Формы государственного устройства.
Форма гос устройства -это администр-террит деление гос-ва, кот раскрывает хар-р взаимод м/у его составными частями, а также м/у центр и местными органами управлений. Различ простые формы устройства (унитарное гос-во) и сложные (федерация и конфедерация). Унитарное гос-во -это целостное гос-во, администр-террит единицы кот подчиняются центр органам власти, не имеют статуса гос образований и не облад суверенитетом. Осн признаки унит гос-ва: 1.Единый учредительный НПА(или сов-ть таких актов), нормы кот имеют верхов-во на всей территории страны;2.Единые для всей страны высш органы вл;3.Единая сист законод-ва;4.Единое гражд-во;5.Единая денеж единица;6.Единый гос язык;7.Составные части унит гос-ва не обладают признаками суверенитета. Федерация -сложное гос образование, субъекты кот явл-ся гос-ми или гос образованиями и обладают опред-ой самостоятельностью. Осн признаки федерации: 1. две сист высш органов вл (федеральные и субъектов федерации);2. субъекты федерации имеют право принимать свои НПА учредительного хар-ра;3.они наделены правом принимать региональные з-ы;4.у субъектов федерации есть собственное гражд-во, столица, герб и иные элементы конституц-правового статуса гос-ва, за искл гос суверенитета. Виды федераций. 1.По особенностям конституц-правового статуса субъектов федеративного гос-ва:симметричные (субъекты обладают одинаковым конституц-правовым статусом) и асимметричные. 2.По особенностям формир-я федерации:территориальные,нац, смешанные. 3.По способу образов: договорные и конституц-е. 4.По степени централизации: централизованные (Аргентина, Индия) и децентрализованные (Швейцария, США) Конфедерация -это союз суверенных гос-в, объединившихся для выполнения каких-либо общих целей.
Осн признаки конфедер: 1. центр орган в не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами гос-ва и действует только ч/з субъекты;2.решения органов совместного управл-я, не обладают силой прямого действия;3.нет единого высш законод-го органа, единого гражд-ва;4.страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, т е расторгнуть конфедеративный договор. В чистом виде их не сущ. Можно спорить только по поводу Швейцарии. Фактической конфедерацией явл-ся Союз Босния и Герцеговина. Понятие конституц. строя. Совр. определение конституц. строя заключается в 2х аспектах: формальном и содержательном. Строй –система построения ч.-л. С позиций формальн. подхода конституц. строй - любое устройство гос-ва и общества на основе конституции. При этом не имеет значения, явл. ли конституция демократич., какие ценности закрепляются ее нормами. Однако не всякое гос-во явл. конституц-м (правовым). Важен 2й аспект – содержат-й – под “конституц. строем” понимают обществ. и гос. строй, характериз-ся демократизмом, т.е. имеющий след. важнейшие признаки (черты): 1) подчинение гос-ва праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное); 2) признание и гарантированность неотъемлемых прав чела; 3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдержив-е начало против сползания власти к авторитаризму и тирании; 4) многообразие форм собственности и реальные возможности для сущ-я и развития частной собственности как важнейшего усл. проявления свободы и автономии личности; 5) политич. плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деят-ти политич. партий, придерживающихся разл. идеологич-х установок, кроме экстремистских; 6) наличие гражда. общества, т.е. системы обществ. институтов, действующих в гос-ве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты граждан. общества выступают в кач. конструктивн., а в соответств-х ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.
Т. о., конституц. строй (в содержат. аспекте, а не формальном) – это такой гос. и обществ. строй, кот. определен демократич. конституцией как осн. законом страны, и для кот. в силу демократизма конституции характерны указ. выше черты. Конституц. строй определяется всем конституц. законод-вом страны. В отличие от конституц. строя основы конституц. строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие хар-р и содержание гос. и обществ. устройства. В силу этого положения 1го раздела Конституции, посвящ. основам конституц. строя, обладают большей юридич. силой даже по отношению к нормам др. статей Конституции. В кач. основ совр. Конституц. строя м. назвать демократию, правовое, соц. гос-во, оптимальный баланс прав и законных интересов гос-ва, общества и чела. 16. Административно-территориальное устройство РБ. В соотв. со ст. 9 Конституции РБ территория делится на области, районы, города и иные администр.-территор. единицы (АТЕ). В целях решения вопросов администр.-территор. устройства издан Закон от 5 мая 1998г. “Об администр.-территор. делении и порядке решения вопр. администр.-территор. устройства РБ”. АТЕ и ТЕ подлежат обязат. учету и регистрации в реестре АТЕ и ТЕ как части гос. земельного кадастра. Органом, осущ. ведение реестра, явл. ГУП «Нац. кадастровое агентство». Администр.-территор. устройство в РБ - на принципах:1)единства и неотчуждаемости РБ как естеств. усл. сущ-я и пространств. предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ;2)сочетания общегос. интересов и интересов населения, прожив. на соответс-й территории;3)сочетания единой гос. власти РБ, осущ-е кот. основано на принципе разделения ее на законодат-ю, исполнит-ю и судебную, с местным самоуправл-м; 4)осущ-я местн. Сов. депутатов, исполнит. и распорядит. органами своих полномочий в пределах границ соответс-х АТЕ; 5)равномерности, сбалансированности и комплексности развития АТЕ, взаимосвязи администр.-территор. устройства и соц.-экономич. районирования;6)примерного равенства размеров территории и численности населения АТЕ 1го вида;1-многообразия прав. статусов АТЕ и ТЕ в соответ. с их назначением, местн. особенностями, уровнем соц.-экономич. развития и др. факторами;2- гласности и учета обществ. мнения при решении вопросов администр.-территор. устройства.
К АТЕ в РБ отн.области, районы, сельсоветы, а также города и ПГТ, в кот. созданы местн. Советы депутатов, исполнит. и распорядит. органы. К числу населенных пунктов относятся города, ПГТ и сельские населенные пункты. Населенные пункты, в кот. находятся местные Советы депутатов, исполнит. и распорядит. органы, явл. центрами соответствующих АТЕ.Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связ. с удовлетворением соц.-культурных и бытов. потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюд-м законности, при необходимости делятся на ТЕ, не являющиеся самостоят. АТЕ.Законом предусмотрено, что АТЕ и ТЕ в связи с необходимостью установл-я особого режима гос. управления, обусловл. требованиями нац. безопасности, экологич. и иными требованиями, м. объявляться закрытой. Наряду с АТЕ предусмотрено создание ТЕ РБ - это населенные пункты, в кот. не создаются местн. Советы депутатов, исполнит. и распорядит. органы, а также территории спец. режима использования (заповедники, нац. парки, заказники, территории историч. памятников и памятников природы, территории оборон.назнач-я и др.).Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации ТЕ определяется Законом от 5 мая 1998г. и иными актами законод-ва РБ. В РБ ведется учет и регистрация АТЕ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|