Окружающий социальный мир. 1 дополнительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Планируемые результаты обучения
|
личностные
| коррекционные (предметные)
| базовые учебные действия
|
2 группа
| 1 группа
| 2 группа
| 1 группа
| 2 группа
| 1 группа
|
1 модуль
|
| Здравствуй, школа!
Я-ученик.
|
| Реагировать на имя; проявлять
интерес
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| Умение взаимодействовать
| Знать и использовать эталоны школьного поведения;
взаимодействовать с учителем;
| Фиксировать взгляд на лице педагога
| взаимодействовать с учителем;
принимать умение слушать и спрашивать
|
| Школа.
Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)
|
| проявлять собственные чувства, желания; навыки адаптации
| уважительно и бережно относиться к людям, их труду и результатам их деятельности; навыки адаптации
| Умение взаимодействовать
| Умение ориентироваться в школе
знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения.
| Передвигается по школе в нужном направлении
| Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня
|
| Мой класс. Моя парта.
|
| проявлять собственные чувства, желания
| Выполнять элементарные нормы этикета; проявлять терпение, усидчивость
|
| ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью;
| Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению
| Организовывать свое рабочее место
|
4.
| Школьные принадлежности (действия с ними).
Тетрадь, карандаш.
|
| обращаться за помощью и принимать помощь
| проявляет эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей,
принимать оценку своей деятельности
| Проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке)
| умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности;умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради;
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
(рука в руке)
| Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать
|
ВСЕГО 5 часов
|
2 модуль
|
| Игрушки. Мяч. Кукла.
(мягкие- твердые);
|
| Обращается за помощью, помогает другим
| Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели
| Исследовать предметы окружающего мира.
|
| Фиксирует взгляд на игрушке, предмете мебели,вступает в предметно-игровое сотрудничество.
| Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога
|
Всего5 часов
|
3 модуль
|
| Семья. Члены семьи.
|
| соотносить себя со своим именем.
Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом);
| осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях;проявлять уважительное отношение к родным и близким.
| Умение взаимодействовать в группе (разв. межличностных отношений)
| умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми;
| Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом
| Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)
|
| Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери"
|
| Принимать пассивное участие в коллективных играх
| Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог
| Исследовать предметы окружающего мира.
| Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх
| выполняет действие способом рука-в-руке
| следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению
|
| Дом, в котором я живу (квартира)
|
| Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение
| Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
| Умение воспринимать информацию зрительно.
| Умение применять начальные сведения об объектах, (разли
чать помещения (кухня,спальная,
туалет);уметь слушать и отвечать на вопросы
| Фиксирует взгляд на экране монитора (2-3мин;
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
|
| Мебель (стол, стул, шкаф);
|
| обращаться за помощью и принимать помощь
| Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели
| Исследовать
предметы окружающего мира.
| на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь
| Фиксировать взгляд на предмете мебели, его изображении.
| Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога
|
Всего 5
|
4 модуль
|
| Посуда (тарелка, чашка, ложка)
|
| проявлять собственные чувства, желания
| Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве.
| Исследовать предметы окружающего мира.
| Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки.
| Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию
| использовать принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем,
обращаться за помощью и принимать помощь;принимать и сохранять учебную задачу,
|
| Помощники в доме (бытовые приборы)
|
| экономное и бережное отношение к оборудованию и использованию электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности
| Создать предпосылки для готовности к безопасному поведению
| Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию
| Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях
| Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию
| Подражать действиям педагога, или последовательно выполнять их по образцу.
|
| Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».
|
| Принимать пассивное участие в коллектив. играх
| Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог
| Исследовать предметы окружающего мира.
| Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх
| выполняет действие способом рука-в-руке
вступать в предметно-игровое сотрудничество
| следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению
|
| Улица. Двор (игровая площадка)
|
| Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом);
| Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость;
| Узнавать предметы и сооружения для игр
| Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов
| Включается в совместную игру (кидает, катает мяч)
| Формировать представления где можно играть, отдыхать
Играть в мяч.
|
| Улица. Уличное движение.
|
| Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом);
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.
|
| Умение применять правила поведения на улице(дороге)умение использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы)
| выполнять стереотипную инструкцию («Дай мне …», Покажи, где…»
| Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники.
|
Всего 7 часов
|
5 модуль
|
1.
| Транспорт. Автобус.
|
| Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом);
| использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание и др.)и альтернативные средства коммуникации
| Рассматривает
игрушки, изображающие транспортные средства:
| Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач
| Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом
| осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
|
| Профессии. Водитель (шофер)
Водитель-пассажир (игра)
|
| Проявлять интерес к играм одноклассников
| интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
| Умение взаимодействовать в группе
| Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека- пассажир;
Соблюдать установленные правила.
| Выполнять заданноедействие совместно с педагогом (крути руль)
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
3.
| Врач.
Доктор-пациент
(игра Больница»)
|
| Пассивное участие в коллективных играх
| Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
| Умение взаимодействовать в группе
| Овладеть представлениями о профессии человека- врач и его соц. роли - пациент
| выполнять стереотипную инструкцию
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
Всего 6 часов
|
6 модуль
|
1.
| Продавец.
Продавец- покупатель (игра «Магазин»)
|
| Проявлять собственные чувства, желания. Пассивное участие в коллективных играх
| Слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность
| Умение взаимодействовать в группе
| Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли – пациент
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
2.
| Повар.
Упражнение
«Что пригодится повару?»
"Я готовлю обед"
|
| Наблюдать за действиями одноклассников, учителя
| уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
| Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию
| Овладеть представлениями о профессии человека- повар;
Умением делать выбор, умением вступать в контакт,
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
4.
| Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
|
| Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность
| Способствовать осознанию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе
| Понимание жестов и символов (хорошо- плохо)
| Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
| принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
Всего 5 ч
|
Всего за год 33 часа
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 дополнительного класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 33 часа, количество занятий в классе в неделю – 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование разделов, тем программы
| Кол-во часов по разделу
|
1 модуль
|
| Здравствуй, школа!
|
| Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе
|
|
| Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).
|
|
| Всего часов за модуль:
|
|
2 модуль
|
Этот рукотворный мир
|
| Предметы вокруг нас (созданы человеком).
|
|
| Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)
|
|
| Одежда.
|
|
| Мебель (назначение, виды)
|
|
| Всего часов за модуль:
|
|
3 модуль
|
Я и моя семья
|
| Члены семьи
|
|
| Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"
|
|
Дом, в котором я живу
|
| Мой дом (квартира). Назначение комнат.
|
|
| Мебель (диван, стул, стол)
|
|
| Всего часов за модуль:
|
|
4 модуль
|
Дом, в котором я живу
|
| Посуда (Тарелка, чашка, ложка).
|
|
| Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)
|
|
| Игровые действия: стирка, чаепитие
|
|
Улица
|
| Двор. Игровая и спортивная площадки
|
|
| Уличное движение. Светофор.
|
|
| Всего часов за модуль
|
|
5 модуль
|
Транспорт
|
| Виды и значение транспорта. Автобус
|
|
Мир людей
|
| Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия.
|
|
| Профессии. Врач. Игровые действия
|
|
| Всего часов за модуль:
|
|
6 модуль
|
Мир людей
|
| Профессии. Продавец. Игровые действия
|
|
| Профессии. Повар. Игровые упражнения.
|
|
| Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
|
|
| Всего часов за модуль:
|
|
| Всего часов за год:
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: