Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели (в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
- принимать и оказывать помощь.
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
| | | Планируемые результаты обучения
|
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| личностные
| предметные
| базовые учебные действия
|
1 группа
| 2 группа
| 1 группа
| 2 группа
| 1 группа
| 2 группа
|
1 модуль
|
| Человек и природа
|
| Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения
| Проявляет интерес к окружающим предметам
| Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
| Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
| следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства
| Понимать словесную (жестовую) инструкцию
|
| «Осень, в гости просим!»
Беседа, рассмотрение картин
|
| внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося
| замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями
| Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени
| последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Одежда и обувь человека осенью.
Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)
|
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| проявляет собственные чувства
| называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы
| Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем
|
| Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
|
| «Что нам осень принесла?»
· Овощи.
· Фрукты.
· Грибы.
|
| пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов
| Готовность к сотрудничеству
| Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.
| Умение наблюдать за действиями педагога
| Отвечает на вопросы, удерживает учебную задачу;
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| Всего
| 10ч
|
|
|
|
|
|
|
2 модуль
|
| Какие бывают растения? Части дерева (лист)
(рисование, аппликации)
|
| учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке
| интерес к совместной деятельности
| Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист).
| Рассматривает лист, раскрашивает
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)
|
| Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие
| Проявляет интерес к совместной деятельности
| наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
| наблюдать изменения в природе
| задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| А кто такие птички? (домашние и дикие)
Перелетные и неперелетные птицы.
|
| Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
| Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
| Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
| Умение рассматривать иллюстрации
| умение работать по предложенному образцу
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| Занятия и труд людей осенью
|
| формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат
| Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
| Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
| выполняет стереотипную инструкцию по подражанию
|
| Обобщающий урок "В гости к осени"
|
| способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
| Произвольно воспринимает информацию
| Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.
| Проводить наблюдения
| Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| В мире животных
|
| Ценностное отношение к миру.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося
| Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии
| Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций
| планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| Всего
| 10 ч
|
|
|
|
|
|
|
| Сравнение зверей и птиц
|
| формирование уважительного отношения к иному мнению;
| Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
| Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение
| Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе
| планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| "Здравствуй, зимушка-зима!"
|
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
| замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями
| Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
|
| Одежда и обувь человека зимой
|
| бережное отношение к материальным ценностям.
| Формирование бережного отношения к материальным ценностям.
| Представления о зимней одежде, ее назначении
| Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе
| Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Зимние явления природы (снег, метель, лед)
|
| формирование уважительного отношения к иному мнению;
| Формирование адекватной оценки своих достижений.
| наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь;
| узнавать изученные природные объекты.
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
|
| Зимние забавы
|
| Проявляет самостоятельность
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей
| Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе
| Произвольное восприятие информации
| Подражает действиям
|
| Что делают растения зимой?
Елка
|
| Ценностное отношение к миру.
| Мотивация учебной деятельности.
| Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).
| Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем
| умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь.
| Принимать помощь
|
| Новый год
Изготовление украшений на елку.
|
| Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение
| Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
| Знания о праздниках и традициях
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Всего
| 10ч
|
|
|
|
|
|
|
| Животные и птицы зимой
|
| осознавать необходимость бережного отношения к природе.
| Адекватная мотивация учебной деятельности
| Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| узнавать изученные объекты.
| поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём
| Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке"
|
| Дикие животные. Заяц, волк.
|
| Ценностное отношение к миру.
| Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности
| узнавать изученных животных
| использовать речь для регуляции своего действия.
| выполняет стереотипную инструкцию по подражанию
|
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход.
|
| осознавать необходимость бережного отношения к природе.
|
| Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними.
| Узнавать и определять объекты окружающей действительности
| использовать речь для регуляции своего действия.
| выполняет стереотипную инструкцию по подражанию
|
| Комнатные растения. Уход.
|
| Проявляет эстетические чувства
| Мотивация учебной деятельности.
| Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать.
| | Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Обобщающий урок "Зима"
Что бывает зимой?
|
| способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
| Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий:
| | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.
Работать в паре, просить помощь у взрослых.
| выполняет стереотипную инструкцию
|
| Природа и рукотворный мир
|
| осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека
| Мотивация учебной деятельности.
| проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы)
| различать объекты природы и рукотворного мира;
| Умение вести диалог
| Умение вступать в контакт
|
| Из чего что сделано?
Дерево
Ткань
Резина
|
| осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
| Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций
| Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Воздух и вода. Значение для человека и животных.
|
| Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатсв Земли, которые необходимо охранять.
| | Узнавать и называть явления окружающей природы.
| Узнавать объекты окружающей природы.
|
Всего 14ч
|
| | | | |
| Явления природы: солнце, ветер
|
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учени я.
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно
| узнавать изученные природные объекты.
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
| Узнавать объекты окружающей природы.
|
| Оживает все кругом! (весна)
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями
| Наблюдать за природой
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
|
| Одежда и обувь весной
|
| Формирование бережного отношения к материальным ценностям.
| Формирование бережного отношения к материальным ценностям.
|
| Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем
| Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
|
| Растения весной. Части растений
(лист, ветки)
|
| Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.
| Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность
| Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки)
| Умение работать с пиктограммами по теме «растения»
| последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога
| Узнавать объекты окружающей природы.
|
| Животные весной
|
| Ценностное отношение к миру.
| Проявлять интерес к природе
| Представления о животных, их образе жизни и повадках весной
| различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
| умение строить понятные для партнёра высказывания
| Узнавать объекты окружающей природы.
|
| В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)
|
| Ценностное отношение к миру. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов
| Проявлять интерес к природе
| Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами
| Умение отличать насекомых от животных (узнавание)
| выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства.
Просить помощь у взрослых
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Труд людей весной
|
| формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат
| Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
| Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога
| выполняет стереотипную инструкцию по подражанию
|
| В саду и в огороде
|
| формирование уважительного отношения к иному мнению;
| Проявлять интерес к природе
| представлять что и как растет в саду и в огороде
| Умение слушать и подражать
| Узнавать и называть объекты окружающей природы.
| Узнавать знакомые объекты окружающей природы.
|
Всего 12ч
|
| | | | |
| Обобщающий урок "Весна пришла!"
|
| Проявлять самостоятельность Формирование адекватной оценки своих достижений.
| Проявлять интерес к природе
| Обобщить знания по теме
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства.
Работать в паре, просить помощь у взрослых
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Части суток. День-ночь
|
| Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.
| Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.
| Элементарные представления о частях суток
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
| Строить высказывания сопряженно с учителем
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
|
| Закрепление по теме "Животные"
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Закрепление по теме "Птицы"
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Закрепление по теме "Растения"
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Закрепление по теме "Явления природы"
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана
| Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия
| Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,
| выполняет действие способом рука-в-руке
|
| Скоро лето!
|
| Ценностное отношение к миру.
| Ценностное отношение к миру.
| замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями
| Умение наблюдать за природой
| проводить несложные наблюдения в окружающей среде
| выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
|
Всего 12 ч.
Всего за год 66 ч.
|
Рабочая программа для 1 (дополнительного) класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2