Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
«Речь и альтернативная коммуникация» включает: - игрушки дидактические и сюжетные: - магнитная доска; - фланелеграф; - куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей; - набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски). - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами; - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; - сюжетные картинки различной тематики для развития речи; - книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.); - настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»); - технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства; - компьютерные устройства, синтезирующие речь: - информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; -компьютерные программы символов; -компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.); - обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; - аудио и видеоматериалы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У о бучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия. У о бучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии (2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации. У о бучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Общая характеристика учебного предмета: Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Задачи предмета: ¾ Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов — Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом — Использование доступных жестов для передачи сообщения — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — формирование и развитие реципрокной координации; — развитие пространственных представлений; — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 час в неделю, 33 учебные недели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|