Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету
1. -компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир») 2. - натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты. 3. Разрезные карточки 4. - "Мир животных" 5. -Домашние животные 6. -Дикие животные России 7. -Животные жарких стран 8. -Животные холодных широт 9. - "Мир человека": 10. -Продукты питания 11. -Посуда 12. -Мебель 13. -Одежда и обувь 14. -Игрушки 15. -Транспорт 16. -Музыкальные инструменты 17. -Электроприборы 18. - "Мир растений": 19. -Фрукты 20. -Овощи 21. -Садовые цветы 22. -Ягоды 23. Демонстрационные карточки "Дикие животные": 24. Демонстрационные карточки "Птицы России": 25. Демонстрационные карточки "Домашние животные": 26. Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные": 27. Демонстрационные карточки "Овощи": 28. Демонстрационные карточки "Насекомые": 29. Демонстрационные карточки "Ягоды": 30. Демонстрационные карточки "Цветы": 31. Демонстрационные карточки "Фрукты": 32. Демонстрационные карточки "Зима": 33. Демонстрационные карточки "Весна": 34. Демонстрационные карточки "Лето": 35. Демонстрационные карточки "Осень": 36. Наборы кукол би – ба – бо: 37. «Теремок» 38. «Репка» 39. «3 поросенка» 40. «Курочка Ряба» 41. «Колобок» 42. Наборы кукол для пальчикового театра: 43. «Волк и семеро козлят» 44. «Заюшкина избушка» 45. «Маша и медведь» 46. Бубны 47. инструмент для занятий детским музыкальным творчеством. 48. «Дары Фребеля» 49. В наборе: 50. разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков 51. перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар 52. кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам
53. множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки 54. Разноцветные палочки шести размеров 55. Цветные кольца и полукольца 56. Деревянные цветные "таблеточки" 57. Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы) 58. Мозаика. 59. дидактические материалы М. Монтессори ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша; 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ЧЕЛОВЕК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Общая характеристика учебного предмета: Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство». Задачи и направления. — Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими — представления о собственном теле — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале — отнесение себя к определенному полу — развитие способности осознавать и выражать свои интересы — формировать представления о возрастных изменениях — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям — формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами — формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета) — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей — формировать умения обслуживать себя — формировать умения следить за своим внешним видом — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности — формирование положительного отношения ребенка к занятиям; — развитие собственной активности ребенка; — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий; — развитие планирования и контроля деятельности; — развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и методические задачи: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — формирование и развитие реципрокной координации; — развитие пространственных представлений; — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Направления коррекционной работы: – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими; - постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе; - одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше; - у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции; - взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам; - с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную; На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе. Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|