Государственный и политико-правовой режим.
Содержание государства выражается в его режиме (внутренней форме государства). Применительно к внутренней форме государства, режим может пониматься в трёх аспектах: 1. Государственный режим; 2. Политический режим; 3. Политико-правовой режим. Режим – это система методов, способов и средств осуществления политической и государственной власти, а также отношений, формируемых этими методами. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа отражается на режиме, который, в свою очередь, влияет на функции, форму правления, государственное устройство. Режим – своего рода приводящий ремень государства, какой он, такой будет и структура, характер деятельности, взаимоотношения с членами общества и его корпорациями. Понятие политического и государственного режима отличается в двух аспектах: 1. Государственный режим подразумевает осуществление государственной власти (сугубо органами государства). Политический режим подразумевает осуществление политической власти (в круг субъектов помимо государства входят политические партии, общественные объединения, граждане, местное самоуправление – все те субъекты которые оказывают влияние на формирование, функционирование и прекращение полномочий органов государства. 2. Различны методы. Система методов политической власти разнообразнее системы методов государственной власти. Политико-правовой режим характеризует политический режим, но только с позиции набора правовых методов. Не юридические методы (связаны с применением в совокупности): 1. Методы принуждения. 2. Методы убеждения. 3. Организационные методы. 4. Воспитательные методы. 5. Информационные методы.
6. Разъяснительные методы. 7. Агитационно-пропагандистские методы. 8. Экономические методы. 9. Социальные методы. Юридические методы: 1. Императивные: 1.1Обязывание; 1.2 Запрет; 2. Диспозитивные (используют для активной социальной необходимости и желательной деятельности). 2.1 Дозволение (управомочивающий). Участников правоотношения наделяют правами гарантированными государством. Пример: право на труд, образование и т.д. 2.2 Рекомендательный; 2.3 Поощрительный (за качественно выполненные обязанности: награды, премии) 2.4 Стимулирующий. В зависимости от сочетания (набора) средств, методов, приёмов могут образовываться отдельные их комбинации. В зависимости от комбинаций формируются различные их режимы, которые принято классифицировать: 1. Антидемократическая группа режимов; 2. Демократическая группа режимов. Классифицировать государства в зависимости от методов власти начинают на Древнем Востоке и в Древней Греции. Наиболее известна классификация Платона: I этап классификации (исторически первый): 1. Жёсткие: 1.1 Диктатура; 1.2 Деспотия (тирания); 1.3 Автократия; 2.Средние: 2.1 Олигархический режим (по Платону самый ужасный) 2.2 Аристократический режим. 3. Наилучшие режимы древности по Платону: 3.1 Тимократия (власть военной элиты). II этап классификации: Антидемократические: 1. Фашистский (национал-социалистический). 2. Элитарный (власть элит). 3. Технократический (власть тех у кого все достижения науки и техники). 4. Охлократический (власть толпы). Демократические: 1. Развёрнутая демократия. 2. Умеренная демократия. 3. Авторитарно-демократический. 4. Анархо-демократический. (Большой след в теории анархизма оставили Бакунин (коммунистический анархизм), Кропоткин (анархизм капиталистический). Анархо-демократические режимы обычно сменяются тоталитарными режимами.) Демократия. Победоносцев в 1864 году в статье «Великая ложь нашего времени» назвал этой самой ложью демократию. Он сделал вывод, что демократия в нашей стране превратилась в борьбу за процедуру, а демократия – это образ жизни народа, и его стыдно заимствовать у других.
Демократия относима как государственному режиму, так и к политическому режиму. Принципы правового государства: 1. Разделение властей. Появляется в науке благодаря теоретическим трудам Шарля Монтескье в конце XVII, начале XVIII века. Монтескье говорил о пользе разделения власти по горизонтали, так как это гарантия от узурпации. Монтескье делил власть на три ветви: 1. Законодательная. 2. Внешне-политическая. 3. Мирская (гражданская). Разделение власти по вертикали: 1. Центральная власть. 2. Региональная власть (местная).
Способы (направления) разделения властей: 1. Функциональное разделение (создание органов, наделение их компетенцией). 2. Институциональное разделение (органы одной ветви власти обособлены от органов другой ветви иерархически и функционально). 3. Персональное разделение (одни и те же лица не могут совмещать должности в разных ветвях власти). Попытки усилить одну ветвь власти за счёт ослабления другой, приводят к тому, что вся система государственной власти ослабляется. На практике баланс очень трудно обеспечить, поэтому любая система разделения властей реально функционирует лишь при наличии эффективной системы сдержек и противовесов. Эта система представляет собой распределение компетенции между органами государственной власти таким образом, чтобы органы каждой ветви могли влиять, и фактически влияли на формирование, функционирование и прекращение полномочий органов других ветвей власти. Для обеспечения баланса вводится стержень системы сдержек и противовесов – институт главы государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|