Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение




Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Количество Примечание
       
  1. Библиотечный фонд (полиграфическая продукция):
  Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Демонстрационный экземпляр (1 экз.) Стандарт, примерная программы, рабочая программа входит в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ручного труда.
  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Демонстрационный экземпляр (1 экз.)
  Рабочие программы по предмету «Технология (Ручной труд)» для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с нарушением интеллекта. Демонстрационный экземпляр (1 экз.)
  Учебно-методические комплекты (УМК) по программе для проведения уроков технологии Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) В состав библиотечного фонда необходимо включить полные комплекты УМК
  Учебник «Технология. Ручной труд» для подготовительного первого класса образовательных организаций для обучающихся с нарушением интеллекта. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)  
  Рабочие тетради Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) В состав библиотечного фонда необходимо включить рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам.
  Методические пособия (рекомендации к проведению уроков технологии). Демонстрационный экземпляр (1 экз.)  
  Учебно-наглядные пособия Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.
  Словарь-справочник по трудовому обучению Демонстрационный экземпляр (1 экз.)  
  Альбомы по декоративно-прикладному искусству. Демонстрационный экземпляр (1 экз.)  
  2. Печатные пособия:  
  Таблица предметов быта, отдыха, учебы Демонстрационный экземпляр (1 экз.) В целях правильной организации деятельности обучающихся, развития у них способности к планированию и умения соблюдать технологию изготовления изделий необходимо использование наглядных пособий, учитывающие специфику их восприятия и аналитические способности. Все печатные пособия могут быть представлены в демонстрационном (настенном), индивидуальном (раздаточном), полиграфическом виде и на электронных носителях.
  Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству. Демонстрационный экземпляр (1 экз.)
  Дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
  3.Информационно – коммуникационные средства:
  Мультимедийные обучающие программы по ручному труду.   Комплект необходимый для практической работы в группах, рассчитанных на несколько обучающихся (7-8 экз.). Большими возможностями обладает программа MS Power Point при создании мультимедийной продукции. Одним из главных аспектов этой программы является применение анимационного эффекта.
  Электронное приложение к учебнику Демонстрационный экземпляр (1 экз.) Настоящий электронный ресурс является своеобразным интерактивным опорным конспектом для учителя. Кроме этого, в целях подготовки к уроку учитель, работая с электронным приложением вышеназванного УМК, может распечатывать необходимый ему отрывок из учебника или рабочей тетради и использовать его в классе для практической работы учащихся в соответствии с темой урока. При необходимости педагогу следует адаптировать задания и давать дополнительные пошаговые инструкции, отбирать и предлагать актуальную информацию для учащихся, осуществлять помощь обучающимся в применении инструментария и демонстрировать способы действия при выполнении интерактивных заданий.
  Программно-педагогическое средство «Библиотека электронных наглядных пособий»   Демонстрационный экземпляр (1 экз.) Электронное издание «Трудовое обучение», состоящее из набора мультимедийных компонентов - текстов, рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов, тестовых заданий, предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования, а также для самостоятельного использования учащимися дома. При необходимости компьютерный материал надо компилировать или использовать частично, адаптировать его, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого обучающегося с умственной отсталостью. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте.
  Игровые компьютерные игры-программы (диагностические, развивающие, обучающие, тренирующие). Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) В состав развивающих игр-программ входят: пазлы, раскраски, игры-головоломки, лабиринты, кроссворды и др., которые можно подобрать по уровню развития, возрасту, виду работы, теме урока. Такие игры-программы развивают внимание и память, моторику рук, развивают логику и мышление у детей. Применение обучающих электронных игр–программ на уроках технологии, дает возможность пополнять словарный запас, различать цвет, форму, конструкцию и другие видимые характеристики предметов, учить младших школьников счету, письму, чтению, ручному и профильному труду и т.д. Развивающие и обучающие игры можно считать диагностическими, поскольку по способу решения компьютерных задач, стилю игровых действий учитель, дефектолог, психолог и логопед смогут многое сказать о ребенке. Возможно использование платных и бесплатных сайтов с on-line и флэш–играми.
  4.Технические средства обучения:  
  CD/DVD – проигрыватели. Телевизор. Ауди-видео-магнитофон. Компьютер с художественным и трудовым программным обеспечением. Слайд – проектор. Мультимедиа-проектор. Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала. Экран. Интерактивная доска. Демонстрационный экземпляр (1 экз.) Необходимо иметь устройство для затемнения окон.
  Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки к литературным произведениям, видеофильмы и презентации: по художественным и этнографичекским музеям; музеям кукол; народным промыслам и др. Демонстрационный экземпляр (1 экз.)  
  5. Учебно-практическое оборудование:
  Материалы: 1. Краски акварельные, гуашевые. 2. Фломастеры разного цвета 3. Цветные карандаши 4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) 5. Бумага цветная разной плотности. 6. Картон цветной, серый, белый 7. Бумага в крупную клетку 8. Набор разноцветного пластилина. 9. Нитки (разные виды.) 10. Природные материалы (засушенные листья, шишки). 11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) Типовое оборудование для уроков технологии в каждом классе рассчитывается на одного обучающегося ежегодно, в соответствии с видами работ, предусмотренными образовательной программой.
  Инструменты: 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20 2. Кисти из щетины № 3, 10, 20 3. Стеки. 4. Ножницы. 5. Карандашная точилка. 6. Гладилка для бумаги. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
  Вспомогательные приспособления: 1. Подкладные доски 2. Подкладной лист или клеенка. 3. Коробка для хранения природных материалов. 4. Подставка для кисточки 5. Баночка для клея 6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) 7. Коробочка для мусора 8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
  6. Модели и натуральный ряд
  1. Модели геометрических фигур и тел. 2. Модель фигуры человека, животных, птиц, рыб. 3. Муляжи фруктов и овощей (комплект). 4. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки. 5. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. 6. Керамические изделия. 7. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.). 8. Образцы новогодних игрушек. 9. Коллекция «Виды и сорта бумаги» 10. Коллекция «Виды и сорта ниток» Комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух человек);   Демонстрационный экземпляр (1 экз.)      
  7. Игры и игрушки:
  Игры: 1. Набор «Конструктор» (металлический). 2. Шахматная доска с шашками. 3. Фигура-раскладка «Волшебный квадрат» с образцами заданий для складывания из фигуры-раскладки различных геометрических комбинации из треугольников.. 4. Фигура-раскладка «Складные часы» 5. «Лото», «лишний предмет». 6. «Что перепутал художник». 7. «Орнамент-загадка». Демонстрационный экземпляр (1 экз.) Использование игр на уроках технологии создает условия для формирования положительной мотивации учения у обучающихся.  
  Игрушки: 1. Елочные украшения.   Демонстрационный экземпляр (1 экз.)  
  8. Оборудование помещения:
  Для учителя: 1. Классная доска. 2. Учительский стол. 3. Шкафы для хранения материалов, инструментов. 4. Демонстрационный столик. 5. Стеллажи для выставок детских работ.   Демонстрационный экземпляр (1 экз.) К оформлению помещений, помимо чисто педагогических требований, связанных с функциональным назначение каждого отдельного интерьера, предъявляются и определенные эстетические требования. Однако надо помнить, что классная комната в первую очередь предназначена для занятий, поэтому все декоративные элементы и информационные стенды могут располагаться только на задней стене класса, чтобы не отвлекать внимания обучающихся.
  Для обучающихся: 1. учебные (рабочие) места. 2. Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) Одноместные или двухместные столы и стулья на 16 посадочных мест. Рабочее место должно отвечать необходимым параметрам – как структуре тела ребенка, так и эстетическим нормам. Сюда входят рациональное расположение инструментов и поделочного материала на рабочем месте, отсутствие лишних предметов на столе, чистота. Это свидетельствует об образцовом порядок, который диктует готовность к внутренней дисциплине. Планировка рабочих мест должна обеспечить удобную позу и выполнение экономических, плавных, ритмических движений. Неудобное положение при работе вызывает физическое утомление, деформирует тело, снижает работоспособность.
         

Минимальное необходимое оборудование уроков ручного труда в дополнительном первом классе:

индивидуальное рабочее место;

простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора.

материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки);

специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, подставки, папки и пр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа «Технология. Ручной труд » в первом классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью дополнительного первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу дополнительного первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки), правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия технологических операций, необходимых для обработки материалов (разметка по шаблону; выделение детали из заготовки – разрывание, обрывание, резание; формообразование – сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок; сборка изделия - склеивание, примазывание; отделка изделия - аппликация); названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; с помощью учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; с помощью учителя определять способы соединения деталей; выполнять изделие по инструкции, чередующейся показом; владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками); сопоставлять свое изделие с образцом с помощью учителя (похоже на образец).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся дополнительного первого класса.

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

уметь: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради с помощью учителя; составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы с помощью учителя и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы с помощью учителя; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


 

РУЧНОЙ ТРУД. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.

Целью современного специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из неё.

Примерная рабочая программа «Технология. Ручной труд» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

В системе начального технологического специального образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.

Начиная с первого класса в качестве определяющего начала формирования познавательных способностей выступают знания о предмете, который является результатом труда. Предмет (изделие) является источником недостающих детям знаний об окружающей предметно-окружающей среде, о его назначении, эстетической, материальной ценности и способах действий с ним. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской, социальной и историко-культурологической ценности, целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Знания о предмете (изделии), могут обладать определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью. Они являются предпосылкой формирования у них основ трудовой культуры через активное знакомство с историей духовной и материальной культурой, традициями своего и других народов. А установление взаимосвязей между предметным миром и окружающей действительностью позволит подвести ребенка к рассмотрению предмета (изделия) как результату трудовой деятельности, т.е. к осознанию его «трудовой ценности».

Кроме этого предмет (изделие), которым оперирует ребенок, способен создавать устойчивую мотивацию деятельности. Обучающиеся должны четко осознавать социальную ценность результата своей деятельности и полезность сделанной вещи, как для себя, так и для других людей. Известно, что у умственно отсталых детей уровень требований к качеству работы при выполнении трудового задания с учебной целью низок. Во время работы они стремятся лишь к тому, чтобы так или иначе осуществить известные операции, но не следят за качеством ее выполнения. Наблюдается тенденция соскальзывания в сторону от поставленной цели, слабой соотнесенности отдельных действий, операций, приемов с требованиями, предъявляемыми к выполнению продукта труда. В связи с этим включение заданий, имеющих общественное значение, позволит подвести детей к осознанию социальной ценности трудового задания, что способствует повышению ответственности к качеству выполняемой работы, поменять их отношение к указаниям учителя и сформировать мотив деятельности. Осознание умственно отсталыми детьми важности и нужности работы, приведет к выработке стимула бороться с трудностями, которые возникают в процессе выполнения трудового задания. В противном случае учащиеся начинают чувствовать себя беспомощными, теряют веру в свои силы, а это отрицательно сказывается на формировании настойчивости, целенаправленности при выполнении задания.

Начальное технологическое образование включает также предметно-практическую деятельность школьниковс умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами созидательной, преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Трудности овладения двигательными приемами зачастую вызваны не пониманием и плохим запоминаем фронтального объяснения последовательности выполнения трудовых приемов, низким темпом овладения, затруднениями рационального их использования. Это объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных, ниток.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Ручной труд» позволяет применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов: изобразительное искусство, математика, развитие речи, окружающий мир и реализовывать их в трудовой деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение детьми учебного материала и позволяет формировать у них целостную картину мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...