматривается использование различных формы игр, которые могут применяться в педагогической практике школы на уроках ручного труда. Так, при решении конкретных задач, используются разнообразные группы игр, направленных на развитие анализа, наблюдательности и зрительной памяти, чувства формы цвета, пропорции и величины, глазомера; формирование способности ориентироваться в пространстве; на выработку технологических умений и навыков и др.

Используя игровых ситуации на уроках ручного труда в процессе ознакомления с различными поделочными материалами, можно повлиять на развитие слуховой чувствительности у детей. Например, при изучении бумаги, не видя ее, по шуму при ее сминании или встряхивании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. Осязая, те или иный поделочные материалы у детей развиваются тактильные ощущения.

5. Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

В целях занимательности и заинтересованности обучающихся дополнительного первого класса содержание каждого вида работы можно подчинить определенной сюжетной линии. Кроме этого можно ввести персонажи-иллюстрации, сопровождающие эти уроки. Например, в работе с бумагой таким персонажем может выступить «бумажка Бумка». Работая с природными материалами, это может быть «мужичок-Лесовичок». Овладевая работой с нитками – «Ниточки-сестрицы, разноцветные девицы». Работу с пластилином может сопровождать «Толстячок-Пластивичок». Такие персонажи-иллюстрации призваны способствовать созданию условий игровой мотивации для привлечения младших школьников к предстоящей трудовой деятельности.

6. Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).

На уроках труда первоклассники приобретают элементарные технологические знания о глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются обязательно с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...