Цель и задачи специального (коррекционного) курса
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
· формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
· формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
· коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
· развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
· формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
· развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
· Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
· Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
· Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
· Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
· Профилактика нарушений чтения и письма.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
· развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
· желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
· умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
· наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
· развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
· овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
· формирование правильного звукопроизношения;
· умение правильно использовать поставленные звуки;
· развитие умения контролировать собственную речь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический
Данный раздел включает в себя:
· сбор анамнестических данных
· обследование состояния общей и артикуляционной моторики
· обследование неречевых психических функций
· диагностика уровня сформированности фонематического восприятия
· обследование состояния произносительных навыков
II раздел – подготовительный. Он включает в себя:
· формирование артикуляторной базы
· развитие органов артикуляционного аппарата
· развитие мелкой моторики пальцев рук
· развитие слухового внимания и слухового контроля
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
· постановку и автоматизацию нарушенных звуков
· дифференциацию смешиваемых звуков
· введение звуков в самостоятельную речь
· развитие фонематического восприятия
· развитие навыков фонематического анализа и синтеза
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема
| Содержание
| Кол.часов
|
1.
| Диагностика
| -Сбор анамнестических данных
- обследование всех сторон устной речи
-постановка диагноза
| 1-20 сентября
|
| Формирование артикуляторной базы звуков
| -развитие артикуляционной моторики
-развитие мелкой моторики
-дыхательная гимнастика
-дифференциация неречевых звуков
|
|
| Гласные звуки первого ряда – а,о,у,ы
| -развитие артикуляционной моторики
-развитие мелкой моторики
-дыхательная гимнастика
-опознавание гласных звуков изолированно, в слоге, слове
|
|
| Постановка звука «с»
| -развитие артикуляционной моторики
-развитие мелкой моторики
-дыхательная гимнастика
-выработка воздушной струи
-постановка звука «с» по подражанию и с механической помощью
-опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах
|
|
| Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах
-развитие фонематического анализа в закрытых и открытых слогах
|
|
| Автоматизация звука «с» в связной речи
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов
|
|
| Постановка звука «сь»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов
|
|
| Автоматизация звука «сь» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-слова со звуком «сь» в разных позициях
- опознавание звука «с» изолированно, в слогах, словах
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов
|
|
| Автоматизация звука «сь» в связной речи
| --артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-речевой материал на звук «сь» (стихи, короткие рассказы)
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из одного открытого и закрытого слога
|
|
| Постановка звука «з»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастик-постановка звука «з» по подражанию от звука «с»
-различение на слух звонких и глухих согласных
-определение звука «з» в слоге, слове
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога
|
|
| Звук «з» в начале, середине слов
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-постановка звука «з» по подражанию от звука «с»
-различение на слух звонких и глухих согласных
-определение звука «з» в слоге, слове
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере слов, состоящих из закрытого и открытого слога
|
|
| Звук «з» в связной речи
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-различение на слух звонких и глухих согласных
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных
-автоматизация «з» в стихах, текстах, рассказах
|
|
| Дифференциация звуков «с»-«з»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-различение на слух звонких и глухих согласных
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных
-различение звуков «з»-«с» в слогах, словах, предложениях
|
|
| Постановка звука «ц»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-выработка воздушной струи
-постановка звука «ц» по подражанию и с механической помощью -
|
|
| Автоматизация звука «ц» на конце, в середине и начале слов
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-выработка воздушной струи
-определение «ц» изолированно, в слогах, словах
|
|
| Автоматизация «ц» в связной речи»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных
|
|
| Дифференциация звуков «ц»-«с»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- развитие фонематического анализа и синтеза на примере двусложных слов со стечением согласных
-дифференциация звуков «ц»-«с» в слогах, словах, связной речи
|
|
| Постановка звука «ш»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-выработка воздушной струи
-постановка звука «ш» по подражанию и с механической помощью
|
|
| Автоматизация звука «ш» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-автоматизация «ш» в разной позиции слова
-определение местоположения «ш» изолированно, в слоге, слове
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных
|
|
| Автоматизация звука «ш» в связной речи
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- автоматизация «ш» в стихах, текстах, рассказах
-развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных в начале слова
|
|
| Дифференциация звуков «ш»-«с»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-различение на слух свистящих-шипящих звуков
- развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов со стечением согласных на конце слова
|
|
| Постановка звука «ж»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-выработка воздушной струи
-постановка звука «ж» по подражанию от звука «ш»
|
|
| Звук «ж» в начале, середине слов
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-слова со звуком «ж» в разных позициях
-звукобуквенный анализ трехсложных слов
|
|
| Звук «ж» в связной речи
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- автоматизация «ш» в стихах, текстах, рассказах
- звукобуквенный анализ трехсложных слов
|
|
| Дифференциация звуков «ш»-«ж»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-различение на слух звонких и глухих согласных в слоге, слове, предложении
-звуковой анализ трехсложных слов
|
|
| Дифференциация звуков «ж»-«з»
| -артикуляционная и дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-дифференциация свистящих и шипящих звуков в слоге, слове, фразе
-звуковой анализ трехсложных слов
|
|
| Диагностика
| -определение уровня развития мелкой и артикуляционной моторики
-определение уровня сформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза
-определение уровня сформированности произносительной стороны устной речи
| с 15 по 30 мая
|
Примечание: коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия продолжается во 2 классе. Названия тем и количество часов примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: