Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты констит-го права и констит-правовые отношения (КПО).




Предмет и метод КП как отрасли права.

КП – это отрасль права, представляющая собой сов-ть правовых норм, закрепляющих общ-ое устройство гос-ва, основы правового положения личности гос-ва, систему гос органов и регулирующих общ-е отнош, кот составляют основы народовластия народа и кот возник в процессе осущ-я народу единой гос власти.

Предмет -общ-е отношения, кот образуют основу всего устройства общ-ва и гос-ва и непосредственно связаны с осуществлением гос власти.

Предмет охватывает 2 основ сферы общ-х отношений:1)Охрана прав и свобод чел (отноше м/у гос-ом и чел-ом);2)Устройство гос-ва и гос власти (властные отнош).

Предметом КП РБ явл-ся конституц отнош, возникающие в связи с закреплением и регулированием:1.основ конституц строя, суверенитета народа и форм его осущ-ия, принципов гос устройства и раздел властей, соц правового хар-ра гос-ва, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;2.взаимоотнош м/у гос-ом и личностью, правовых основ статуса граждан, лиц без гражд-ва, иностр граждан, находящихся на террит республики, прав и свобод чел и гражданина и гарантий их реализации;3.орг-ии и функционирования сист органов власти РБ: Презид, Нац Собр, Прав-ва, органов судебной власти, а также местного самоуправл-я и управл-я.

Метод – это сист (сов-ть) приемов и способов правового воздействия на общ-е отнош.

Выдел след методы:1)метод обязывания – это применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осущ-ть опред-е действия (ст.59, ст.86 Конституц);2)метод запрета – это применение норм запрещающего хар-ра (ст.26, 33);3)метод дозволения – это когда опред-е нормы разрешают, дозволяют совершать опред-е действия органам или лицам. Обычно этот метод регулирует правовой статус чел и гражданина.

Правовые основы конституционного строя.

На основе 1-го раздела Констит РБ

Статья 1. РБ - унит демократич соц правовое гос-во.РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей террит, самостоятельно осущ-ет внутр и внеш политику.

Статья 2. Чел, его права, свободы и гарантии их реализации явл-ся высшей ценностью и целью общ-ва и гос-ва.Гос-во ответственно перед гражданином за созд усл для свободного и достойного разв лич-ти. Гражданин ответствен перед гос-ом за исполнение обяз, возложенных на него Констит.

Статья 3. Ед источ гос власти и носитель суверенитета-народ. Народ осущ-ет свою власть непосредственно, ч/з представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Констит.

Статья 4. Демократия осущ-ся на основе многообразия политич институтов, идеологий и мнений.

Статья 5. Политич партии, др общ-е объед, действуя в рамках Констит и з-ов РБ, содействуют выявл и выраж политич воли граждан, участвуют в выборах.Запрещ-ся созд и деят-ть политич партий и др общ-х объед, имеющих целью насильственное изменение констит строя либо ведущих пропаганду войны, соц, нац, религиоз и расовой вражды.

Статья 6. Гос вл осущ-ся на основе раздел ее на законод, исполн и судеб.

Статья 7. В РБ устанавл-ся принцип верхов-ва права.

Статья 8. РБ признает приоритет общепризнанных принципов междунар права и обеспеч соответствие им законод-ва.Она может на добровольной основе входить в межгосудар-е образования и выходить из них.

Статья 9. Террит РБ- естественное усл сущ-я народа, основа его благосостояния и суверенитета РБ.Террит РБ едина и неотчуждаема.Она делится на обл, районы, города и иные админ-террит единицы.

Статья 10. Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство гос-ва как на террит РБ, так и за ее пределами.

Статья 11. Иностр граждане и лица без гражд-ва пользуются правами и свободами и исполняют обяз наравне с гражданами РБ, если иное не определено Констит, з-ми и междунар договорами.

Статья 12. РБ может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в др гос-ах за политич, религиоз убеждения или нац принадлежность.

Статья 13. Собственность м б гос-ой и частной.

Гос-во предоставл всем равные права для осущ-я хоз-й и иной деят-ти, кроме запрещенной з-ом, и гарантирует равную защиту и равные усл для разв всех форм собственности.

Статья 14. Гос-во регулирует отнош м/у соц, нац и др общностями на основе принципов рав-ва перед з-ом, уважения их прав и интересов.

Статья 15. Гос-во ответственно за сохр историко-культ и дух наследия, свободное разв культур всех нац-х общностей, проживающих в РБ.

Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед з-ом.

Запрещ-ся деят-ть религиоз-х орг-ий, кот направлены против суверенитета РБ, ее констит строя либо сопряжена с наруш прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Статья 17. Гос языками в РБ явл-ся бел и русский языки.

Статья 18. РБ в своей внеш политике исходит из принципов рав-ва гос-в, неприменения силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмеш-ва во внутр дела и др общепризнанных принципов и норм междунар права.

Статья 19. Символами РБ как суверенного гос-ва явл-ся ее Гос флаг, Гос герб и Гос гимн.

Статья 20. Столица РБ - г Минск.Статус г Минска опред-ся з-ом.

Экономич основы констит строя РБ закрепл-ся в ст 1, 13 и 44 Констит. В них идет речь о соц-о ориентированной рыноч экономике.

Субъекты констит-го права и констит-правовые отношения (КПО).

КПО -обязательные отнош, урегулированные нормами констит права.

Гр КПО:1)общего хар-ра (взаимоотнош в гос-ве без конкретизации субъекта);2)конкретные КПО (четкий субъектный состав, наличие прав, свобод и обяз).

Для возник конкр КПО необходимо:а)наличие не менее 2 субъектов;б)нормы права, регулирующие соответ-ие общ-ые отнош;в)право дееспособ-ти субъекта;г)юридич факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с кот нормы права связывают возник, изменение или прекращение правоотношений.

Для изменения и прекращения КПО треб-ся сов-ть событий, фактов.

Классиф КПО:1)по субъекту и объекту;2)по сроку действия (постоянные и временные);3) по назначению в мех-ме правового регулир-я (матер и процессуальные);4)по целевому назначению (правоустановительные и правоохр-е).

Особенности КПО:а) возник в сфере отнош, составляющих предмет КП;б) особый субъектный состав: некот субъекты этих отнош не явл-ся участниками др видов правонаруш;в)КПО- объективные, фактич отнош политич хар-ра. Они сущ независимо от права, независимо от юридич констит;г)субъектами КПО явл-ся народ, науки, большие соц общности людей, гос-во и т.д.;д)объектами КПО явл-ся власть, суверенитет и свобода лич-ти, по поводу кот возник рассматриваемые отнош;е)КПО- отнош м/у соц силами, рождающими фактич власть в гос-ве.

Основной субъект КПО -чел. При этом не имеет знач облад он гражд-ом, явл-ся иност или лицом без гражд-ва.

Субъекты подраздел-ся:1.физ лица (граждане гос-ва, иностр лица и лица без гражд-ва);2.общ-е формирования (гос-во и его органы, народ,нация,политич партии и общ-е объед и т.д.)

Хар-ки субъектов КПО:1)правоспособ-ть;2)дееспособ-ть;3)компетенция (сов-ть полномочий,прав и обяз гос органов);4)правомочия (возмож-ть совершать опред-е действия или требовать конкр действий от др уч-ов правоотнош).

Первые 2 хар-ки характерны для физ лиц, вторые 2-для гос органов.

Объект КПО - общ-е отнош. Это м б матер блага, поведение или действия субъектов.

3 гр объектов:1.имущественные блага;2.неимущ-е блага;3.действия.

Источники КП

Источники - те формы, в кот находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, кот регулируют констит-правовые отнош.

1-ая гр источников – НПА. Выдел след НПА: з-ны, нормат акты исполн-ой власти, нормат акты органов констит контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправл-я.

Виды законов: 1.Констит;2.констит-е з-ны (вносят изменения в текст констит либо существенно дополняют его);3.органические законы (они дополняют констит, не изменяя ее основных принципов);4.акты исполн-ой власти;5.обычные з-ны, т.е. з-ны, принимаемые парламентом по текущим вопросам, кот предусмотрены в констит.

К нормат актам исполн-ой власти относятся акты главы гос-ва (указы, декреты) и нормат акты прав-ва, а иногда и министерств.

К нормат-правовым актам органов констит контроля относятся решения Констит Совета во Франции, Констит трибунала в Польше.

Регламенты палат парламента представляют собой источник права т.к. опред-т организац-ю стр-ру и порядок деят-ти парламента.

Решения местных органов служат источником только в том случае, если регулируют общ-ые отнош, связ с осущ-ем публичной (гос власти).

2-я гр источников – судебные прецеденты – это решение суда по конкр делу, кот признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел.

3-я гр источников – констит-е обычаи, т.е. правила повед, кот сложились исторически и поддерживаются гос-ом.

4-я гр источ – доктринальные источ. (труды ученых, кот исподьз-ся в тех случаях, где есть правовой пробел). Они относятся к источникам англосаксонской правовой системы.

5-я гр источ – религиоз право. Выдел 3 гр религиоз права:мусульманское, индусское и иудейское право.

6-я гр источ – это междунар-е договоры. Они служат источ права в случае, если регулируют констит-е проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

Источниками КП РБ служат правовые нормат акты, т.е. такие акты, кот содержат хотя бы одну норму КП. К ним относятся правовые акты, действующие на всей террит республ или террит, в пределах кот осущ-ся местное самоуправл-е.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...